Усть-Канский районный суд Республики Алтай
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Усть-Канский районный суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-102/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кан 04 апреля 2011 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сарбашева В.Б.,
при секретаре Дмитриевой Р.Ф.,
с участием заместителя прокурора Малчинова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к сельским администрациям муниципальных образований «Белоануйское сельское поселение», «Кырлыкское сельское поселение», «Талицкое сельское поселение», «Черноануйское сельское поселение», «Мендур-Сокконское сельское поселение», «Ябоганское сельское поселение», «Козульское сельское поселение», «Усть-Канское сельское поселение», «Усть-Мутинское сельское поселение» об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных скважин,
установил:
Прокурор Усть-Канского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к сельским администрациям муниципальных образований «Белоануйское сельское поселение», «Кырлыкское сельское поселение», «Талицкое сельское поселение», «Черноануйское сельское поселение», «Мендур-Сокконское сельское поселение», «Ябоганское сельское поселение», «Козульское сельское поселение», «Усть-Канское сельское поселение», «Усть-Мутинское сельское поселение» об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных скважин, мотивировав тем, что прокуратурой района в ходе проверки выявлены нарушения федерального законодательства, допущенные администрациями сельских поселений. Установлено, что на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» расположены скважины, которые не имеют собственника и являются бесхозяйными недвижимыми вещами: в с.Усть-Кан, по улице . Такие же скважины, не имеющие собственника и являющиеся бесхозяйными, находятся на территории вышеперечисленных муниципальных образований по адресам соответственно: с.Белый-Ануй, по улицам ; с.Кырлык, по улицам ; селах Талица, Тюдрала; с.Черный-Ануй, по улицам , с.Каракол, по улице , с.Турата, по улицам ; с.Мендур-Соккон, по улицам ; с.Ябоган, по улицам , с.Верх-Ябоган, по улице , с.Оро, по улицам ; с. Озерное, по улицам , с.Козуль, по улицам ; с.Усть-Мута, по улицам , с.Келей, по улице , с.Верх-Мута, по улице . В обоснование иска прокурор ссылался на положения ч.3 ст.225 ГК РФ, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, а также на положения п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселений водоснабжения населения. Как указывает прокурор в исковом заявлении, отсутствие собственника у скважин влечет невозможность обеспечения их сохранности, создает угрозу нарушения прав граждан на бесперебойное обеспечение их питьевой водой. Поскольку данные объекты расположены в административных границах сельских поселений, необращение администраций сельских поселений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии скважин на учет как бесхозяйного имущества, по мнению прокурора, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Усть-Канского района Малчинов А.С., уточнив иск в части места расположения скважин в границах МО «Усть-Канское сельское поселение», просил обязать администрацию сельского поселения обратиться с заявлением о постановке на учет двух скважин, расположенных в с.Усть-Кан, по улице , напротив здания (данные изьяты) и возле здания (данные изьяты), в остальной части поддержал исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Усть-Канское сельское поселение» ФИО1 исковые требования не признал, пояснив, что скважины в с.Усть-Кан, по улице , имеются. По его мнению, собственником скважин является администрация МО «Усть-Канский район». Решением 13-й сессии Совета депутатов Усть-Канского района от 20.04.2010 г. № скважины передавались в сельские поселения, но это решение было отменено по протесту прокурора. Также пояснил, что по ул. имеются две скважины.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Белоануйское сельское поселение» ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что на территории сельского поселения все указанные скважины имеются скважины имеются.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Кырлыкское сельское поселение» ФИО3 исковые требования также не признал, пояснив, что скважины не бесхозяйные.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Талицкое сельское поселение» ФИО4 исковые требования не признал, пояснив, что в с.Тюдрала есть скважина, которая обслуживается МУП «Коммунальщик», в с.Талица также имеется скважина, она на балансе не состоит.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Черноануйское сельское поселение» ФИО5 исковые требования не признала, пояснив, что все скважины, указанные в иске, имеются, их обслуживает МУП «Коммунальщик», считает, что собственником скважин является администрация МО «Усть-Канский район».
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Мендур-Сокконское сельское поселение» ФИО6 исковые требования не признала, считает, что скважины не бесхозяйные. Также пояснила, что в с.Мендур-Соккон есть скважины по улицам ; скважина по ул. была передана им по акту.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Козульское сельское поселение» ФИО7 исковые требования не признала, пояснив, что на территории сельского поселения имеются 4 скважины, которые находятся на балансе МО «Усть-Канский район».
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Усть-Мутинское сельское поселение» ФИО8 исковые требования также не признал, пояснив, что скважины в 2000 г. были переданы в собственность МО «Усть-Канский район». В 2006 г. должны были передать сельским поселениям, но они не сделали этого.
Представитель третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации МО «Усть-Канский район» ФИО9 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснив, что согласно ст.50 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ они обязаны передать скважины сельским поселениям до 2012 г.
Представитель третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУП «Коммунальщик» ФИО10 в судебном заседании против исковых требований не возражал, пояснив, что скважины у них на балансе не состоят, они их обслуживают, но никаких распоряжений об этом нет. Плату за водоснабжение собирают, так как они обслуживают эти скважины.
