ГД № 2-6/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2018 года г. Знаменск Астраханской обл.
ФИО14 гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Назарова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Филипповой С.Н.,
с участием представителя истца ФИО15, представителя третьего лица ФИО16, ответчика ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению войсковой части № к военнослужащему указанной воинской части <данные изъяты>ФИО17 о привлечении к полной материальной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть № обратилась в суд к <данные изъяты>ФИО17 с исковым заявлением, в котором просила взыскать с него в пользу ФКУ «Войсковая часть №» сумму причиненного им материального ущерба в размере 8287234 рублей 31 копейки.
В обоснование иска командир в/ч № указал, что в 2016 году по результатам проведенной инвентаризации службы ГСМ воинской части членами инвентаризационной комиссии недостача авиационного топлива, которое числится за материально ответственным лицом ФИО17, выявлена не была. В период с 17 мая по 12 июля 2017 года межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ было проведено выездное контрольное мероприятие отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в отношении в/ч №, в ходе которого выявлена недостача авиационного топлива, в том числе числящегося за ФИО17, в количестве 207808 кг на сумму 8287234 рубля 31 копейки.
Представитель истца ФИО15 в суде поддержала требования иска по изложенным в нем доводам и пояснила, что основанием для привлечения ФИО17 к полной материальной ответственности является ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих». В период с 2015 года по 2016 год в ходе проводимых в воинской части инвентаризаций и проверок недостача авиационного топлива, числящегося за ФИО17, выявлена не была. ФИО17 как материально ответственное лицо не организовал учет авиационного топлива, что привело к его недостаче. Новый порядок подготовки документов для списания пережогов был разработан в воинской части только в конце мая этого года. Воинская часть представила на экспертизу все дополнительно запрашиваемые судом документы, которые имелись в наличии в в/ч №.
Представитель Филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Астраханской области» ФИО16 в судебном заседании пояснила, что авиационное топливо, недостача которого выявлена у ФИО17, списано с учета воинской части, а соответствующая сумма материального ущерба внесена в книгу учета недостач. При формировании инвентаризационной описи от 21 июня 2017 года в печатном виде с использованием программного продукта «1С: Предприятие» цена топлива за 1 кг (средняя фактическая стоимость) определилась автоматически. В в/ч № только с 2017 года к актам на списание топлива стали прикладываться полетные листы. Финансовым органом были дополнительно представлены запрашиваемые судом документы для производства экспертизы, которые были отражены в бухгалтерском учете.
Ответчик ФИО17 в судебном заседании исковые требования воинской части не признал и пояснил, что материальные средства были им приняты по указанию <данные изъяты> в/ч №<данные изъяты>ФИО1, в присутствии которого им был подписан соответствующий акт. Сами материальные средства от другого материально ответственного лица <данные изъяты>ФИО2 он фактически не принимал, только расписался в акте приема-передачи. Ущерб воинской части он не причинял, недостача по бюджетному учету связана с несвоевременным списанием авиационного топлива, израсходованного сверх нормы (так называемые пережоги). Основными причинами своевременного несписания пережогов являются отсутствие возможности их оформить (убытие летного состава из воинской части), трудности в их оформлении и человеческий фактор.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (далее - УВС ВС РФ), утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, каждый военнослужащий воинской части обязан беречь военное имущество, а каждый командир в соответствии со ст. 82 этого же Устава обязан организовать учет и хранение военного имущества, предотвращать его утрату, недостачу, порчу и хищение.
Согласно ст. 29 УВС ВС РФ к материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством РФ.
Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст.ст. 3 - 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» на военнослужащих может быть возложен указанный вид ответственности лишь при одновременном наличии нескольких условий. К их числу относятся: наступление реального ущерба, противоправность поведения лица во время исполнения обязанностей военной службы, его вина, а также причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившим ущербом.
При этом под реальным ущербом (ущербом) подразумевается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью (ст. 2 указанного Федерального закона).
Так, согласно абз. 2 ст. 5 этого же Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Согласно п. 39 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному одноименным приказом МО РФ от 3 июня 2014 года № 333, материально ответственное лицо принимает материальные ценности для хранения (эксплуатации) под личную подпись в передаточных первичных учетных документах (акте, накладной) и приходует их не позднее следующего дня в соответствующих регистрах учета.
В силу п.п. 7, 115, 117 и 118 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в ВС РФ, утвержденного приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Руководство), в воинских частях за ведение учета материальных ценностей отвечают, в том числе, командиры подразделений и материально ответственные лица, которые принимают материальные ценности для хранения (эксплуатации) под расписку в первичных учетных документах. Материально ответственные лица определяются приказом командира воинской части. Учет материальных ценностей ведется материально ответственными лицами в книгах учета материальных ценностей (форма № 8). Материальные ценности, поступившие (выбывшие) в подразделение или на склад воинской части, приходуются (списываются) материально ответственными лицами по регистрам учета, книгам учета материальных ценностей в тот же день.
Книга учета работы воздушных судов и расхода топлива согласно п.п. 1 и 2 пояснений к форме № 77 приложения № 1 к приказу МО РФ от 28 марта 2008 года № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» ведется инженерно-авиационной службой воинской части. В данной книге для каждого эксплуатируемого воздушного судна отводятся отдельные листы, в них на основании оформленных полетных листов (заданий на полет) и формуляров производятся записи о наработке двигателей и об израсходованном горючем.
Из п. 90 Руководства усматривается, что списание израсходованного горючего при эксплуатации воздушных судов производится по акту о списании материальных запасов с приложением к нему полетных листов (заданий на полет). К акту на списание горючего дополнительно прилагается расшифровка о расходе горючего и смазочных материалов.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>ФИО17 проходит военную службу по контракту на должности <данные изъяты> в/ч №. На основании приказов командира воинской части ФИО17 был назначен материально ответственным лицом на 2015 - 2017 годы. В соответствии с приказом того же должностного лица от 28 января 2015 года № 257 была назначена комиссия по передаче материальных средств по службе РТ и ГСМ от материального ответственного лица <данные изъяты>ФИО2 материально ответственному лицу <данные изъяты>ФИО17 В соответствии с требованием-накладной от 6 февраля 2015 года № 00000512/782 ФИО17 принял от ФИО2 материальные средства, в том числе топливо РТ в количестве 57832 кг, топливо ТС-1 - 36782 кг. При передаче материальных средств была проведена соответствующая инвентаризация с составлением акта № 13 от 6 февраля 2015 года о результатах инвентаризации, недостатков или излишков материальных ценностей выявлено не было, что также подтверждается копией инвентаризационной описи (сличительной ведомости) № 00001312/260 от 31 марта 2015 года. При этом в в/ч № отсутствует ведомость замера горючего в баках машин и ведомость измерения количества горючих тарных нефтепродуктов, которые являются приложением к акту о результатах инвентаризации от 6 февраля 2015 года.
Приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ№ была назначена инвентаризация имущества в подразделениях и службах указанной воинской части, в ходе проведения которой недостачи авиационного топлива, числящегося за ФИО17, как и излишков, выявлено не было. При этом по состоянию на 21 октября 2016 года за материально ответственным лицом ФИО17 числилось: топливо РТ - 57246 кг, фактическое наличие - 57246 кг; топливо ТС-1 - 107046 кг (цена за 1 кг 31,27 руб.), фактическое наличие - 107046 кг; топливо ТС-1 - 183544 кг (цена за 1 кг 35,12 руб.), фактическое наличие - 200774 кг (при этом не было проведено по бухгалтерскому учету 17230 кг топлива ТС-1).
В период с 17 мая по 12 июля 2017 года в в/ч № и входящих в нее обособленных подразделениях межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Воздушно-космическим силам) было проведено выездное контрольное мероприятие отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, в ходе которого у ФИО17 была выявлена недостача 207808 кг авиационного топлива на сумму 8287234,31 руб. Данная сумма ущерба была внесена в книгу учета недостач воинской части, авиационное топливо было списано с учета воинской части по балансовой стоимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, копиями выписок из приказов МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (по строевой части, § 39), командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, требования-накладной от 6 февраля 2015 года № 00000512/782, инвентаризационной описи (сличительной ведомости) от 21 июня 2017 года № 00020694/22353, ведомости расхождений по результатам инвентаризации от 3 июля 2017 года № 00000188/204, акта от ДД.ММ.ГГГГ№, заключения по материалам административного расследования от 8 сентября 2017 года, приказа командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ№, справкой из в/ч № от 7 июня 2018 года № 50/2/2054.
Как показал в суде свидетель <данные изъяты>ФИО1, <данные изъяты> в/ч №, он инструктировал членов инвентаризационной комиссии, которая проверяла наличие материальных средств при их приеме-передаче от <данные изъяты>ФИО2<данные изъяты>ФИО17 в 2015 году. Недостачи топлива обнаружено не было.
Свидетель <данные изъяты>ФИО3 в суде показал, что он принимал участие в комиссии по инвентаризации материальных средств при их передаче в феврале 2015 года от ФИО2ФИО17, недостачи обнаружено не было.
В суде свидетель <данные изъяты>ФИО4, <данные изъяты> в/ч №, показал, что он являлся заместителем председателя инвентаризационной комиссии при приеме-передаче материальных ценностей от ФИО2ФИО17 в феврале 2015 года и лично присутствовал при замере топлива в баках самолетов. Фактическое наличие топлива вместе с пережогами, которые не были списаны, равнялось данным, отраженным в бухгалтерском учете.
При проведении административного расследования в сентябре 2017 года была создана рабочая группа, которая проверяла учет авиационного топлива, числящегося за ФИО17, по книгам учета работы воздушных судов и расхода топлива (форма № 77) и по данным бухгалтерского учета финансового органа. Были оформлены две справки о количестве топлива ТС-1 и РТ, израсходованного сверх установленных норм в ЛИЦ в/ч № за период с 21 декабря 2010 года по 20 июня 2017 года. Согласно данным справкам во время проведения инвентаризации в июне 2017 года своевременно не были представлены данные по несписанным пережогам в количестве: 151401 кг по топливу ТС-1 и 10790 кг по топливу РТ. Кроме того, во время проведения инвентаризации были представлены данные по несписанным пережогам в количестве: 156787 кг по топливу ТС-1 и 839 кг по топливу РТ.
Что касается топлива РТ в количестве 45617 кг, то оно было списано с оперативного учета согласно акту об израсходовании топлива с 21 сентября по 20 октября 2011 года, при этом сам акт в Филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по АО» представлен не был и по учету не проведен (в ходе расследования акт не был найден). Новый порядок подготовки документов для списания пережогов был разработан в воинской части недавно.
Свидетель <данные изъяты>ФИО5 в судебном заседании показал, что он в качестве председателя инвентаризационной комиссии принимал участие в проверке наличия авиационного топлива у материально ответственного лица ФИО17 в октябре 2016 года и в июне 2017 года. В 2017 году была сделана справка по перерасходу авиационного топлива, которое было не списано на момент проведения инвентаризации и числилось за <данные изъяты>ФИО17. Путем сравнения данных, полученных в результате замера топлива в авиационных баках, отстоя авиационного топлива и указанных в справке по перерасходу авиационного топлива, с данными, которые были указаны в инвентаризационной ведомости, комиссия получила данную недостачу.
Свидетели ФИО6, ФИО7 и ФИО8, каждый в отдельности, в суде показали, что в мае 2017 года они, а также ФИО5 в составе инвентаризационной комиссии принимали участие в проверке ГСМ у материально ответственного лица ФИО17, в присутствии которого производили замеры авиационного топлива в баках самолетов и в бочках на стоянках авиационной техники. Результаты замеров были переданы ФИО5.
Свидетели <данные изъяты>ФИО9, ФИО10 и ФИО11, <данные изъяты>, в суде показали, что при заправке воздушных судов ими оформляется раздаточная ведомость, учитываются показания счетчиков топливозаправщика до заправки и после, по коэффициенту плотности объем топлива (в литрах) переводится в массу (килограммы), затем данные переносятся в журналы подготовки самолетов к полетам и книги учета работы воздушных судов и расхода топлива. После следующей заправки (или слива) появляются данные о расходе топлива за крайний полет. Физически <данные изъяты>ФИО17 как <данные изъяты> и материально ответственное лицо не имеет отношения к заправляемому топливу, его для хранения не принимает и никакие действия с ним не осуществляет.
Как показал в суде свидетель <данные изъяты>ФИО12, <данные изъяты> в/ч №, на данной должности он находится с сентября 2015 года и как должностное лицо обязан контролировать расход горючего и смазочных материалов, организовывать работу по приему, хранению и выдаче подразделениям горючего, проверять не реже одного раза в месяц наличие и качество горючего, специальных жидкостей в подразделениях и на складах воинской части. После заправки самолетов техники записывают количество заправленного топлива в раздаточные ведомости, затем материально ответственным лицам выписываются накладные, с которых данные заносятся в соответствующие учетные журналы.
ФИО12 также показал, что как <данные изъяты> согласно приказу МО РФ № он ежемесячно делает сверку с подразделениями в/ч №, в том числе и с <данные изъяты>, однако он сверяется с <данные изъяты> в целом, а не с подразделениями, входящими в его состав, поскольку в <данные изъяты> входит большое количество подразделений. Находясь на должности <данные изъяты> воинской части с сентября 2015 года, с подразделениями, входящими в состав <данные изъяты>, по соответствующим материальным ценностям он ни разу не сверялся.
Полетные листы, предусмотренные указанным приказом МО РФ, в части стали вестись только с 2017 года, сейчас они восстанавливаются в подразделениях, инвентаризационные комиссии работают недобросовестно. С 2011 года по 2013 год в части сверхнормативный расход топлива (пережоги) не списывались, так как не было порядка их списания, что является определенной проблемой и причиной образования недостачи. Топливо ТС и ТС-1 - это один и тот же вид топлива.
Как видно из копии ведомости взвешивания тарных материальных запасов от 21 июня 2017 года № 23597, в <данные изъяты> в/ч № у материально ответственного лица ФИО17 установлено наличие авиационного топлива ТС-1 в количестве 51 кг.
Согласно копии ведомости замера горючего в баках машин от 21 июня 2017 года № 23598 в этом же подразделении <данные изъяты> у материально ответственного лица ФИО17 установлено наличие авиационного топлива ТС-1 в количестве 27902 кг.
Из копий выписки из акта от ДД.ММ.ГГГГ№, инвентаризационной описи от 21 июня 2017 года № 00020694/22353 и ведомости расхождений по результатам инвентаризации от 3 июля 2017 года № 00000188/204 усматривается, что в ходе проведения контрольного мероприятия проверялось имущество службы ракетного топлива и горюче-смазочных материалов в/ч № за период с 1 сентября 2014 года по 30 апреля 2017 года. Выявленная у материально ответственного лица ФИО17 недостача авиационного топлива (207808 кг на сумму 8287234,31 руб.) состоит из недостачи топлива РТ в количестве 56407 кг на сумму 2243306,39 руб. (с учетом пережога 839 кг) и топлива ТС-1 в количестве 151401 кг на сумму 6043927,92 руб. (с учетом пережога 156787 кг).
Для правильного и объективного рассмотрения дела, а также для проверки выводов, изложенных в заключении по материалам административного расследования от 8 сентября 2017 года и постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 9 января 2018 года, судом была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза.
В ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены справки о количестве топлива, израсходованного сверх установленных норм в <данные изъяты> в/ч № за период с 21 декабря 2010 года по 20 июня 2017 года, по топливу ТС-1 и РТ, которые не были подписаны и утверждены, и, соответственно, не принимались во внимание экспертом при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы.
Как указано в заключении эксперта по материалам данного гражданского дела от 28 мая 2018 года № 402/5.6-2, согласно книгам учета работы воздушных судов и расхода топлива всего за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года ФИО17 было израсходовано топлива в размере 5649635 кг.
По данным представленных первичных документов, в которых имеются подписи от имени материально ответственного лица ФИО17, и по данным которых комиссией списывались материальные запасы с ФИО17, всего было списано и сдано топлива в размере 3960054 кг на 143953285,14 руб., а именно топлива ТС-1 - 2771102 кг на сумму 98427601,39 руб., РТ - 29057 кг на сумму 1039084,42 руб. При этом по данным книг учета работы воздушных судов и расхода топлива количество израсходованного, но не списанного перерасхода (пережога) топлива за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 годасоставляет 136520 кг.
Разница между топливом, израсходованным по данным книг учета работы воздушных судов и расхода топлива, и топливом, списанным и сданным по данным представленных первичных документов, в которых имеются подписи от имени материально ответственного лица ФИО17, и согласно которым комиссией списывались материальные запасы с ФИО17, за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года составляет 1689581 кг.
Согласно книг учета работы воздушных судов и расхода топлива за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года всего поступило топлива в размере 5658307 кг. По данным первичных документов, в которых имеется подпись от имени материально ответственного лица ФИО17 о получении ГСМ, поступило топлива в размере 5320811 кг, в том числе топлива вида ТС-1 - 3070461 кг, РТ - 28471 кг.
Разница между топливом, поступившим по данным книг учета работы воздушных судов и расхода топлива, и топливом, поступившим по первичным документам, отраженным в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей по материально ответственному лицу ФИО17, за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года составляет 337496 кг.
Исходя из изложенного, следует, что как таковые 1689581 кг топлива за указанный период были израсходованы (по данным книг учета работы воздушных судов и расхода топлива), но своевременно не списаны с учета. При этом именно несписанный пережог за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 годасоставляет 136520 кг.
Данная сумма несписанного пережога за указанный период по топливу РТ и ТС-1 нашла свое подтверждение в справках о количестве топлива, израсходованного сверх установленных норм в <данные изъяты> в/ч № по топливу ТС-1 и РТ (за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года).
Суд также принимает во внимание, что по данным книг учета работы воздушных судов и расхода топлива за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года разница между поступившим и израсходованным топливом у материально ответственного лица ФИО17 составляет 8672 кг (5658307 кг - 5649635 кг).
Кроме того, в исследованном судом заключении эксперта указано, что по данным представленных документов не представляется возможным установить, какой остаток был у материально ответственного лица ФИО2 на дату приема-передачи товарно-материальных ценностей от ФИО2ФИО17, поэтому и установить, подтверждается ли документами бухгалтерского учета недостача материальных средств, числящихся за материально ответственным лицом ФИО17 за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года в сумме 8287234,31 руб. с учетом остатка на дату приема-передачи товарно-материальных ценностей от ФИО2ФИО17 по документальным данным, также не представляется возможным.
Более того, эксперт в своем заключении делает вывод, что поскольку по представленным документам установить недостачу у материально ответственного лица ФИО17 не представляется возможным, то и ответить на вопрос, что явилось причиной недостачи (фактическое отсутствие материальных ценностей или ведение их учета с нарушением требований нормативных документов) не представляется возможным.
Оценивая данные эксперта и положенные в основу акта контрольного органа результаты работы инвентаризационной комиссии, суд считает, что выводы, изложенные в заключении старшего государственного судебного эксперта группы бухгалтерских и финансово-экономических экспертиз строительно-технического отдела ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста России ФИО13 имеющей высшее экономическое образование и аттестованной на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертным специальностям «Исследование записей бухгалтерского учета» и «Исследование показателей финансового состояния финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта», являются наиболее достоверными и обоснованными, поскольку при производстве экспертизы методом информационного анализа, математического контроля и документальной проверки были сопоставлены по материально ответственному лицу Александрову данные, содержащиеся в журналах учета, с первичными документами и с расшифровками о расходе ГСМ, а также с актами о списании материальных запасов и сдаточными ведомостями за период с 6 февраля 2015 года по 21 июня 2017 года. В ходе же проведения контрольного мероприятия проверялось имущество службы РТ и ГСМ воинской части за период с 1 сентября 2014 года по 30 апреля 2017 года без учета того, что к моменту проведения проверки в бюджетном учете были отражены не все операции по списанию топлива в результате непоступления соответствующих оправдательных документов по различным причинам.
В ходе судебного разбирательства суду после производства судебно-бухгалтерской экспертизы были представлены копии справок о количестве топлива, израсходованного сверх установленных норм в <данные изъяты> в/ч № за период с 21 декабря 2010 года по 20 июня 2017 года, по топливу ТС-1 и РТ, из содержания которых усматривается, что материально ответственным лицом ФИО17 во время проведения инвентаризации в июне 2017 года были представлены данные по несписанным пережогам в количестве: 839 кг по топливу РТ и 156787 кг по топливу ТС-1; во время проведения инвентаризации своевременно не были представлены данные по несписанным пережогам в количестве: 10790 кг по топливу РТ и 151401 кг по топливу ТС-1. Всего за указанный период было израсходовано сверх установленных норм: 12215 кг топлива РТ, из них 586 кг было списано и 11629 кг не списано; 641246 кг топлива ТС-1, из них 333058 кг было списано и 308188 кг не списано.
Как указано в копии заключения по материалам административного расследования от 8 сентября 2017 года, проведенного <данные изъяты>ФИО4, хищений авиационного топлива у материально ответственного лица <данные изъяты>ФИО17 по состоянию на 21 июня 2017 года не выявлено. При этом при проверке документов по учету и списанию авиационного топлива за период с 21 декабря 2010 года по 20 июня 2017 года установлено, что топливо ТС-1 в количестве 151401 кг является израсходованным топливом сверх нормы, установленной приказом <данные изъяты>, которое не списано установленным порядком. Сверхнормативный расход подтверждается записями в книгах учета работы воздушных судов и расхода топлива (форма № 77) самолетов: <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№. Также сверхнормативный расход топлива подтверждается записями в формулярах воздушных судов о выполнении полетов и в формулярах авиационных двигателей о выполнении опробований двигателей на земле.
Кроме того, в данном заключении указано, что авиационное топливо РТ в количестве 10790 кг также является израсходованным топливом сверх нормы, которое не списано установленным порядком, что подтверждается записями в книгах учета работы воздушных судов и расхода топлива самолетов: <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№. Сверхнормативный расход топлива также подтверждается записями в формулярах воздушных судов о выполнении полетов.
Что касается авиационного топлива РТ в количестве 45617 кг, то, как указано в копии заключения, оно было списано с оперативного учета актом об израсходовании топлива с 21 сентября по 20 октября 2011 года. Сам акт списания материальных запасов в Филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по АО» представлен не был и по учету не проведен (в ходе расследования акт не найден).
В ходе судебного разбирательства были исследованы книги учета работы воздушных судов и расхода топлива (форма № 77) самолетов: <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№ и <данные изъяты>№, записями в которых подтверждается сверхнормативный расход авиационного топлива РТ и ТС-1 в указанных в заключении эксперта и в справках о количестве топлива, израсходованного сверх установленных норм в <данные изъяты> в/ч № по топливу ТС-1 и РТ, размерах.
Как видно из копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 9 января 2018 года, в отношении ФИО17 отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в его деянии состава преступления.
В копии данного постановления указано, что согласно заключению по материалам документальной проверки от 29 декабря 2017 года № 470 топливо ТС-1 в количестве 336141 кг, топливо РТ в количестве 57246 кг, числящееся по учету за ФИО17 как неизрасходованное, в соответствии с инвентаризационной описью № 00020694/22353 от 21 июня 2017 года фактически на момент проведения комиссии было израсходовано. Недостача вверенного ФИО17 имущества образовалась в результате непринятия решения по списанию пережога авиационного топлива, появившегося в результате неоднократных полетов самолетов в период с 2011 по 2017 годы. Сверхнормативный расход подтверждается записями в книгах учета работы воздушных судов и расхода топлива. Государству в лице в/ч № действиями <данные изъяты>ФИО17 материальный ущерб не причинен.
Анализируя данные, имеющиеся в исследованных судом вышеизложенных документах, суд приходит к выводу, что указанное в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по материально ответственному лицу ФИО17 топливо ТС-1 в размере 151401 кг и топливо РТ в размере 56407 кг в качестве недостачи как таковое израсходовано и является ничем иным, как несписанным перерасходом (пережогом) топлива, то есть по состоянию на 21 июня 2017 года числящееся за ФИО17 вышеуказанное топливо было израсходовано, но не списано по бухгалтерскому учету.
При этом не остается без внимания суда то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства по данным представленных документов не представляется возможным установить, какой остаток был у материально ответственного лица ФИО2 на дату приема-передачи товарно-материальных ценностей от ФИО2ФИО17.
Суд также учитывает, что акт о списании материальных запасов (израсходовании топлива) в количестве 45617 кг в ходе административного расследования, проводимого <данные изъяты>ФИО4, не был найден, не был представлен в Филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по АО» и не был проведен по учету, однако данное топливо было израсходовано с 21 сентября по 20 октября 2011 года, когда ФИО17 не был материально ответственным лицом.
Как следует из должностных обязанностей <данные изъяты> отвечает за ведение установленного учета и отчетности и обязан знать сорта применяемых горючих и смазочных материалов, специальных жидкостей и газов, нормы их расхода, а также фактические расходы топлива и масел на каждом воздушном судне, проверять соответствие топлива, масел, специальных жидкостей, разрешенных к применению согласно эксплуатационно-технической документации на ВС.
Одним из оснований для привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности является факт передачи ему имущества под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Однако, как отмечает суд, действующим законодательством не определены случаи, когда имущество считается переданным военнослужащему под отчет. Сама по себе передача материального средства на хранение материально ответственному лицу не свидетельствует о возможности привлечения его к полной материальной ответственности. Передача же имущества военнослужащему под отчет подразумевает: вручение ему конкретного имущества воинской части в натуральном виде; определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично; возврат имущества в случае прекращения выполнения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему, или по миновании надобности в нем.
Поскольку ФИО17 будучи <данные изъяты>, расписываясь в соответствующих первичных учетных документах, лично не распоряжался авиационным топливом, с которым могли производить какие-либо действия (например, расходовать по прямому назначению, переливать и т.д.) иные лица (члены экипажа, техники и т.д.), то при таких обстоятельствах оснований для привлечения ответчика к полной материальной ответственности не имеется.
Таким образом, отсутствуют основания для привлечения ФИО17 к полной материальной ответственности ввиду недоказанности истцом причинения ответчиком реального ущерба государству в лице воинской части, поэтому суд отказывает воинской части в удовлетворении ее требования к ФИО17.
Разрешая вопрос о возмещении издержек, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, а именно оплаты расходов, связанных с производством экспертизы ФБУ Волгоградская ЛСЭ Минюста России, то, поскольку экспертиза была осуществлена по инициативе суда, в силу ч. 2 ст. 96 ГПК РФ суд считает необходимым отнести данные издержки в размере 36993 рублей на счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления войсковой части № к военнослужащему указанной воинской части <данные изъяты>ФИО17 о привлечении к полной материальной ответственности - отказать.
Издержки, связанные с рассмотрением дела, подлежащие выплате ФБУ Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ за проведенную судебно-бухгалтерскую экспертизу, в размере 36993 рублей отнести на счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам 3-го окружного военного суда через ФИО14 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Назаров