ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102 от 09.02.2012 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

                                                                                    Емельяновский районный суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Емельяновский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-102/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Емельяново 09 февраля 2012 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего: судьи Коренковой С.В.,

при секретаре: Табашной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Красноярского края «КрасАвиа» о возложении обязанности получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, в филиале №3 «Аэропорт Ванавара»,

УСТАНОВИЛ:

Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Государственному предприятию Красноярского края «КрасАвиа» о возложении обязанности совершить действия, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, для получения лицензии на тушение пожаров в филиале №3 «Аэропорт Ванавара», в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Требования иска мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о лицензировании в Государственном предприятии Красноярского края «КрасАвиа» (далее – ГП КК «КрасАвиа»), в ходе которой установлено, что в соответствии с ч.2 Устава ГПКК «КрасАвиа», предприятие является коммерческой организацией, основной целью которого является получение прибыли; одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание воздушных судов, пассажиров, почты и грузов, в том числе поисково-спасательные, аварийно-спасательные и противопожарное обеспечение полетов. В целях осуществлении данной деятельности в филиале №3 «Аэропорт Ванавара» ГПКК «КрасАвиа» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП). Согласно штатному расписанию филиала №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» в штат СПАСОП филиал №3 включены начальник службы, инженер по аварийно-спасательным работам, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля. СПАСОП филиал №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеет свидетельство №006244 от 27.08.2009 года на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях действительное до 27.08.2011 года, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации. Филиал №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 26.05.2011г., в соответствии с которым филиал №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта. Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении филиалом №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров. В нарушение требований ст.9 Воздушного кодекса РФ, подпункта 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» филиал № 3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа», осуществляя аэропортовую деятельность, в том числе аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов, лицензии на деятельность по тушению пожаров не имеет. Деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. Исходя из целей лицензирования, истец полагает, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации. Сертификация не исключает лицензирование деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, наличие у филиала №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» сертификата соответствия на противопожарное обеспечение полётов не освобождает предприятие от получения лицензии на тушение пожаров. Деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности безотносительно к тому, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать ГПКК «КрасАвиа» получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, в филиале №3 «Аэропорт Ванавара» до 31 декабря 2012 года.

Представитель Енисейского транспортного прокурора – помощник Енисейского транспортного прокурора Маклаков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом их уточнения, дал пояснения соответствующие вышеизложенному.

В судебном заседании представитель ответчика ГП КК «КрасАвиа» - Бессонов А.В. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласился. ГПКК «КрасАвиа» в соответствии с Уставом осуществляет два основных вида деятельности: аэропортовая и авиационная. На указанные виды деятельности имеются соответствующие лицензии и сертификаты. ГПКК «КрасАвиа» имеет профессиональную СПАСОП, а также свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которому одним из видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, лицензии на деятельность по тушению пожаров не имеет. За время существования Службы, деятельности по тушению пожаров не осуществляла. Созданная в филиале №3 «Аэропорт Ванавара» профессиональная СПАСОП, согласно Положению СПАСОП призвана к противопожарному обеспечению полетов и объекта аэропорта Ванавара, проведению аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта, организации пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контролю за выполнением установленных требований пожарной безопасности, проведению наземных поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность ГПКК «КрасАвиа» по противопожарному обеспечению полетов, включающая в себя деятельность по тушению пожаров, направлена на обеспечение производственного процесса организации. Соглашение с пожарными частями свидетельствует об отсутствии необходимости получения лицензии. 10.11.2011 года создано ФКП «Аэропорты Красноярья» В соответствии с постановлением Законодательного собрания Красноярского края имущество ГП КК «КрасАвиа» будет передано в федеральную собственность. В последующем аэропорты ГПКК «КрасАвиа» подлежат передаче в ФКП «Аэропорты Красноярья». Экономической целесообразности получения лицензии в случае реорганизации не имеется. Вместе с тем, ГПКК «КрасАвиа» в силу требований Федерального закона от 18.07.2011 года №242-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю был направлен пакет документов для получения лицензии на указанную выше деятельность, однако был получен ответ о том, что до настоящего времени Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры Правительством РФ не утверждено, соответственно в настоящее время данная лицензия ГПКК «КрасАвиа» получена быть не может.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

В соответствии со ст.9 Воздушного кодекса РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ (ред. от 25.11.2009г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», аварийно-спасательные службы создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб - руководством организаций.

В соответствии с Положением о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденным приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 г. № 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, является: организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов; организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; организация профессиональной подготовки пожарно - спасательных расчетов; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно - спасательных и противопожарных работ.

В соответствии с п. 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24.04.2000г. №98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе:

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Согласно ч.1, ч.2, ч.3 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию

В соответствии с п. 14 ч.1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, подлежит лицензированию.

В соответствии со ст.9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно.

Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. №625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» установлены лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности.

Под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с ч.2 Устава ГП КК «КрасАвиа», предприятие является коммерческой организацией, основной целью которого является получение прибыли; одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание воздушных судов, пассажиров, почты и грузов, в том числе поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов (л.д.25). В целях осуществления данной деятельности в филиале №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее СПАСОП)

Согласно штатному расписанию филиала №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» в штат СПАСОП филиал №3 включены начальник службы, инженер по аварийно-спасательным работам, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля (л.д.7-8).

СПАСОП филиал №2 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеет свидетельство №006244 от 27.08.2009 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях действительное до 27.08.2011 года (л.д.12).

Филиал №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» имеет сертификат (свидетельство) на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ от 27.08.2008 года, действует до 26.08.2011 года (л.д.13).

В соответствии с Положением о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала №3 ГП КК «КрасАвиа», утвержденным директором Филиала №3 ГП КК «КрасАвиа» 14.11.2008г., одной из основных задач Службы является обеспечение постоянной готовности проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательного работ в чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями на воздушном судне (далее ВС) и инфраструктуре аэропорта, а также противопожарное обеспечение полетов ВС и инфраструктуры аэропорта (л.д.16).

В соответствии с Положением о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ГП КК «КрасАвиа», утвержденным генеральным директором ГП КК «КрасАвиа», одной из основных задач Службы является организация и проведение поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и работ; организация противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропортов.

Ответчиком в подтверждение своих доводов о том, что, соглашение с пожарными частями свидетельствует об отсутствии необходимости получения лицензии, представлено соглашение о взаимодействии подразделения ПЧ-135 ГУ ОФПС-32 МЧС России и служб Ванаварского филиала №3 ГПКК «КрасАвиа» в случае возникновения чрезвычайной ситуации, согласно которому в частности выезд пожарных расчетов ПЧ-135 на пожарных автомобилях осуществляется на удаление не более 7 км от аэродрома при наличии автомобильной дороги в районе АП; пожарный автомобиль СПАСОП с боевым расчетом поступает в распоряжение РТП ПЧ-135; пожарный автомобиль СПАСОП с расчетом может быть направлен на тушение пожара; совместные действия пожарной охраны ПЧ-135 и СПАСОП по ликвидации ЧС на борту воздушного судна осуществляются в соответствии с «Оперативным планом по тушению пожаров на ВС».

Суд не может согласиться с доводами ответчика, что соглашение с пожарными частями свидетельствует об отсутствии необходимости получения лицензии, поскольку это противоречит действующему законодательству, согласно которому деятельность по тушению пожаров должна осуществляться на основании лицензии.

Кроме того, Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензирования, должна быть обязательно основной для лицензиата.

Представителем ответчика в подтверждение своих доводов об экономической нецелесообразности получения лицензии в случае реорганизации, в связи с последующей передачей аэропортов ГПКК «КрасАвиа» ФКП «Аэропорты Красноярья», предоставил постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 09.06.2011 года о согласовании безвозмездной передачи имущества ГПКК «КрасАвиа» в Федеральную собственность, а также распоряжение Правительства РФ от 10.11.2011 года о реорганизации ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» в форме выделения ФКП «Аэропорты Красноярья» с закреплением за ним на праве оперативного управления имущественных комплексов аэропортов Кодинск, Мотыгино, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск и Туруханск.

Однако, из данных документов не следует, что филиал №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» передается ФКП «Аэропорты Красноярья».

В подтверждение ответчиком своих доводов о том, что ГПКК «КрасАвиа» был получен ответ из Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю о том, что до настоящего времени Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры Правительством РФ не утверждено, в связи с чем, в настоящее время данная лицензия ГПКК «КрасАвиа» получена быть не может, предоставил письмо ГПКК «КрасАвиа» от 17.11.2011 года на имя начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю и ответ на него от 28.11.2011 года.

Однако, из письма ГПКК «КрасАвиа» от 17.11.2011 года на имя начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю не следует, что пакет документов для лицензирования был направлен в адрес Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а следует о даче разъяснений о внесении изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы лицензирования отдельных видов деятельности и разъяснении дальнейших действий по предоставлению необходимых документов в отдел лицензирования.

Из письма Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 28.11.2011 года следует, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.

С учетом вышеизложенного и исходя из целей лицензирования, при осуществлении такой деятельности, лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.

Сертификация не исключает лицензирование деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, наличие у филиала №3 «Аэропорт Ванавара» ГП КК «КрасАвиа» сертификата соответствия на противопожарное обеспечение полётов не освобождает предприятие от получения лицензии на тушение пожаров.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности безотносительно к тому, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.

Доводы ответчика о том, что в удовлетворении иска следует отказать, т.к. до настоящего времени Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров не утверждено, суд находит несостоятельными, поскольку 31.01.2012 года принято Постановление Правительства РФ № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров», которым признано утратившим силу действовавшее ранее постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Енисейского транспортного прокурора в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Енисейского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа» получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, в филиале №3 «Аэропорт Ванавара» в срок до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

Судья Емельяновского районного суда

Красноярского края С.В. Коренкова