Представитель ответчика администрации МО «Ябоганское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 утверждено положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п.5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Постановлением главы администрации МО «Усть-Канское сельское поселение» от 09.11.2008 г. № 524-1 утверждено положение о порядке постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в МО «Усть-Канский район», согласно п.1.3 которого органы местного самоуправления выявляют объекты бесхозяйного недвижимого имущества на своей территории и осуществляют в соответствующих организациях технический или кадастровый учет этих объектов.
Согласно п.1.4 данного Положения учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним принимает на учет бесхозяйное недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого это имущество находится.
Судом установлено, что на территории муниципальных образований сельских поселений находятся скважины:
МО «Усть-Канское сельское поселение» - в с.Усть-Кан, по улице ;
МО «Белоануйское сельское поселение» - в <...> Ленинская, Колхозная, Горького;
МО «Кырлыкское сельское поселение» - в с.Кырлык, по улицам ;
МО «Талицкое сельское поселение» - в селах Талица, Тюдрала;
МО «Черноануйское сельское поселение» - в с.Черный-Ануй, по улицам , с.Каракол, по улице , с.Турата, по улицам ;
МО «Мендур-Сокконское сельское поселение» - в с.Мендур-Соккон, по улицам ;
МО «Ябоганское сельское поселение» - в с.Ябоган, по улицам , с.Верх-Ябоган, по улице , с.Оро, по улицам ;
МО «Козульское сельское поселение» - в с. Озерное, по улицам , с.Козуль, по улицам ;
МО «Усть-Мутинское сельское поселение» - в с.Усть-Мута, по улицам , с.Келей, по улице , с.Верх-Мута, по улице , что подтверждается сообщениями администраций указанных сельских поселений, а также пояснениями представителей ответчиков, данных в ходе судебного заседания.
Решением 13-й сессии Совета депутатов МО «Усть-Канский район» от 20.04.2010 г. № 13-91 «О передаче водопроводных сетей» утвержден перечень муниципального имущества, находящегося в собственности МО «Усть-Канский район» и передаваемого в собственность сельских поселений. Согласно решению сессии скважины, расположенные на территории муниципальных образований «Белоануйское сельское поселение», «Кырлыкское сельское поселение», «Талицкое сельское поселение», «Черноануйское сельское поселение», «Мендур-Сокконское сельское поселение», «Ябоганское сельское поселение», «Козульское сельское поселение», «Усть-Канское сельское поселение», «Усть-Мутинское сельское поселение», переданы в муниципальную собственность указанных сельских поселений.
Решением 14-й сессии Совета депутатов МО «Усть-Канский район» от 29.06.2010 г. № 14-98 решение предыдущей сессии от 20.04.2010 г. № 13-91 отменено на основании протеста прокурора Усть-Канского района.
Согласно ответу от 15.03.2011 г. № на запрос суда водозаборные скважины сняты с баланса МУП «Коммунальщик» приказом от 23.06.2010 г. № . Из данного приказа следует, что главному бухгалтеру МУП «Коммунальщик» предписано снять с баланса все водопроводные сети и скважины согласно приложению к постановлению № от 27.04.2010 г. на основании решения 13-й сессии Совета депутатов второго созыва № 13-91 от 20.04.2010 г.
Из ответа МУП «Коммунальщик» на запрос прокурора района следует, что на основании решения 13-й сессии Совета депутатов от 20.04.2010 г. № 13-91 скважины переданы Усть-Мутинскому сельскому поселению в количестве 4 единиц, Мендур-Сокконскому и Талицкому сельским поселениям по 1 единице и Черноануйскому сельскому поселению 5 единиц.
Тем самым, суд полагает, что до принятия решения 14-й сессии Совета депутатов МО «Усть-Канский район» об отмене решения предыдущей, 13-й сессии от 20.04.2010 г. № 13-91 скважины и водопроводные сети, были сняты с баланса МУП «Коммунальщик» в целях передачи в муниципальную собственность соответствующих сельских поселений, на территории которых они находятся, на основании решения сессии № 13-91 от 20.04.2010 г.
Согласно уведомлениям от 28.03.2011 г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай сведения о регистрации прав на объекты недвижимого имущества - скважины, расположенные в с.Усть-Кан, по улице ; с.Белый-Ануй, по улицам ; с.Кырлык, по улицам ; селах Талица, Тюдрала; с.Черный-Ануй, по улицам , с.Каракол, по улице , с.Турата, по улицам ; с.Мендур-Соккон, по улицам ; с.Ябоган, по улицам , с.Верх-Ябоган, по улице , с.Оро, по улицам ; с. Озерное, по улицам , с.Козуль, по улицам ; с.Усть-Мута, по улицам , с.Келей, по улице , с.Верх-Мута, по улице , в Едином государственном реестре прав отсутствуют.
Вышеперечисленные скважины в муниципальную собственность сельских поселений приняты не были, что подтверждается сообщениями администраций МО «Белоануйское сельское поселение», «Кырлыкское сельское поселение», «Талицкое сельское поселение», «Черноануйское сельское поселение», «Мендур-Сокконское сельское поселение», «Ябоганское сельское поселение», «Усть-Канское сельское поселение», «Усть-Мутинское сельское поселение». Согласно сообщению главы администрации «Козульское сельское поселение» от 24.01.2011 г. № по акту передачи МУП «Коммунальщик» передал 2 скважины в с.Озерное и 2 скважины в с.Козуль. Ни одно из сельских поселений с заявлением о постановке на учет скважин в качестве бесхозяйных в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не обращалось. Также в ходе судебного заседания представители ответчиков пояснили, что в собственности сельских поселений скважин не имеется.
Указанные скважины не являются муниципальной собственностью МО «Усть-Канский район», что подтверждается соответствующей информацией главы администрации МО «Усть-Канский район» от 25.03.2011 г. № об отсутствии на балансе администрации района скважин. Администрация МО «Усть-Канский район» с заявлением о постановке на учет скважин в качестве бесхозяйных в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не обращалась.
Кроме того, указанные скважины не учтены в качестве республиканской или федеральной собственности, что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Республики Алтай от 29.03.2011 г. № и уведомлением Территориального управления Росимущества в Республике Алтай от 30.03.2011 г. № .
Тем самым, учитывая изложенное, суд полагает, что все вышеперечисленные объекты недвижимого имущества - скважины - не имеют собственника или его собственник неизвестен, то есть являются бесхозяйными недвижимыми вещами.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
Согласно п.1 ч.2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» водоснабжение населения относится к вопросам местного значения поселения, а также учитывая, что скважины расположены в административных границах муниципальных образований «Белоануйское сельское поселение», «Кырлыкское сельское поселение», «Талицкое сельское поселение», «Черноануйское сельское поселение», «Мендур-Сокконское сельское поселение», «Ябоганское сельское поселение», «Козульское сельское поселение», «Усть-Канское сельское поселение», «Усть-Мутинское сельское поселение», а также принимая во внимание невозможность обеспечения сохранности скважин в связи с отсутствием собственника, что создает угрозу нарушения прав граждан на бесперебойное обеспечение их питьевой водой надлежащего качества, суд полагает, что необращение администрациями указанных муниципальных образований в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке скважин на учет в качестве бесхозяйных, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФГК РФ, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Относительно места расположения двух скважин, находящихся в с.Усть-Кан по ул., в ходе судебного заседания представитель истца уточнил исковые требования, поскольку установлено, что по данной улице находится четыре скважины. Одна из этих скважин, расположенная в с.Усть-Кан, по улице , является собственностью субъекта Российской Федерации, то есть собственностью Республики Алтай, и находится в оперативном управлении АУ РА (данные изьяты), что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества республики от 29.03.2011 г. № . Другая скважина, расположенная в этом же селе по ул., рядом с (данные изьяты). Тем самым, две скважины, в отношении которых заявлены исковые требования, расположены в с.Усть-Кан, по улице , напротив здания (данные изьяты) и возле здания (данные изьяты).
Также доводы представителя ответчика администрации «Ябоганское сельское поселение» о принадлежности скважин, расположенных в с.Ябоган сельскохозяйственному производственному кооперативу (данные изьяты), не могут быть приняты во внимание, так как подтверждающих доказательства этому в судебное заседание не представлено. Поскольку скважины расположены на территории МО «Ябоганское сельское поселение», суд считает, что обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке их на учет в качестве бесхозяйных является обязанностью сельской администрации МО «Ябоганское сельское поселение».
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к сельским администрациям муниципальных образований «Белоануйское сельское поселение», «Кырлыкское сельское поселение», «Талицкое сельское поселение», «Черноануйское сельское поселение», «Мендур-Сокконское сельское поселение», «Ябоганское сельское поселение», «Козульское сельское поселение», «Усть-Канское сельское поселение», «Усть-Мутинское сельское поселение» об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных скважин обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Канского района удовлетворить.
Обязать обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай:
- сельскую администрацию муниципального образования «Белоануйское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Белый-Ануй, по улицам , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Кырлыкское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Кырлык, по улицам , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Талицкое сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: села Талица, Тюдрала, в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Черноануйское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Черный-Ануй, по улицам , с.Каракол, по улице , с.Турата, по улицам , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Мендур-Сокконское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Мендур-Соккон, по улицам , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Ябоганское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Ябоган, по улицам , с.Верх-Ябоган, по улице , с.Оро, по улицам , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Козульское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Озерное, по улицам , с.Козуль, по улицам , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Усть-Канское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Усть-Кан, по улице , в качестве бесхозяйных;
- сельскую администрацию муниципального образования «Усть-Мутинское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет скважин, расположенных по адресу: с.Усть-Мута, по улицам , с.Келей, по улице , с.Верх-Мута, по улице , в качестве бесхозяйных.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Усть-Канский районный суд.
Судья В.Б.Сарбашев
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2011 года.
Судья В.Б.Сарбашев