УИД: 61RS0019-01-2022-000710-48
дело № 2-1019/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области
в составе судьи Бердыш С.А.,
при секретаре Тулупниковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска об обязании заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта
установил:
Истец обратилась в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что между истцом и КУМИ Администрацией г. Новочеркасска был заключен договор аренды земельного участка от <дата>№ с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в целях размещения торгового павильона.
С момента заключения договора и по настоящее время истец использует торговый павильон по назначению, оплачивает арендную плату, что подтверждается письмами ТНС энерго <адрес> от <дата>№ о заключенном договоре энергоснабжения, Отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрацией г. Новочеркасска от <дата>№.1.3/383 о включении в реестр торговых объектов города, объекта по адресу: <адрес>, площадью 9 кв.м. на основании договора аренды <дата>№.
Просила суд обязать КУМИ Администрации г. Новочеркасска заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: Новочеркасск, в районе <адрес>, общей площадью 8 кв.м. с ФИО1
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель КУМИ Администрации г. Новочеркасска ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав предоставленные доказательства, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, а также по иным основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что между истцом и КУМИ Администрацией <адрес> был заключен договор аренды земельного участка от <дата>№ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в целях размещения торгового павильона.
С момента заключения договора и по настоящее время истец использует торговый павильон по назначению, оплачивает арендную плату.
Письмом ТНС энерго <адрес> от <дата>№ подтверждается, что согласно договору энергоснабжения № от <дата> осуществляется энергоснабжение нестационарного торгового объекта.
Согласно письма Отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрацией <адрес> от <дата>№.1.3/383, нестационарный объект, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 8 кв.м., внесен в реестр торговых объектов города по заявлению ФИО1 на основании договора аренды <дата>№.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.В соответствии с ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно п. 2.1. Постановления Правительства Ростовской области № 583 от 15.09.2015 «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Постановление Правительства Ростовской области № 583 от 15.09.2015), размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта. Случаи, когда размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с 2.2. Постановления Правительства Ростовской области № 583 от 15.09.2015, договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов.
Без проведения торгов договоры о размещении заключаются в случаях: размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору о размещении. Размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 01.03.2015 (п.п. 2.2.1., 2.2.1.1 Постановления Правительства Ростовской области № 583 от 15.09.2015).
На основании п. 2.3. Постановления Правительства Ростовской области № 583 от 15.09.2015, заключение договора о размещении осуществляется на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более чем на 10 лет.
За размещение нестационарного торгового объекта взимается плата (п. 2.4. Постановления Правительства Ростовской области № 583 от 15.09.2015).
Согласно п.1.3.2. Постановления Администрации г. Новочеркасска № 2131 от 06.11.2015 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Новочеркасск» (далее - Постановление Администрации г. Новочеркасска № 2131 от 06.11.2015), нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, за исключением мобильных торговых объектов. К нестационарным торговым объектам, включаемым в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), относятся: павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Размещение Объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора на размещение Объекта (п. 2.1. Постановления Администрации г. Новочеркасска № 2131 от 06.11.2015).
Согласно п. 2.4.1. Постановления Администрации г. Новочеркасска № 2131 от 06.11.2015, без проведения торгов Договор в местах, определенных Схемой, заключается в следующих случаях: размещения на новый срок Объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору указанного Объекта; размещения на новый срок Объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору аренды земельного участка.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, утвержденного решением Городской Думы № 173 от 27.10.2006, комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «город Новочеркасск» и в государственной собственности до разграничения.
В соответствии с п. 2.1, 2.4 указанного Положения, к основным задачам КУМИ относятся осуществление права собственника в отношении движимого и недвижимого муниципального имущества, в том числе земель города: до разграничения государственной собственности на землю - на земельные участки, находящиеся в государственной собственности в пределах предоставленных полномочий, после разграничения - на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, на которые возникает право собственности, а также контроль использования муниципального имущества в соответствии с его назначением, а также разработка предложений, направленных на его наиболее эффективное использование.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что с момента заключения договора и по настоящее время ФИО1 использует торговый павильон по назначению, оплачивает арендную плату, а также то, что на протяжении длительного времени КУМИ Администрации г. Новочеркасска не возражала против расположения и эксплуатации на земельном участке с кадастровым номером № торгового павильона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска об обязании заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска Ростовской области заключить с ФИО1 договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 8 кв.м., сроком на десять лет.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.А. Бердыш
Решение в окончательной форме изготовлено 04 марта 2022 года.