ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1020/16 от 31.08.2016 Кронштадтского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1020/16 31 августа 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Тарновской В.А.,

при секретаре Кирьяновой Д.А.,

с участием истца Шокалюк О.В.,

представителя ответчика Купавых А.Н.,

представителя третьего лица Циунель М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шокалюк О.В. к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга» о взыскании единовременной выплаты молодым специалистам,

УСТАНОВИЛ:

Шокалюк О.В. обратилась в суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга» (далее – СПб ГБУСОН «ЦСПСД Кронштадтского района») о взыскании единовременной выплаты как молодому специалисту в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" в размере 67 456 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что 01.09.2015 года была принята на работу в СПб ГБУСОН «ЦСПСД Кронштадтского района» на должность <данные изъяты>. При приеме на работу имела диплом <данные изъяты>» о высшем профессиональном образовании с присуждением квалификации «<данные изъяты>» от 03.07.2015 года. 23.09.2015 года Шокалюк О.В. сдала в отдел кадров центра документы, необходимые для предоставления ей дополнительной меры социальной поддержки как работнику государственного учреждения в виде единовременной выплаты молодому специалисту, получившему документ государственного образца о высшем образовании с отличием, в размере 8 базовых единиц, которая по состоянию на 01.09.2015 года составляла 8 432 руб. Письмом администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 31.03.2016 года N 56-2701/16-0-1 заявителю было предложено обратиться в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга (л.д. 3-4).

В ходе судебного разбирательства в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга, Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (л.д. 53-54).

Истец Шокалюк О.В. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно представив ответ на отзыв ответчика на исковое заявление, в котором полагала, что, несмотря на занимаемую должность «<данные изъяты>», относящуюся к общеотраслевым должностям, работая в государственном учреждении, осуществляющим социальное обслуживание населения, она наравне с другими специалистами является социальным работником, специалистом социальной сферы, в связи с чем, имеет право на получение единовременной выплаты молодым специалистам в соответствии со ст. 44, 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга (л.д. 90).

Ответчик СПб ГБУСОН «ЦСПСД Кронштадтского района» в лице <данные изъяты> Купавых А.Н. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 24-25).

Представитель третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по доверенности Циунель М.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 76-79).

Третье лицо Комитет финансов Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилось, представило отзыв, в котором против удовлетворения иска возражало (л.д. 85-87).

Третье лицо администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено, о причинах неявки не сообщило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.

С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

В соответствии с абз. 3, 4 ст. 44 Социального кодекса Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся:

социальными работниками государственных учреждений социального обслуживания населения;

педагогическими работниками государственных учреждений социального обслуживания населения.

Согласно ст. 45 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 31.12.2015 года) в отношении работников государственных учреждений, указанных в ст. 44 Социального кодекса Санкт-Петербурга, устанавливается, в частности, такая дополнительная мера социальной поддержки как единовременная выплата молодым специалистам, указанным в абзацах втором - четвертом статьи 44 настоящего Кодекса и получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, - восемь базовых единиц.

Из материалов дела следует, что 03.07.2015 года Шокалюк О.В. ФГБОУ <данные изъяты>» выдан диплом специалиста с отличием о высшем профессиональном образовании с присуждением квалификации «<данные изъяты>» (л.д. 6).

01.09.2015 года Шокалюк О.В. была принята на работу в СПб ГБУСОН «ЦСПСД Кронштадтского района» на должность <данные изъяты> (л.д.7-12), где работала до 27.05.2016 года и была уволена с занимаемой должности с 27.05.2016 года на основании ст. 77 ч. 1 п. 3 ТК РФ по собственному желанию (л.д. 42, 43).

24.09.2015 года Шокалюк О.В. обратилась в администрацию Кронштадтского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении ей дополнительной меры социальной поддержки, как работнику государственных учреждений, а именно, единовременной выплаты как молодому специалисту в связи с получением диплома о высшем профессиональном образовании с отличием, однако ответа не получила (л.д. 26-27).

26.02.2016 года Шокалюк О.В. направила в администрацию Кронштадтского района Санкт-Петербурга жалобу с требованием принять решение о предоставлении мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении со ссылкой на неполучение ответа на свое заявление от 23.09.2015 года (л.д. 13-14).

Письмом администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 31.03.2016 N 56-2701/16-0-1 заявителю было сообщено о том, что с 01.01.2016 года администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга не обладает полномочиями по оформлению единовременной выплаты как молодому специалисту, и предложено обратиться в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга (л.д. 15).

При этом из материалов дела следует, что распоряжением администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 27.10.2015 года № 4762-р Шокалюк О.В., <данные изъяты>, СПб ГБУСОН «ЦСПСД Кронштадтского района» назначена единовременная выплата молодому специалисту в размере 6 базовых единиц (л.д.28).

Распоряжением администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 06.11.2015 года № 5364-р внесены изменения в распоряжение администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 27.10.2015 года № 4762-р: Шокалюк О.В., <данные изъяты>, СПб ГБУСОН «ЦСПСД Кронштадтского района» назначена единовременная выплата молодому специалисту в размере 8 базовых единиц (л.д.29).

Распоряжением администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 13.04.2016 года № 2024-р признаны утратившими силу распоряжения администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга от 27.10.2015 года № 4762-р и от 06.11.2015 года № 5364-р (л.д.30).

Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно п. 1 гл. 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлено, что молодой специалист - гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

Исходя из положений абз. 3, 4 ст. 44, ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и утратившей силу 31.12.2015 года) работающим на основании трудового договора социальным и педагогическим работникам государственных учреждений социального обслуживания населения предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, в частности единовременная выплата молодым специалистам, получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, - в размере восемь базовых единиц.

Вместе с тем, в Социальном кодексе Санкт-Петербурга отсутствует определение понятия «социальный работник», поэтому правоприменительная практика Социального кодекса исходит из буквального толкования, в связи с чем, социальный работник – это работник, занимающий должность социального работника в государственном учреждении социального обслуживания.

Как следует из Методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденных Приказом Минтруда России от 18.01.2013 N 21 основными категориями работников учреждений социального обслуживания населения являются социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитации инвалидов, медицинские работники, педагогические работники и другие. Также разъяснено, что к категории работников, подпадающих под действие подпункта "е" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника.

Функциональные обязанности социальных работников, занятых в системе социального обслуживания населения, определяются нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, социальный работник – это работник, замещающий должность социального работника.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2008 N 149н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг", должность социальный работник отнесена к профессиональной квалификационной группе "Должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг".

Однако из материалов дела следует, что истец замещала должность психолога, которая в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" отнесена к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Следовательно, должности «социальный работник» и «психолог» относятся к разным профессиональным квалификационным группам и не являются тождественными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предусмотренная абз. 3 ст.44, ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга единовременная выплата молодому специалисту предоставляется только гражданам, впервые получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании и впервые устроившимся на работу в государственное учреждение по специальности «социальный работник».

Одновременно с этим, при определении права на единовременную выплату молодому специалисту, являющемуся педагогическим работником учреждений социального обслуживания населения, применяется Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которым поименована должность «педагог-психолог», тогда как должность «психолог» отсутствует.

Кроме того, согласно профессиональным стандартам (Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере" и Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)") трудовые функции психолога и педагога-психолога не являются тождественными.

Учитывая отсутствие правовых оснований для предоставления заявителю мер социальной поддержки как социальному или педагогическому работнику, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шокалюк О.В. к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга» о взыскании единовременной выплаты молодым специалистам – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Тарновская

Решение суда принято в окончательной форме 23.09.2016 года.