ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-101/19 от 19.04.2019 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-101/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2019 года город Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Макарова В.А.,

при секретаре Поповой В.Ю.,

с участием прокурора Басковой Н.А.,

представителя ответчика Хрусталева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кирилловского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждения здравоохранения Вологодской области «Кирилловская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кирилловского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» и Департаменту здравоохранения Вологодской области, в дальнейшем уточненным, в котором просил обязать БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» в срок до 01.09.2019г. обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение №14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, следующим оборудованием: шкаф для белья; электрокардиограф портативный 3- или 6 канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; костыли - 2 штуки, одеяло с подогревом, секундомер, роторасширитель одноразовый - 2 штуки; языкодержатель - 2 штуки; стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками; анализатор гемоглобина крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); пульсоксиметр портативный; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); набор для проведения коникотомии одноразовый; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка с педикулоцидными средствами; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих.

Обязать Департамент здравоохранения Вологодской области в срок до 01.09.2019г. произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАП в с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение № 14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н.

Требования мотивированы тем, что в БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ», в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан, выявлены нарушения действующего законодательства, а именно оснащение ФАП с. Никольский Торжок не соответствует Стандартам оснащения необходимым оборудованием, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Прокуратурой района 10.12.2018г. в адрес главного врача БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих и их недопущению впредь, которое рассмотрено и удовлетворено. Нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, в установленный законом месячный срок в полном объеме устранены не были.

Учредителем БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» является Департамент здравоохранения Вологодской области. Отсутствие надлежащего оснащения ФАП с. Никольский Торжок в соответствии со Стандартом оснащения нарушает права граждан на охрану здоровья.

В судебном заседании прокурор Баскова Н.А. уточненные требования поддержала в полном объеме, указав, что невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» Хрусталев О.В. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований не возражал, но полагал, что срок исполнения обязательств, заявленный прокурором, исполнить нереально, а без дополнительного финансирования со стороны Департамента здравоохранения оснащение ФАПА соответствующими оборудованием невозможно. Кроме того, указал, что во исполнение представления прокуратуры района ДД.ММ.ГГГГ ЦРБ в Департамент здравоохранения Вологодской области подавалась заявка о выделении финансирования на приобретение оборудования ФАПа, в ответе на обращение Департаментом было предложено оснащение ФАПа решать поэтапно за счет экономии от торгов в рамках субсидий на иные цели, планируемые в 2019 году, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках текущего финансирования, а также за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Кроме того, субсидии на 2019 год распределены, также имеется кредиторская задолженность, на погашение которой используются денежные средства за счет ОМС ЦРБ.

Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве в удовлетворении исковых требований, в том числе уточненных к Департаменту просил отказать, ссылаясь на то, что обязанность обеспечения оснащения ФАПа Департаменту вменяется необоснованно. Законом Вологодской области от 15 декабря 2017 года № 4261-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в числе прочего в 2018 году Учреждению выделено в рамках субсидий на иные цели денежных средств на укрепление материально-технической базы в размере 6542,3 тысячи рублей. Кроме того, источниками финансового обеспечения могут быть средства обязательного медицинского страхования и поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности. В ответ на обращение Учреждения в адрес Департамента, вопрос оснащения ФАПа предлагалось решить поэтапно за счет средств экономии от торгов в рамках субсидии на иные цели, планируемые в 2019 году, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках текущего финансирования, а также за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Законом Вологодской области от 17 декабря 2018 года № 4465-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в числе прочего в 2019 году Учреждению в рамках субсидий на иные цели выделены денежные средства на проведение капитального ремонта по замене лифта в размере 2500, 00 тысяч рублей, на приобретение маммографа – 9000, 00 тысяч рублей и санитарных автомобилей – 2100, 00 рублей.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, суд пришел к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 20111 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.1, 9 ст. 10 данного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающие правила организации оказания первичной медико-санитарнойпомощи взрослому населению на территории Российской Федерации (далее приказ Минздрава № 543н от 15 мая 2012 года).

В соответствии с Приложением № 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению указанное приложение утверждает правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, являющегося структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) и организуемого для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта утвержден Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и предусматривает конкретный перечень медицинского оборудования.

В соответствии с вышеприведенным Положением №14 заявленное прокурором оборудование: шкаф для белья; электрокардиограф портативный 3- или 6 канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; костыли - 2 штуки, одеяло с подогревом, секундомер, роторасширитель одноразовый - 2 штуки; языкодержатель - 2 штуки; стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками; анализатор гемоглобина крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); пульсоксиметр портативный; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); набор для проведения коникотомии одноразовый; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка с педикулоцидными средствами; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих входит в перечень стандарта оснащения фельдшерско-акушерского пункта.

Как установлено судом, прокуратурой Кирилловского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья граждан, в том числе, оснащения ФАПа в с. Никольский Торжок. В нарушении Стандарта оснащения в ФАП с. Никольский Торжок выше перечисленное оборудование отсутствует.

Ранее прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры области по информации о проведении общероссийским народным фронтом проверки ряда фельдшерско-акушерских пунктов (далее ФАП) и амбулаторий области, проведена проверка оснащенности ФАПов в с. Никольский Торжок и с. Ферапонтово Кирилловского района, при этом выявлялись аналогичные нарушения, в связи с чем 10.10.2018г. прокуратурой района в адрес главного врача БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих нарушению, которое рассмотрено и удовлетворено. Нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, в установленный законом месячный срок в полном объеме устранены не были.

Согласно Уставу бюджетного учреждения, утвержденному приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 18.10.12 г. № 699 (с последующими изменениями) (п. 1.3 Устава) функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области, финансирование обеспечения деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы (п. 3.12 Устава).

В силу ст.9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю(распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В силу положений п.2.2.5 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 26.04.2010 № 458 Департамент здравоохранения Вологодской области организует оказание населению области первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь и паллиативную медицинскую помощь в медицинских организациях, подведомственных департаменту.

Согласно п. 3.5 Устава БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» источником формирования имущества и денежных средств учреждения являются, в том числе и бюджетные ассигнования.

Таким образом, Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАП в с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.

БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» 22.10.2018 обращалось в Департамент здравоохранения Вологодской области с просьбой выделить денежные средства для оборудования ФАП с. Никольский Торжок. Вместе с тем, денежные средства на указанные цели на 2019 год не выделены.

Отсутствие надлежащего оснащения ФАП с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения нарушает права граждан на охрану здоровья.

Самостоятельная имущественная ответственность БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает Департамент здравоохранения Вологодской области, как отраслевой орган, от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, а недостаточность финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства.

Учитывая, что до настоящего времени оборудование медицинского блока ФАП с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 14) полностью не оснащено, суд считает возможным исковые требования прокурора удовлетворить, обязать БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение №14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н., Департамент здравоохранения Вологодской области обязать произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАП в с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории.

Вместе с тем, суд полагает обоснованными доводы представителя ЦРБ о необходимости предоставления большего срока для исполнения решения суда и считает возможным установить срок для исполнения обязанности до 29 декабря 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кирилловского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Кирилловская центральная районная больница» обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в с. Никольский Торжок в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение №14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, в срок до 29 декабря 2019 года следующим оборудованием: шкаф для белья; электрокардиограф портативный 3- или 6 канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; костыли - 2 штуки, одеяло с подогревом, секундомер, роторасширитель одноразовый - 2 штуки; языкодержатель - 2 штуки; стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками; анализатор гемоглобина крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); пульсоксиметр портативный; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); набор для проведения коникотомии одноразовый; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка с педикулоцидными средствами; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих.

Обязать Департамент здравоохранения Вологодской области в срок до 29 декабря 2019 года произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерского пункта в с. Никольский Торжок в соответствии в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение № 14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Макарова В.А.

Копия верна.

Судья Макарова В.А.