Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тында 21 октября 2020 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,
при секретаре Мальцевой М.В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к администрации города Тында о взыскании невыплаченной части заработной платы
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнений просит признать действия ответчика по факту невыплаты части заработной платы в мае 2020 года – незаконными, обязать выплатить недополученную часть заработной платы за май 2020 года в размере <данные изъяты>, выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований, указав, что в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ принят на муниципальную службу в администрацию г. Тынды на должность – главного специалиста отдела жилищно – коммунального, дорожного хозяйства. В ноябре 2020 года переведен на должность – заместителя начальника отдела жилищно – коммунального, дорожного хозяйства. Трудовым договором истцу установлен должностной оклад и иные причитающиеся гарантированные выплаты.
С ноября 2019 по апрель 2020 года заработная плата, за месяц подлежащая выплате составила <данные изъяты> в месяц в соответствии с договором и занимаемой должностью.
В мае 2020 года ответчик без объяснения причин снизил размер заработной платы не начислив премию за выполнение особо важных и сложных заданий.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела. Судом заявленное ходатайство отклонено, поскольку предмет рассматриваемого спора вытекает из социальной направленности, что требует сокращение срока рассмотрения таких дел, кроме того, отложение дела является правом, а не обязанностью суда.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О муниципальной службе в РФ"), на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Так, подпункт 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает муниципальным служащим гарантию в виде права на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, основанную на закрепленных в Трудовом кодексе РФ аналогичном принципе правового регулирования (ст. 2 ТК РФ), праве работника (ст. 21 ТК РФ) и корреспондирующей с ним обязанности работодателя по трудовому договору (ст. 56 ТК РФ).
Как установлено в судебном заседании не оспаривается сторонами, истец осуществляет свою трудовую деятельность в администрации города Тында в должности начальника заместителя начальника отдела жилищно – коммунального, дорожного хозяйства.
Трудовым договором от 19 августа 2018 года истцу установлен должностной оклад, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в соответствии с положением – до 90%, премии за выполнение особо важных и сложных заданий – до 25%, ежемесячное денежное поощрение – до 3-х должностных окладов, надбавки за работу в районе, приравненном к району Крайнего Севера – 50 % ежемесячно, районный коэффициент в размере – 70 % ежемесячно и иные причитающиеся гарантированные выплаты.
Статья 129 ТК РФ устанавливает понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Премия, согласно ст. 129 ТК РФ - это часть заработной платы, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения (успехи) в труде. Этот вид премий отличается от премий, выплачиваемых на основе общей оценки труда работников вне систем оплаты труда (ст. 191 ТК РФ) и не относящихся к заработной плате.
По правовой природе премия (денежное поощрение) представляет собой выплату за достижение заранее установленных показателей успешной трудовой деятельности работника либо структурного подразделения организации (отдела, участка, управления). Посредством основной заработной платы (тарифных ставок, окладов), доплат и надбавок учитываются основные показатели трудовых затрат, а посредством премий - дополнительные показатели труда, главным образом его результаты.
Премии являются дополнительной (переменной) частью сдельно-премиальной или повременно-премиальной систем оплаты труда.
Нормативным правовым актом города Тынды от 14.12.2017 №45-НПА (далее - нормативный правовой акт), принятым решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 №671-Р-ТГД-У, установлены размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии с положениями статьи 2 нормативного правового акта оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий относится к дополнительным выплатам муниципальным служащим.
Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий определен Положением о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается муниципальному служащему ежемесячно распоряжением (приказом) Работодателя (п.6.1 Положения).
Выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится муниципальным служащим ежемесячно в размере 25 процентов от должностного оклада муниципального служащего по результатам работы за текущий период с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления.
Размер премии может быть снижен по предложению непосредственного или вышестоящего руководителя муниципального служащего с указанием основания для снижения установленного размера премии (п.6.2 Положения).
Работодатель вправе повысить размер премии отдельным муниципальным служащим за выполнение особо важных и сложных заданий в случае выполнения муниципальным служащим оформленных в установленном порядке особо ответственных либо не предусмотренных должностными обязанностями работ, заданий, выполнение срочных заданий руководителя и заместителей руководителя органа местного самоуправления, за разработку предложений, документов, позволяющих эффективно, успешно, комплексно выполнять органами местного самоуправления города возложенных на них полномочий, снизить, оптимизировать расходы бюджета города, пополнить доходную часть бюджета города (п.6.5 Положения).
В случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий (п.6.7 Положения).
Таким образом, исходя из толкования нормативного правового акта устанавливающего дополнительные выплаты муниципальным служащим, суд приходит к выводу, что ежемесячная (текущее) денежное поощрение является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной у ответчика системой оплаты труда и выплачивается по итогам работы за каждый месяц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что денежное поощрение являлась составной частью заработной платы истца, и он имел право на ее получение при добросовестном труде, безупречном выполнении должностных обязанностей за фактически отработанное время.
Снижение премии или ее невыплата должно быть мотивировано работодателем и допускается только в исключительных случаях.
Распоряжением администрации г. Тынды от 21.05.2020 № 98/4-к истцу был снижен размер денежного поощрения за май 2020 к должностному окладу до 0,8.
Проанализировав указанное распоряжение, оценив представленные ответчиком доказательства и доводы сторон, суд исходит из отсутствия в обжалуемом распоряжении критерия, который и послужил основанием для снижения размера ежемесячного денежного поощрения, доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения ФИО1 должностных обязанностей работодатель суду не представил, убедительных и достаточных доказательств того, что работодателем правомерно снижен истцу размер ежемесячного денежного поощрения, ответчик не представил.
Из содержания распоряжения не видно, какие конкретно нарушения должностных обязанностей в мае 2020 года истцом допущены, что по существу свидетельствует о не мотивированности и безосновательности решения администрации города Тында.
При указанных обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что работодатель не представил доказательств, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение истцом своих должностных обязанностей в мае 2020 года повлекшие не установление ему премии, не представил ФИО1 возможность представить объяснение, а также принимая во внимание, что премия по результатам работы, являющаяся стимулирующей выплатой, носит постоянный, а не временный характер, входит в состав заработной платы за соответствующий месяц, решение о снижении или лишении муниципального служащего премии не может зависеть только от усмотрения руководителя, подлежит обязательному и полному обоснованию, приходит к выводу об отсутствии оснований для лишения (снижении) премии по результатам работы за указанный период, в связи с чем, исковые требования ФИО1 признать действия ответчика по факту невыплаты части заработной платы – незаконными, обязать выплатить недоплаченную часть заработной платы в размере 18 022,20 (восемнадцать тысяч двадцать два) рубля 20 копеек, подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования ФИО1 о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты ежемесячного денежного поощрения суд приходит к следующему.
В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ, п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.02.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Проверив расчет компенсации, предоставленный истцом, согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ, суд признает его правильным, размер компенсации составил 754,83 рубля.
Данный размер компенсации подлежит взысканию с администрации города Тында.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) неправомерными действиями или бездействием работодателя, он вправе требовать его возмещения в денежной форме.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.02.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты ему заработной платы).
С учетом всех обстоятельств дела, учитывая допущенные ответчиком нарушения прав истца, степень вины ответчика, суд полагает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, что, по мнению суда, соответствует требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ФИО1 <данные изъяты> к администрации города Тында о взыскании невыплаченной части заработной платы, частично.
Обязать администрацию города Тында выплатить в пользу ФИО1 <данные изъяты> недоплаченную часть заработной платы в размере <данные изъяты>
Обязать администрацию города Тында выплатить в пользу ФИО1 <данные изъяты> денежную компенсацию за задержку выплаты ежемесячного денежного поощрения в сумме <данные изъяты> рубля.
Взыскать с администрации города Тында в пользу ФИО1 <данные изъяты> компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В.Кувшинов
Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