ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-101/19 от 11.10.2019 Нерчинско-заводского районного суда (Забайкальский край)

№ 2-101/2019 г.

75RS0030-01-2019-000240-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2019 года с. Нерчинский Завод

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Былковой В.А.,

при секретаре судебного заседания Юдиной В.В.,

с участием представителя ответчика администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края ФИО1, по доверенности от 11 октября 2019 года,

рассмотрев в открытом выездном судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и понуждении назначить пенсию за выслугу лет муниципальным служащим с 25.06.2019,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края, мотивируя следующим.

С 19 марта 2010 года она уволена с Комитета по финансам администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» до приобретения права на страховую пенсию при муниципальном стаже более 22 лет, тогда как Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривал минимальный стаж при выходе на пенсию 15 лет. Решением администрации МР «Нерчинско-Заводский район» №1082 от 16 июля 2019 года ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе. Находит отказ незаконным, поскольку Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в МР «Нерчинско-Заводский район» №219 от 27 апреля 2016 года применимо к работающим муниципальным служащим, а на неё распространяется действие Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан".

Просила признать решение администрации МР «Нерчинско-Заводский район» №1082 от 16.07.2019 незаконным, обязать назначить пенсию за выслугу лет муниципальным служащим с 25.06.2019.

В судебное заседание при надлежащем извещении истец ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддержала, что не явилось препятствием к рассмотрению дела по существу.

Представитель ответчика администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края ФИО1, по доверенности, исковые требования не признал, поскольку отказ ФИО2 в назначении пенсии за выслугу лет основан на п. п. 3, 4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности МР «Нерчинско-Заводский район» №219 от 27.04.2016. Так как при увольнении с муниципальной службы ФИО2 не имела стаж муниципальной службы 25 лет и не приобрела на тот момент право на пенсию по старости при необходимом стаже работы на муниципальной службе - 15 лет, муниципальная пенсия истцу не может быть назначена.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Судом установлено, что истец ФИО2 в период с 02.06.1987 по 19.03.2010 занимала муниципальные должности. 19.03.2010 уволена по собственному желанию с должности заместителя заведующей Комитета по финансам администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» при наличии стажа муниципальной службы 22 г. 9 м. 18 дн.. Решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального района «Нерчинско-Заводский район» при администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 16.07.2019 N 1082, ФИО2, обратившейся 25.06.2019 с заявлением о назначении муниципальной пенсии, отказано в назначении пенсии за выслугу лет на основании ч.2 п.4 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности МР «Нерчинско-Заводский район» №219 от 27.04.2016, ввиду истечения более семи лет со дня увольнения с муниципальной службы и приобретения права на страховую пенсию по старости.

Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).

В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Закона о муниципальной службе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к данному федеральному закону.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Из материалов судебной практики Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ следует, что закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, и юридических лиц как особых объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 1903-О, Постановление Верховного Суда РФ от 27 июня 2016 г. N 308-АД16-2953 по делу N А32-9717/2014).

Согласно действовавшему на день увольнения ФИО2 положению ст. 7, Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Согласно содержанию п. 2 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" получать пенсию по правилам, действовавшим до 01.01.2017, могут госслужащие, которые уволились до этого срока и тогда имели право на пенсию или продолжали работать, но имели стаж службы не менее 20 лет (не менее 15 лет, если приобрели право на страховую пенсию).

Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет госслужащим субъектов РФ устанавливается законами и нормативно-правовыми актами этих субъектов (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Из содержания вышеназванного Федерального закона № 143-ФЗ следует, что получать пенсию за выслугу лет могут госслужащие, которые уволены по причинам, указанным в абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении, в том числе ввиду расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего, а также:

- должны были замещать должность федерального гражданского служащего минимум 12 месяцев перед увольнением;

- имеют минимальный стаж госслужбы (в 2019 г. - 16,5 лет), а в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ не менее 15 лет;

- на момент увольнения имели право на пенсию по старости или инвалидности.

В данном случае на момент обращения за пенсией за выслугу лет госслужащему уже должна быть назначена пенсия по старости или инвалидности.

Исключение - служащие, которые уволились по собственному желанию, и имеют не менее 25 лет стажа госслужбы, при этом семь последних лет перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы. В этом случае пенсия назначается независимо от того, есть ли пенсия по старости (п. 1.1 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении). Аналогичное основание для назначении пенсии содержится в п.4 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном районе «Нерчинско-Заводский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 27 апреля 2016 года N 219.

Поскольку ФИО2, как указано в иске, приобрела право на страховую пенсию с 08.10.2018, то есть после увольнения с муниципальной службы, состоявшегося 19.03.2010, имеет стаж муниципальной службы 22 года 9 месяцев 18 дней, отказ в назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему является законным и обоснованным, следовательно, удовлетворению иск не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и понуждении назначить пенсию за выслугу лет муниципальным служащим с 25.06.2019, отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края посредством подачи апелляционной жалобы, представления в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Былкова

Решение в законную силу не вступило;

в окончательной форме

решение изготовлено 11 октября 2019 года;

подлинник решения хранится

в Нерчинско-Заводском районном суде в деле №2-101/2019