ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-101/14 от 18.02.2014 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

  Дело № 2-101/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 18 февраля 2014 года г. Карачаевск

 Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

 председательствующего судьи Чотчаева Х.О.,

 при секретаре судебного заседания Узденовой З.Р.,

 с участием истца ФИО1,

 представителя ответчика – Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР ФИО2, выступающей на основании доверенности от 17.01.2013 г. №1-142,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого незаконными действиями органов государственной власти вследствие применения к ней политической репрессии по национальному признаку в виде высылки. В обоснование своих исковых требований ФИО1 указала, что ее семья на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 12.10.1943 года была подвергнута политической репрессии по национальному признаку в виде высылки в Казахскую ССР, где находилась на спецпоселении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР и также находилась в спецпоселении с родителями. Согласно справке о реабилитации от 10.07.1995 года №18/33746 Российская Федерация официально признала ее жертвой политических репрессий. Исходя из положений Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» статус жертвы политических репрессий и, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки, выданной компетентными органами государства. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров» даны разъяснения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В настоящее время вступило в законную силу постановление Европейского Суда по правам человека от 2 февраля 2010 года по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба №7975/06). Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» в своём постановлении подчеркнул, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий, и что если этот пробел не будет устранён, то государство-ответчик должно выплатить 4 тысячи евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей. В соответствии с ч.2 ст.1 ГПК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Поскольку Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, исковые требования должны быть разрешены с учётом правовой позиции Европейского Суда, выраженной в постановлении от 2 февраля 2010 года по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», которым разрешены аналогичные правоотношения. Истец является лицом, признанным жертвой советских политических репрессий и реабилитированным в установленном российском законодательством порядке, в отношении неё была нарушена статья 1 Протокола №1 Конвенции. У неё имеется собственность в виде основанного на Законе «О реабилитации жертв политических репрессий» и Конституции Российской Федерации правомерного ожидания возмещения ущерба, причинённого нравственными страданиями, связанными с незаконным ограничением свободы. С 1 января 2005 года гарантия компенсации морального ущерба из преамбулы Закона была исключена, что является отказом от правовой и моральной обязанности государства и противоречит статье 1 Протокола №1 к Конвенции, и не может применяться судами во избежание нарушения ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации. Истцу, родившейся в ссылке, в семье спецпереселенцев на протяжении многих лет, даже после возвращения на историческую Родину, приходилось жить с ярмом дочери изменников Родины, выслушивать оскорбления в свой адрес и в адрес своего народа от разных людей, в том числе и от людей, наделенных властью, следовательно, политическую реабилитацию нельзя считать полной. Она считает справедливой и достаточной компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) рублей за моральные и нравственные страдания.

 В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свои исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 12.10.1943 года ее семья была подвергнута политической репрессии в виде высылки в Казахскую ССР по национальному признаку, где находилась в спецпоселении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР и также находилась в спецпоселении с родителями. На основании пункта «в» ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» она реабилитирована как дочь родителей, высланных в 1943 из КАО в Казахскую ССР, что подтверждается справкой о реабилитации от 10.07.1995 года №18/33746, выданной Министерством внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики. Ей на протяжении многих лет, даже после возвращения на историческую Родину, приходилось жить с ярмом дочери изменников Родины, выслушивать оскорбления в свой адрес и в адрес своего народа от разных людей, в том числе и от людей, наделенных властью, следовательно, политическую реабилитацию нельзя считать полной. Она получила единовременную компенсацию лицам, пострадавшим от политических репрессий, в настоящее время как реабилитированное лицо она ежемесячно получает надбавку к пенсии по старости, а также компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременные денежные выплаты льготным категориям граждан в размере 343 рубля, однако считает эти меры социальной поддержки недостаточными и не соответствующими размеру причиненного вреда. Она считает справедливой и достаточной компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за моральные и нравственные страдания.

 Представитель ответчика - Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по КЧР ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении ее исковых требований по тем основаниям, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции РФ). Российское государство, приняв 26 апреля 1991 года Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", провозгласило отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов. Данный Закон реабилитировал все репрессированные народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. В частности, Законом предусмотрены территориальная, политическая, социальная, культурная реабилитация репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий (преамбула и статьи 1-3, 6-11 Закона). 18 октября 1991 года принят Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон РФ о реабилитации), который является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции РФ, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. Как следует из преамбулы Закона РФ о реабилитации, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства. Целью Закона (в редакции до 22 августа 2004 года) является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из преамбулы Закона РФ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" было исключено положение о компенсации морального ущерба (статья 6). Закон РФ о реабилитации принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда. Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя. Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона РФ о реабилитации был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов РФ. Как следует из положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года, при издании органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после указанной даты порядка реализации льгот и выплат, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Следовательно, федеральным законодателем в соответствии с требованиями статей 71 (пункт "в") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки. Таким образом, в соответствии со статьями 151 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", статьей 3.1 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов", Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" следует, что действующим законодательством Российской Федерации денежная компенсация морального вреда реабилитированным лицам не предусмотрена. В соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" истец, как реабилитированное лицо, имеет право на меры социальной поддержки.

 Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

 Как установлено в судебном заседании, на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 12.10.1943 года семья истца была подвергнута политической репрессии по национальному признаку в виде высылки в Казахскую ССР, где находилась на спецпоселении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР. На основании пункта «в» ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» она реабилитирована как дочь родителей, высланных в 1943 из КАО в Казахскую ССР по национальному признаку, что подтверждается справкой о реабилитации от 10.07.1995 года №18/33746, выданной Министерством внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики.

 Являясь демократическим и правовым государством, Российская Федерация признала незаконными действия тоталитарного советского режима по применению репрессий в отношении тех народов, которые подвергались геноциду и необоснованным обвинениям. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Россия законодательно провозгласила отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов. Законом РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную и культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причинённого репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий. С целью реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной компенсации причинённого им ущерба был принят Закон Российской Федерации от 18.10.1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

 Являясь реабилитированным лицом, истица в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные названными федеральными законами, а также Законом Карачаево-Черкесской Республики от 22 августа 2004 года №122 -ФЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и иными федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами. Однако, ни один нормативно-правовой акт, касающийся реабилитации жертв политических репрессий и регулирующий рассматриваемые судом по настоящему делу правоотношения, не предусматривает возможность компенсации причинённого репрессированным лицам морального вреда путём выплаты им денежной компенсации этого вреда.

 Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», как следует из его преамбулы в ранее действовавшей редакции, принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причинённого репрессированным лицам. Однако, используемые в этом законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение возмещения материального и морального вреда. Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых в соответствии со ст. 17 Закона возложено на Правительство Российской Федерации.

 Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых в настоящее время мерами социальной поддержки) направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищённости. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными мерами были призваны способствовать возмещению вреда, причинённого в результате репрессий. Следовательно, льготы, которые установлены федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объём возмещения вреда, включая моральный вред. Данная правовая позиция изложена в ряде сохраняющих свою силу определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 10 июля 2003 г. N 282-О, от 5 июля 2005 г. N 246-О, от 27 декабря 2005 г. N 527-О, от 17 октября 2006 г. N 397-О, от 15 мая 2007 г. N 383-О-П, от 24 июня 2008 г. N 620-О-П, от 16 декабря 2010 г. N 1627-О-О и др.)

 Таким образом, федеральным законодателем в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки. Таким образом, предоставление государством реабилитированным лицам предусмотренных законом и подзаконными нормативными актами льгот и компенсаций по своей правовой природе является формой возмещения вреда, причинённого этим лицам, включающего и возмещение морального вреда.

 Суд также учитывает то обстоятельство, что ответственность за причинение морального вреда и возможность его денежной компенсации впервые были установлены Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с 3 августа 1992 года. Моральный вред в виде нравственных и физических страданий был причинён истцу с 1943 года до 1957 год, то есть до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид ответственности, как компенсация морального вреда. Согласно положениям ч.1 ст.54 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.4 ГК РФ нормы права, касающиеся возможности денежной компенсации морального вреда, не подлежат применению к спорным правоотношениям. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 18 января 2005 года N 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.

 Суд отклоняет содержащуюся в исковом заявлении ссылку на нарушение практики Европейского Суда, а именно на Постановление от 2 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии", поскольку присужденные заявителям по указанному делу денежные суммы являются не компенсацией за политические репрессии, а компенсацией за нарушение их права на имущество по статье 1 Протокола N 1 к Конвенции, поскольку в течение 11 лет государство уклонялось от осуществления мер по принятию законодательства, административных и бюджетных мер, чтобы лица, на которых распространяется действие статьи 9 Закона Грузии от 11 декабря 1997 г., могли эффективно использовать права, гарантированные данным положением. Между тем, в Российской Федерации, имеется эффективная система внутригосударственных средств правовой защиты в отношении жертв политических репрессий, к которым относится и истец.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО8 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о компенсации морального вреда, причинённого ей вследствие применения к ее родителям ДД.ММ.ГГГГ политической репрессии по национальному признаку в виде высылки в Казахскую ССР и ее нахождения в специальном поселении, в размере <данные изъяты>) рублей - отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Карачаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Председательствующий Х.О.Чотчаев