ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1019/19 от 12.03.2019 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-1019/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Камышановой А.Н.,

при секретаре Фиронове В.И.,

с участием истца ФИО1,

12 марта 2019 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» об обязании предоставить платёжные документы,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» об обязании предоставлять платёжный документ. В обоснование требований указав, что является собственником помещения в МКД по адресу: <адрес>, <...><адрес>; местом его преимущественного пребывания является: <адрес>. Оказание услуг и выполнение работ многоквартирного <адрес><...><адрес> осуществляет управляющая компания ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами». Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении ему по месту пребывания ежемесячных платежных документов (квитанций оплаты услуг УК) за период с <...> по <...> года, однако указанные документы ему ответчиком не направлялись, данные об их размещении на соответствующих сайтах в сети Интернет не содержатся. Указывает, что ответчик, не направляя в его адрес квитанции об оплате за указанное жилое помещение, создает препятствия истцу в осуществления обязанности оплатить содержание его собственности или оспорить предоставленные услуги, чем нарушает его права. Просил суд обязать ответчика направить в адрес пребывания истца ежемесячные платёжные документы (квитанции оплаты услуг УК) в период с <...> года по <...> года в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа.

Определением Волжского городского суда <адрес> от "."..г. прекращено производство по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в части требований об установлении виновности действий ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в нарушении прав потребителя на получение достоверной информации и обеспечение направления в адрес пребывания собственника ежемесячных платежных документов в верифицируемом виде – квитанций оплаты предоставленных услуг Управляющей компанией; обязании ответчика направлять в адрес пребывания истца ежемесячные платежные документы (квитанции оплаты услуг УК) в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа, поскольку имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Кроме того, указанным определением суда от "."..г. ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о принятии отказа от иска в части требований к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» об установлении виновности действий в нарушении прав потребителя на получение достоверной информации и обеспечение направления в адрес пребывания собственника ежемесячных платежных документов в верифицируемом виде – квитанций оплаты предоставленных услуг Управляющей компанией; обязании ответчика направлять в адрес пребывания истца ежемесячные платежные документы (квитанции оплаты услуг УК) в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования в оставшейся части поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил возражения на иск в которых указал, что <...>

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее по тексту Правила).

В соответствии с абз. 7 п. 2 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Абзацем 17 п. 2 Правил определено, что ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Согласно пп. «к» п. 31 названных правил исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Как указано в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 03.07.2016) Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 определено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива; на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный ч. 2 ст.155 ЖК РФ.

Таким образом, из вышеуказанной правовой нормы следует, что платежный документ может быть представлен в любой форме, в том числе, электронной.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривалось, что истец ФИО1 является собственником квартиры площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <...>, <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от "."..г. серии 23-АЖ №... (л.д.7).

Управление многоквартирным домом №... пер.<адрес> на основании договора от <...> года осуществляет ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» (копия л.д.21-25).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила).

На основании названных Правил, а также в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (п. 14) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

При этом, способ доставки платежного документа договором не регламентирован.

Вместе с тем, в силу п. 15 Договора, на управляющую компанию ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» возложена обязанность в течение 3 рабочих дней направлять в адрес собственника документы, связанные с выполнением обязательств по договору управления, в том числе платежные документы на внесение платы за жилое помещение.

Таким образом, право выбора, каким способом получать информацию (путем получения платежного документа или с помощью электронных систем), предоставлено потребителю услуги, в данном случае истцу ФИО1

В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии со п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг.

Не предоставление указанных документов свидетельствует о нарушении прав потребителя.

Согласно выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения с места жительства ГКУ ВО «МФЦ» от "."..г., ФИО1 временно, сроком по "."..г., зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Как следует из искового заявления и пояснений в судебном заседании истца ФИО1, ответчик - ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» надлежащим образом не исполняет обязанность по предоставлению информации потребителю, платежные документы на внесение платы за жилое помещение в его адрес преимущественного пребывания не направляются, информация на соответствующих сайтах в сети Интернет отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил, то есть управляющая организация.

Таким образом, исходя из указанного выше, суд приходит к выводу о том, что истец является потребителем коммунальных услуг, которые оплачивает в пользу ответчика, а потому вправе получать от последнего информацию в рамках оказанных ему услуг, в том числе платежные документы и сведения о произведенных им платежах.

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 "."..г. заказной почтой с уведомлением направил в адрес ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» требования (заявление, претензию) об изменении размера платы, о предоставлении информации о безопасности предоставления услуг, объеме, качестве, зачете излишне оплаченных средств в счет будущих платежей, в котором также содержалось требование о направлении в его, ФИО1, адрес квитанций по оплате услуг УК за период с октября по декабрь 2018 года (л.д.8).

Из текста указанного заявления следует, что запрашиваемые документы ФИО1 просит направить по адресу его пребывания: <адрес>, либо в электронном виде по адресу romi01@bk.ru, в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа.

Указанное заявление были получены ответчиком "."..г., что следует из отчета с официального сайта «Почта России» (л.д.8 (оборот)-9). Однако, запрашиваемые документы в адрес ФИО1 до настоящего направлены не были, что также следует из письменного отзыва ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» на иск.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства лежит на исполнителе.

Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (п.п. «ж»).

Обязанность направления платежных документов собственнику является обязательной.

Следовательно, ответчик ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» должен доказать, что им в соответствии со ст. 155 ЖК РФ и п. 14 договора управления многоквартирным домом своевременно, не позднее 1-го числа каждого месяца, выставляются и направляются в адрес истца платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответчиком ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» доказательств, опровергающих утверждения истца и освобождающих его от ответственности, суду не представлено.

Решением Волжского городского суда <адрес> от "."..г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» о понуждении направить квитанции оплаты предоставленных услуг управляющей компанией постановлено: признать незаконными действия ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в нарушении прав потребителя ФИО1 на получение достоверной информации и обеспечение направления в адрес пребывания собственника ежемесячных платежных документов в верифицируемом виде – квитанций оплаты предоставленных услуг Управляющей компанией за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <...>, <адрес>. Обязать ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» направлять в адрес пребывания ФИО1 (<адрес>) ежемесячные платежные документы (квитанции оплаты услуг УК) за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пер.Буковый, <адрес>, в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа.

Решение суда вступило в законную силу "."..г..

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Названные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Следовательно, данным решением суда, имеющим преюдициальное значение для разрешения спора, установлена виновность ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» по не правлению в адрес истца платёжных документов.

На основании изложенного, судом достоверно установлено, что требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, ответчиком не исполняются, платёжные документы в адрес пребывания истца по его просьбе не направляются, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца и считает необходимым обязать ответчика направить в адрес пребывания истца платежные документы (квитанции оплаты услуг УК) за жилое помещение за период с октября по декабрь 2018 года. В тоже время суд считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием, что данные документы могут также направляться ответчиком в адрес истца в электронном виде по адресу romi01@bk.ru, так как данный адрес был указан истцом в его заявлении.

Довод ответчика на то, что организациями, осуществляющими управление МКД производится обязательное размещение в информационной системе ГИС ЖКХ, и вся необходимая информация на данном ресурсе размещается с "."..г., о чем ФИО1 неоднократно сообщалось, следовательно истец имеет возможность самостоятельно, зайдя на сайт ГИС ЖКХ, найти интересующую его информацию (документы), не может быть принят судом во внимание как основание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами», на основании поступившего от истца ФИО1 письменного заявления о предоставлении копии документов, в том числе квитанций по оплате услуг УК, в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от "."..г. N 354, должен был предоставить письменную информацию, в надлежавшей форме, которую истец имеет право получать от ответчика (пп. «к» п. 31 Правил), чего последний не сделал.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ, взыскать с ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» государственную пошлину в пользу бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области в размере 300 рублей.

С учётом требований ст.ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ госпошлина подлежит зачислению в бюджет городского округа – город Волжский Волгоградской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» направить в адрес пребывания ФИО1 (<адрес>) либо в электронном виде по адресу romi01@bk.ru платежные документы (квитанции оплаты услуг УК) за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <...><адрес>, в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа за период с октября 2018 года по декабрь 2018 года.

Взыскать с ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области.

Судья А.Н. Камышанова

Справка: мотивированное решение изготовлено 15 марта 2019 года

Судья А.Н. Камышанова