Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2017 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1019/2017 по иску прокурора Братского района в интересах Добчурского муниципального образования к Администрации Добчурского сельского поселения о возложении обязанности назначить контрактного управляющего,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Добчурского муниципального образования с иском к Администрации Добчурского сельского поселения о возложении обязанности назначить контрактного управляющего.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что Администрацией Добчурского сельского поселения не создана контрактная служба и не назначен контрактный управляющий.
Согласно ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки. При этом под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В силу ст. 39 Устава Добчурского муниципального образования Администрация Добчурского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Добчурского муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. К полномочиям администрации относится, в том числе обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Добчурского муниципального образования, исполнение бюджета, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Таким образом, Администрация Добчурского сельского поселения является муниципальным заказчиком.
В соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При централизации закупок контрактный управляющий осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Проверкой установлено, что в Администрации Добчурского сельского поселения контрактная служба не создана, контрактный управляющий не назначен, положение (регламент), в соответствии с которым осуществляет деятельность контрактная служба не принято. Специалист на прохождение курсов в сфере закупок не направлялся в связи с отсутствием средств в бюджете.
Осуществление закупок должно осуществляться в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Исполнение контрактным управляющим функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», непосредственно влияют на осуществление закупок для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками, исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов формируются планы закупок, в которые включается, в том числе объем финансового обеспечения для осуществления закупки.
Из плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утвержденного главой Добчурского муниципального образования 20.01.2017, следует, что объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет 5 544 300 руб., из них на 2017 год - 1 903 000 руб., на 2018 год - 1 775 600 руб., на 2019 год - 1 865 700 руб.
Таким образом, совокупный годовой объем закупок для Администрации Добчурского сельского поселения не превышает ста миллионов рублей, следовательно, требуется только назначение контрактного управляющего. Отсутствие в Администрации Добчурского сельского поселения должностного лица, ответственного за осуществление на профессиональной основе закупочной деятельности, создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, что может привести к неэффективному осуществлению вопросов местного значения в Добчурском муниципальном образовании.
Просил обязать Администрацию Добчурского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Леонтьев Л.Л., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Добчурского сельского поселения ФИО1, действующий на основании прав по должности – глава Добчурского муниципального образования, в судебном заседании исковые требования прокурора Братского района о возложении на Администрацию Добчурского сельского поселения обязанности назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признал в полном объеме. Суду пояснил, что обстоятельства, изложенные прокурором в иске, не оспаривает, срок, указанный прокурором, считает достаточным для устранения указанных нарушений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика Администрации Добчурского сельского поселения ФИО1, реализуя свое процессуальное право, признал исковые требования прокурора Братского района в полном объеме, о чем имеется его подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что представитель ответчика исковые требования прокурора Братского района признал в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять от Администрации Добчурского сельского поселения признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Добчурского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева