ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102 от 06.06.2014 Буйского районного суда (Костромская область)

                                                                                                                                      дело №2-102

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 6 июня 2014 года

 Буйский районный суд Костромской области в составе:

 председательствующего судьи Капраловой Е.Л.,

 при секретаре Сокоровой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа г.Буй Костромской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

 У С Т А Н О В И Л :

 ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа г.Буй Костромской области о принятии на учет в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав следующее.

 Постановлением главы администрации городского округа г.Буй № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке в список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное постановление вынесено на основании протокола заседания межведомственной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что истица и её семья намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, после чего не истёк пятилетний срок. Однако, основание и признаки умышленного ухудшения жилищных условий, в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, не указаны. Поэтому данный отказ ФИО1 считает незаконным.

 Истица утверждает, что была вынуждена выехать с прежнего места жительства, располагавшегося по адресу: <адрес>, так как муж ФИО1 - ФИО2 работает электромехаником в центре связи, обязан являться на работу по первому вызову, поэтому его место жительства должно быть расположено близко к месту работы. Кроме того, у Ф-вых имеется сын, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возможность устройства которого в детский сад отсутствовала, поскольку ближайшее дошкольное учреждение находится в 15-ти км.от прежнего места жительства.

 В настоящее время истица с семьёй проживает по адресу: <адрес> - в квартире, принадлежащей ФИО11 - дяде ФИО2 Собственного жилья на территории г.Буя истица не имеет.

 ФИО1 считает, что основания для отказа в постановке на учет в список нуждающихся в жилье отсутствовали. Ни один из пунктов ст.56 ЖК РФ, в данном случае, не применим, поэтому действия ответчика, по мнению истицы, являются незаконными.

 В суде ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах малолетнего Ф., просила признать незаконным отказ администрации городского округа г.Буй в постановке истицы с составом семьи - три человека на учет нуждающихся в жилье и обязать ответчика поставить истицу с названным составом семьи на учет нуждающихся в жилье по категории - «молодая семья». Дополнительно истица пояснила следующее.

 До регистрации брака истица проживала с родителями в деревне. Данное жилье было приватизировано, когда истица была несовершеннолетней. Её включили в число участников приватизации без учета её мнения. Собственниками квартиры до настоящего времени являются истица и её отец. Вданной жилом помещении проживают родители ФИО1

 После регистрации брака семья Ф-вых совместно с родителями не проживала; этоне представлялось возможным, ввиду недостаточности жилой площади. Кроме того, ФИО2 уехал на обучение в <адрес>, куда был направлен работодателем. После окончания обучения - ДД.ММ.ГГГГ Ф-вы, в связи с трудоустройством ФИО2, переехали в город. Переезд был вызван также тем, что по прежнему месту жительства ФИО1 невозможно было найти работу; не имелось детского сада и школы. До ближайшего детского сада можно доехать на школьном автобусе, но он не ездит в школьные каникулы.

 Семья истицы в городе сначала снимала жильё у посторонних граждан, а с ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире, принадлежащей дяде ФИО2- ФИО11, членами семьи которого Ф-вы не являются. Проживать в данной квартире Ф-вы намерены до того времени, пока собственник не попросит освободить жильё.

 ФИО1 утверждает, что её семья не совершала намеренного ухудшения имевшихся жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в жилье. Ф-вы сменили место жительства - переехали из района в ггород в связи с указанными выше обстоятельствами.

 Третье лицо ФИО2 - супруг истицы поддержал исковые требования ФИО1 и изложенные ею доводы. Дополнительно ФИО2 пояснил следующее.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на работу в отделение связи. С ним был заключен ученический договор, согласно которому ФИО2 был обязан пройти профессиональное обучение в <адрес>. После окончания обучения ФИО2 был трудоустроен в городе. Рабочий день у ФИО2 ненормированный; на работе установлены дежурства, во время которых могут вызвать на работу, куда необходимо явиться в течение 40 минут для устранения возникших на станциях неполадок. Для того, чтобы добраться до места работы с прежнего места жительства - из района, необходимо было не менее 50 минут. В зависимости от погодных условий, время на дорогу могло увеличиться.

 В связи с изложенным и иными причинами, названными истицей, Ф-вы вынуждены были переехать на постоянное место жительства в город.

 Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании постоянной доверенности, с иском ФИО1 не согласна, считает, что Ф-вы, переехав в город, совершили действия, направленные на ухудшение жилищных условий.

 Другие участники дела в суд не явились; о месте и времени судебного заседания извещены, возражений на иск не представили.

 Учитывая мнения присутствующих участников дела, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

 Исследовав материалы дела, заслушав участников дела, свидетелей, проанализировав представленные доказательства, суд находит иск ФИО1 обоснованным, подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего.

 Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

 В силу ч.2 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 Положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предусмотрено оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6). Одновременно законодатель установил Правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы).

 Согласно названным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а)возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б)молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

 Пунктом 7 указанных Правил определено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются граждане:

 1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

 2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

 В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

 В суде установлено и подтверждено материалами дела, что истица ФИО4 (до брака-ххххх) Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в квартире общей площадью - --- кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.12-13-оборот,24-оборот,25). Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истице и ФИО7(доля каждого в праве-1\2) (л.д.24,24-оборот). В настоящее время, как установил суд, в данном жилом помещении проживают родители ФИО1

 Третье лицо ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в муниципальной квартире общей площадью - --- кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

 ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и истицей зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 и ФИО2 родился сын - Ф. (л.д.19,39), который с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>

 Суд установил, что семья Ф-вых не состоит на учете в администрации Буйского муниципального района в списке семей для участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жильё» на 2011-2015 годы .

 Указанные выше, установленные судом обстоятельства подтвердила в суде свидетель ФИО9 - начальник Каплинского территориального отделения администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области. Дополнительно она пояснила следующее.

 На территории Каплинского территориального отделения (по месту прежнего жительства Ф-вых) детского сада нет. Дошкольная группа работает на базе Гавриловской средней общеобразовательной школы, которая находится в д.Б.Дор, расположенной на расстоянии 15 км. от деревни; доставка детей осуществляется школьным автобусом.

 Данные свидетелем показания также подтверждаются справками, представленными суду .

 Доводы, изложенные по существу дела ФИО1 и ФИО2, подтвердил в суде свидетель ФИО10, показания которого аналогичны показаниям свидетеля ФИО9

 Основания для того, чтобы не доверять показаниям указанных свидетелей, у суда отсутствуют.

 Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучался в техникуме, по окончании которого с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в центре связи в должности электромеханика <данные изъяты> Согласно должностной инструкции электромеханик связи обязан осуществлять дежурства в соответствии с установленным графиком; во время пассивного дежурства находиться в оперативной близости ст.Буй и на постоянной связи (л.д.49-57).

 Таким образом, факт трудоустройства ФИО2 за пределами района, особенности выполняемых им трудовых функций нашли своё достоверное подтверждение.    

 Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени ФИО1, ФИО2 и Ф. зарегистрированы в принадлежащей ФИО11 квартире общей площадью - --.м., расположенной по адресу: <адрес>

 Свидетель ФИО11 показал суду, что ФИО2 является его (свидетеля) племянником. Поскольку ФИО11 пока не проживает в принадлежащей ему квартире, расположенной по адресу: <адрес>., в ней он разрешил проживать и зарегистрироваться семье племянника, члены семьи которой не являются членами семьи свидетеля.

 При регистрации Ф-вых в квартире свидетеля в паспортном столе <адрес> было предложено заполнить бланки заявлений и договора найма. В устной форме ФИО11 договорился с Ф-выми о том, что они освободят квартиру и снимутся с регистрационного учета, как только данное жилое помещение потребуется лично ФИО11 либо его дочерям.

 Свидетель ФИО12 дала, по существу, аналогичные показания.

 Основания для того, чтобы не доверять показаниям названных свидетелей, у суда отсутствуют.

 Из материалов дела следует, что регистрация Ф-вых по указанному адресу действительно произведена с согласия ФИО11 на основании документов установленной формы - заявлений ФИО1 и ФИО2 и договора найма жилого помещения .

 Свидетель ФИО13 - начальник отдела <данные изъяты> показала, что регистрация Ф-вых по адресу: <адрес> произведена в установленном законом порядке. Бланки заявлений о регистрации и договора найма жилого помещения предоставляют гражданам для заполнения в паспортный стол. Заполненные бланки документов из названной службы передаются для рассмотрения по существу в отдел УФМС России по Костромской области в г.Буе и Буйском районе. Вопрос о регистрации не может быть разрешен положительно в случае отсутствия документа, свидетельствующего об основании вселения в жилое помещение, в данном случае, договора найма.

 Основания для того, чтобы не доверять показаниям указанных свидетелей, у суда отсутствуют, поскольку данные показания не противоречат и соответствуют материалам дела.

 В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

 В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007г. №258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 Смена Ф-выми места жительства в связи с трудоустройством ФИО2 в другом населенном пункте и другими причинами, регистрация по новому месту жительства во исполнение ст.6 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», обязывающей граждан РФ, изменивших место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, не может быть расценена, как намеренное ухудшение своих жилищных условийпо смыслу ст.53 ЖК РФ.

 Согласно ст.31 ЖК РФ и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

 По делу установлено и не опровергнуто ответчиком, что Ф-вы в настоящее время проживают по адресу: <адрес> отдельной самостоятельной семьей; членами семьи собственникаданного жилого помещения - ФИО11 не являются.

 Члены семьи ФИО1 - ФИО2 и Ф. не являлись и не являются в настоящее время собственниками жилых помещений, что подтверждается документально (л.д.27,28). Истице на праве общей долевой собственности (доля в праве - 1\2) принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью - -- кв.м., в том числе жилой площадью - -- кв.м., расположенная по адресу: <адрес>Вместе с тем, обеспеченность семьи истицы общей площадью (применительно к данному жилому помещению), с учетом фактически проживающих в данной квартире родителей,составляет менее 12 кв.м. на одного человека (то есть, менее учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которого в городе определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье .

 Установлено, что сделок по отчуждению недвижимого имущества Ф-вы не совершали.Сведений, которые могли бы свидетельствовать об обеспеченности семьи истицы жилой площадью свыше учетной нормы, суду не было представлено.

 Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, следует, что истица ФИО1 с составом семьи - три человека на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет являлась нуждающейся в жилье по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ.Других обстоятельств, которые в силу пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утвержденных в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) влекут отказ в признании молодой семьи участницей подпрограммы, ответчиком не приведено и не доказано.

 Поскольку Ф-вы являются молодой семьей, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в порядке и на условиях подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (л.д.29). Постановлением администрации городского округа г.Буй от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (л.д.4). Данное постановление вынесено на основании протокола заседания межведомственной жилищной комиссии администрации городского округа г.Буй от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что семья ФИО1 не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении до регистрации на жилую площадь по <адрес>. Действия семья Ф-вых расценены, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью встать на учет в качестве нуждающихся в жилье (л.д.5-6,).

 В соответствии с установленными выше обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 с составом семьи - три человека подлежала признанию органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в жилье по категории - «молодая семья».При таких обстоятельствах отказ администрации городского округа г.Буй от ДД.ММ.ГГГГ.в принятии истицы и членов её семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении следует считать незаконным.В связи с этим, имеются основания для того, чтобы обязать ответчика поставить ФИО1 с составом семьи - три человека на учет нуждающихся в жилом помещении по категории - «молодая семья».

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Признать незаконным отказадминистрации городского округа г.Буй Костромской области в признании ФИО1 с составом семьи - три человека нуждающейся в жилом помещении.

 Обязать администрацию городского округа г.Буй Костромской области поставить ФИО1 (состав семьи - три человека) на учет нуждающихся в жилом помещении по категории - «молодая семья».

 Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Председательствующий: