ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-101/19 от 02.08.2019 Лузского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-101/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Луза Кировской области 02 августа 2019 года

Лузский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Бабкиной Л.В.,

при секретаре Гондюхиной Ю.А.,

с участием прокурора прокуратуры Лузского района Кировской области Шестакова В.Ю.,

представителя ответчика Горячевской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Лузские коммунальные системы» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МУП «Лузские коммунальные системы» об обязании обратиться в министерство охраны окружающей среды <адрес> с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта с целью заключения договора водопользования. Кроме того, просит взыскать с МУП «Лузские коммунальные системы» в доход бюджета РФ плату за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - реки Луза в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22860 рублей 72 коп.

В обоснование требований указал, что Кировским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения требований водного законодательства в деятельности МУП «Лузские коммунальные системы.

Проверкой установлено, что МУП «Лузские коммунальные системы» с августа 2018 года осуществляется деятельность по забору воды из поверхностного водного объекта - реки Луза на территории <адрес> в отсутствие права пользования водным объектом, предоставленного в установленном порядке и оформленного договором водопользования.

Также в ходе проверки установлено, что МУП «Лузские коммунальные системы» за период пользования водным объектом - рекой Луза без оформления договора водопользования не перечислило в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере 22860 рублей 72 коп., что привело к нарушению интересов Российской Федерации - непоступлению в бюджет указанной суммы.

В судебном заседании прокурор ФИО5 уточнил исковые требования. Просил в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать МУП «Лузские коммунальные системы» обратиться в министерство охраны окружающей среды <адрес> с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта с целью заключения договора водопользования, а также взыскать с ответчика в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере 22860 рублей 72 коп. за пользование водным объектом - рекой Луза без оформления договора водопользования.

Представитель ответчика ФИО4 оставила на усмотрение суда разрешение заявления по иску прокурора. В обоснование указала, что в настоящее время МУП «Лузские коммунальные системы» формирует пакет документов, необходимых для заключения договора водопользования. Внести плату за пользование водным объектом - рекой Луза предприятие не имеет возможности, так как с июля 2018 г. банковские счета арестованы. Размер платы за водопользование и законность требований прокурора ответчик не оспаривает.

Представители третьего лица - министерства охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В направленном отзыве на исковое заявление поддержали исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора. Подтвердили, что МУП «Лузские коммунальные системы» в отсутствие договора водопользования осуществляет забор воды из реки Луза, плата за пользование вышеуказанным водным объектом в бюджет РФ не поступала.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретаются, в том числе, в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Оформление договоров водопользования является государственной услугой, предоставление которой осуществляется на основании «Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования», утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 25 вышеуказанного Административного регламента, заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением по форме, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования водных объектов без (забора) изъятия водных ресурсов для производства электрической энергии, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (за исключением случаев, когда предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещения на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта).

В соответствии с п. 70 Административного регламента, по результатам рассмотрения принятых документов для заключения договора водопользования принимается решение о возможности использования водного объекта для заявленной цели.

Согласно ч. 1 ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

В соответствии с п. 2.2.2. Устава МУП «Лузские коммунальные системы» одним из основных видов деятельности предприятия является сбор, очистка и распределение воды.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на день рассмотрения дела в суде МУП «Лузские коммунальные системы» - действующее предприятие. Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Одними из дополнительных видов деятельности являются «забор, очистка и распределение воды», «забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд», «сбор и обработка сточных вод» (л.д. 24-29).

Из предоставленных министерством охраны окружающей среды <адрес> справок (л.д. 15-17) следует, что МУП «Лузские коммунальные системы» не обращалось в министерство с заявлением о предоставлении права пользования водным объектом с целью забора водных ресурсов и сброса сточных вод, договор водопользования не заключался, решение о предоставлении водного объекта в пользование не выдавалось. МУП «Лузские коммунальные системы» не представляло отчеты по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, так как предприятие не является водопользователем, не имеет разрешительных документов на право пользования водными объектами

Как следует из объяснений представителя ответчика, в настоящее время МУП «Лузские коммунальные системы» осуществляет работу по подготовке пакета документов для заключения договора водопользования в отношении водного объекта - реки Луза на территории <адрес> для использования в целях забора водных ресурсов. Плата за водопользование предприятием не вносилась.

Согласно справке МУП «Лузские коммунальные системы» (л.д. 14) вода, забираемая ответчиком из водного объекта – <адрес> используется для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд, а также с целью сброса сточных вод. Объем забираемой воды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 91703,44 куб.м.

Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4 вышеуказанного Постановления, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей её ставки платы.

Ставки платы утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ставка платы за пользование водным объектом, расположенным в речном бассейне <адрес> для <адрес> составляет 252 руб. за 1 тыс. куб. м. водных ресурсов.

В соответствии с п.п. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 122 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 141 рубль.

Кировский межрайонный природоохранный прокурор просит взыскать с МУП «Лузские коммунальные системы» в доход бюджета РФ плату за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта – <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22860,72 рубля. В подтверждении своих доводов прокурором представлен расчет.

Оснований сомневаться в правильности данного расчета не имеется, поскольку он не оспаривается ответчиком, подтвержден расчетом министерства охраны окружающей среды <адрес> (л.д. 16).

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик производит забор воды из реки Луза в отсутствие договора водопользования, что является нарушением правил водопользования, плату за пользование водным объектом не вносит.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Настоящий иск предъявлен Кировским межрайонным природоохранным прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ в связи с несоблюдением ответчиком природоохранного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Отсутствием у МУП «Лузские коммунальные системы» разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.

Невнесение ответчиком за период пользования водным объектом – рекой Луза без оформления договора водопользования платы в бюджет Российской Федерации в размере 22860,72 рубля, привело к нарушению интересов Российской Федерации в виде непоступления в бюджет указанной суммы.

Указанные выше обстоятельства в совокупности дают суду основание признать требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор от уплаты государственной пошлины освобождается. В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 3 п. 1. ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика МУП «Лузские коммунальные системы» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6885 рублей 82 копейки.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кировского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Лузские коммунальные системы» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Лузские коммунальные системы» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в министерство охраны окружающей среды <адрес> с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта с целью заключения договора водопользования.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Лузские коммунальные системы» в доход Российской Федерации плату за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - реки Луза за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22860 рублей 72 копейки.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Лузские коммунальные системы» в доход Муниципального образования Лузский муниципальный район <адрес> за рассмотрение иска в суде государственную пошлину в размере 6885 рублей 82 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через Лузский районный суд.

Председательствующий Л.В. Бабкина