ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-101/2022 от 28.01.2022 Чапаевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

г. Чапаевск Самарской области 28 января 2022 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего Викторовой О.А.,

при секретаре Капелиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-101/2022 по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Департамент строительства Администрации г.о. Чапаевск» к ФИО3 о возмещении вреда окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. руководителя МКУ «Департамент строительства администрации г.о. Чапаевск» ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3о возмещении вреда окружающей среде.

В обоснование заявленных требований указал на то, чтов соответствии с <Адрес обезличен> от <Дата обезличена><Номер обезличен>-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», постановлением администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О передаче Департаменту строительства администрации городского округа Чапаевск полномочий в сфере охраны окружающей среды» администрация городского округа Чапаевск, в лице муниципального казенного учреждения «<Данные изъяты>» (как структурное подразделение) (далее по тексту - Департамент), наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Чапаевск и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В рамках возложенных полномочий, при произведении рейдового мероприятия по контролю в рамках государственного надзора в области обращения с отходами на территории городского округа Чапаевск в соответствии с Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заданием <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было выявлено накопление и временное хранение отходов животноводства на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен> непосредственно на почве. Было установлено, что гражданин ФИО2 осуществляет деятельность по содержанию домашних животных (крупного рогатого скота и баранов) на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен>. Земельный участок, расположенный по вышеназванному адресу, арендуется гражданином ФИО2 согласно договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> На территории хозяйства находится одно деревянное животноводческое помещение с навесом. Площадь помещения <Данные изъяты> кв. м. В помещениях содержится <Данные изъяты> голов крупного рогатого скота и <Данные изъяты> баранов. Животноводческие помещения имеют выход на <Адрес обезличен> вычищается и складируется на территории земельного участка <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> непосредственно на почву в двух местах: на расстоянии приблизительно 5-7 м на площади <Данные изъяты> м и на расстоянии 13 м от животноводческих помещений на площади 5x5м. Измерение размеров площадок по размещение отходов животноводства производилось лазерным дальномером <Данные изъяты> при непосредственном присутствии и с участием гражданина ФИО2 Отходы животноводства представлены навозом крупного рогатого скота свежим код <Данные изъяты>, 4 класс опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - ФККО); навозом крупного рогатого скота перепревшим код <Данные изъяты> опасности по ФККО; навозом мелкого рогатого скота свежим код <Данные изъяты> класс опасности по ФККО и навозом мелкого рогатого скота перепревшим код <Данные изъяты> класс опасности по ФККО. Общее количество отходов животноводства 4 класса опасности, представленных свежим навозом, визуально составляет ориентировочно 1%. Сбор и накопление отходов животноводства на почве нарушает п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». <Дата обезличена> в отношении гражданина ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <Адрес обезличен> № ЮЗ-ОТ от <Дата обезличена> гражданин ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от <Дата обезличена> N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе возмещения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 77 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, проведен специалистом Департамента в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды России от <Дата обезличена> N238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в редакции приказа Минприроды России от <Дата обезличена> N316 «О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от <Дата обезличена> N238» (Зарегистрировано в Минюсте России <Дата обезличена><Данные изъяты>)). Сумма рассчитанного вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды гр. ФИО3, составляет 61 398 рублей. В адрес гр. ФИО2 заказным почтовым отправлением РПО <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было направлено претензионное письмо <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды. Согласно Отчету об отслеживании почтовых отправлений, сформированному на официальном сайте Почты России, адресат получил письмо <Дата обезличена> В соответствии с указанным письмом, гр. ФИО2 предложено в срок до <Дата обезличена> в добровольном порядке возместить вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды. Добровольно гр. ФИО2 компенсировать вред окружающей среде отказался. Статьей 78 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Просили суд взыскать с ФИО2 Камал оглы, <Дата обезличена> г.р., проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, сумму вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в размере <Данные изъяты> рублей.

Представитель истца МКУ «Департамент строительства администрации г.о. Чапаевск» ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд уменьшить сумму взыскания.

Изучив материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему.

Статьёй 42Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от <Дата обезличена> № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды " хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду ; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 данного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регулируются Федеральным законом от <Дата обезличена> № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 вышеуказанного федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы ) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Природная среда - совокупность компонентов природной среды (к примеру, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природных (к примеру, естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов (к примеру, объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение).

Статьей 4 Закона № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле).

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от <Дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.

Судом установлено, что при проведении рейдового мероприятия по контролю в рамках государственного надзора в области обращения с отходами на территории городского округа Чапаевск в соответствии с Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заданием <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было выявлено накопление и временное хранение отходов животноводства на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен> непосредственно на почве.

Установлено, что ФИО3 осуществляет деятельность по содержанию домашних животных (крупного рогатого скота и баранов) на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен>.

Земельный участок, расположенный по вышеназванному адресу, арендуется гражданином ФИО3 согласно договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>

На территории хозяйства находится одно деревянное животноводческое помещение с навесом. Площадь помещения 198 кв. м. В помещениях содержится <Данные изъяты> голов крупного рогатого скота и <Данные изъяты> баранов. Животноводческие помещения имеют выход на <Адрес обезличен> вычищается и складируется на территории земельного участка <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> непосредственно на почву в двух местах: на расстоянии приблизительно 5-7 м на площади 4 х 10 м и на расстоянии 13 м от животноводческих помещений на площади 5x5м. Измерение размеров площадок по размещение отходов животноводства производилось лазерным дальномером <Данные изъяты> при непосредственном присутствии и с участием гражданина ФИО2 Отходы животноводства представлены навозом крупного рогатого скота свежим код <Данные изъяты> класс опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - ФККО); навозом крупного рогатого скота перепревшим код <Данные изъяты> класс опасности по ФККО; навозом мелкого рогатого скота свежим код <Данные изъяты> класс опасности по ФККО и навозом мелкого рогатого скота перепревшим код <Данные изъяты> класс опасности по ФККО. Общее количество отходов животноводства 4 класса опасности, представленных свежим навозом, визуально составляет ориентировочно <Данные изъяты>%.

<Дата обезличена> в отношении ФИО3 ведущим инженером муниципального казенного учреждения «Департаментом строительства администрации г.о. Чапаевск», исполняющим полномочия государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Постановлением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <Адрес обезличен><Данные изъяты> от <Дата обезличена> гражданин ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <Данные изъяты> рублей.

Доказательств отмены указанного постановления в деле не имеется.

Поскольку факт порчи земли именно ответчиком установлен вступившим в законную силу решением суда, данное обстоятельство на основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательно для суда и не подлежит доказыванию в рамках настоящего дела.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от <Дата обезличена> N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды " негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду закон относит загрязнение недр и почв.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ от <Дата обезличена> N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды " за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб ), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с ч. 1 ст.77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 78 данного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.

Порядок исчисления размера вреда, причиненного почвам, определяется Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Указанная методика применяется для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно расчету, размер вреда, который причинен почвам как объекту охраны окружающей среды в результате административного правонарушения, совершенного ФИО3 составляет <Данные изъяты> рублей.

<Дата обезличена> в адрес ФИО3 было направлено претензионное письмо за <Номер обезличен> о добровольном возмещении вреда, причиненного как объекту окружающей среды.

В соответствии с указанным письмом ФИО3 было предложено в срок до <Дата обезличена> в добровольном порядке возместить вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среду.

Однако добровольно компенсировать вред окружающей среде ФИО3 отказался.

При определении размера причиненного вреда в стоимостном выражении суд исходит из представленного истцом расчета, который кладет в основу решения, поскольку считает его правильным, составленным на основании действующего законодательства. Иного расчета в деле не имеется.

Допущенные ответчиком нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории <Адрес обезличен> населения и приезжающих граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона « Об охране окружающей среды », ст. 5 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами ; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами ; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами ; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО3в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <Адрес обезличен> сумму вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды в размере <Данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

Чапаевского городского суда О.А. Викторова

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2022 года.