Дело №2-101/2021
УИД 11RS0016-01-2020-001829-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
28 января 2021 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к администрации сельского поселения «Пажга» о признании права муниципальной собственности,
установил:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Лэзым» о признании права муниципальной собственности на объект «Сеть канализации до здания надземной насосной станции» по адресу: <адрес>». В обоснование заявленных требований указано, что в рамках мероприятий, проведенных в соответствии с распоряжением №48-р от 28.04.2020 «О проведении инициативной инвентаризации муниципального имущества коммунального назначения», установлено, что на вышеуказанное имущество отсутствуют правоустанавливающие документы, что является препятствием для государственной регистрации права собственности в установленном порядке.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 14.01.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика администрации сельского поселения «Лэзым» на администрацию сельского поселения «Пажга».
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела представитель администрации Семина О.В. поддержала требования искового заявления, пояснив, что спорное недвижимое имущество является муниципальной собственностью, однако правоустанавливающие документы отсутствуют. В соответствии с договором аренды от 15.09.2015 здание канализационной насосной станции (перекачки) администрацией передано в аренду ООО «Сыктывдинская тепловая компания». Само здание и канализационные сети являются единым неделимым объектом. Кроме того, пояснила, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для обслуживания здания канализационной насосной станции, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства» находится в собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Ответчик администрация сельского поселения «Пажга», надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, возражений по иску не высказала.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что объект «Сеть канализации до здания надземной насосной станции» по адресу: <адрес>», расположен на территории муниципального района «Сыктывдинский».
Согласно письменным сведениям АО «Коми тепловая компания» и ООО «Сыктывдинская тепловая компания» от 27.08.2020, 31.08.2020 данное имущество на балансе АО «Коми тепловая компания» и ООО «Сыктывдинская тепловая компания» не значится.
По сведениям Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 08.09.2020 указанный объект в реестре государственного имущества Республики Коми не состоит.
На балансе администраций сельских поселений спорных объектов нет.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что сведения о правообладателе спорного недвижимого имущества отсутствуют.
В рамках проведенных инвентаризационной комиссией муниципального образования «Сыктывдинский» в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №48-р от 28.04.2020 «О проведении инициативной инвентаризации муниципального имущества коммунального назначения» мероприятий установлено, что на вышеуказанное имущество отсутствуют правоустанавливающие документы.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в суд с иском, разрешая который, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ст.212 Гражданского кодекса имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума ВАС Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Из материалов дела следует, что вышеуказанное имущество числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и ООО «Сыктывдинская тепловая компания» заключен договор аренды имущества от <дата> № б/н, согласно которому муниципальное имущество в виде здания канализационной насосной станции (перекачки) по адресу: <адрес> (п.1 договора, л.д. 50) передано в аренду ООО «Сыктывдинская тепловая компания».
Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для обслуживания здания канализационной насосной станции, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства», находится в собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлен факт принадлежности спорного объекта недвижимости администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, поскольку организация водоснабжения на территории сельского поселения не включена в перечень вопросов местного значения сельского поселения, перечисленных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, указанный вопрос, в соответствии с ч. 4 данной статьи решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к вопросам местного значения муниципального района отнесены полномочия по организации водоснабжения населения в районе.
В силу ч.1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27данного Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.
Таким образом, на администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» лежит ответственность за организацию водоснабжения и надлежащую эксплуатацию сети канализации.
Поскольку рассматриваемый объект расположен в границах муниципального района «Сыктывдинский» и истцом представлены доказательства возникновения у нее соответствующего права на спорный объект, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании права муниципальной собственности.
Руководствуясь ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на объект «Сеть канализации до здания надземной насосной станции» по адресу: <адрес>».
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.А. Сурнина