ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1020/17 от 04.12.2017 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1020/2017 по иску прокурора Братского района в интересах Шумиловского муниципального образования к Администрации Шумиловского сельского поселения о возложении обязанности назначить контрактного управляющего,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Шумиловского муниципального образования с иском к Администрации Шумиловского сельского поселения о возложении обязанности назначить контрактного управляющего.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что Администрацией Шумиловского сельского поселения не создана контрактная служба и не назначен контрактный управляющий.

Согласно ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки. При этом под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

В силу ст. 39 Устава Шумиловского муниципального образования Администрация Шумиловского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Шумиловского муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. К полномочиям администрации относится, в том числе обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Шумиловского муниципального образования, исполнение бюджета, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Таким образом, Администрация Шумиловского сельского поселения является муниципальным заказчиком.

В соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При централизации закупок контрактный управляющий осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

Проверкой установлено, что в Администрации Шумиловского сельского поселения контрактная служба не создана, контрактный управляющий не назначен, положение (регламент), в соответствии с которым осуществляет деятельность контрактная служба не принято. Специалист на прохождение курсов в сфере закупок не направлялся.

Осуществление закупок должно осуществляться в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Исполнение контрактным управляющим функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», непосредственно влияют на осуществление закупок для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств.

Соглашением о передаче полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и поселения о передаче осуществления части своих полномочий, заключенных между Администрацией Шумиловского сельского поселения и Администрацией МО «Братский район» от 01.05.2017, предусмотрено, что в полномочия муниципального района входит осуществление следующих видов деятельности: определять способ закупки; утверждать проект контракта; определять условия торгов и их изменения; опубликовывать и размещать извещение, документацию; направлять приглашения принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; организовывать и проводить процедуры торгов; подписывать муниципальный контракт на электронной торговой площадке от имени «Поселения»; направлять на согласование заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; запрашивать у «Поселения» техническое задание с обоснованием цены контракта.

Вместе с тем, планирование закупок, исполнение контрактов находится в ведении Шумиловского муниципального образования.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками, исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов формируются планы закупок, в которые включается, в том числе объем финансового обеспечения для осуществления закупки.

Из плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утвержденного главой Шумиловского муниципального образования 21.09.2017, следует, что объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет 2 149203,42 руб., из них на 2017 год - 1 014803,42 руб., на 2018 год - 566 200 руб., на 2019 год - 568 200 руб.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок для Администрации Шумиловского сельского поселения не превышает сто миллионов рублей, следовательно, требуется только назначение контрактного управляющего. Отсутствие в Администрации Шумиловского сельского поселения должностного лица, ответственного за осуществление на профессиональной основе закупочной деятельности, создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, что может привести к неэффективному осуществлению вопросов местного значения в Шумиловском муниципальном образовании.

Просил обязать Администрацию Шумиловского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Леонтьев Л.Л., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Шумиловского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Глава Администрации Шумиловского сельского поселения Немков Е.А. заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. 01.05.2017 между Администрацией Шумиловского сельского поселения и Администрацией МО «Братский район» было заключено соглашение № 23 о передаче осуществления части своих полномочий. Согласно п. 2.4.2 указанного соглашения Администрации МО «Братский район» переданы следующие полномочия по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд: определение способа закупки; утверждение проекта контракта; определение условий торгов и их изменения; опубликование и размещение извещения, документации; направление приглашения принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; организация и проведение процедуры торгов; подписание муниципального контракта на электронной торговой площадке от имени поселения; направление на согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; запрос у поселения технического задания с обоснованием цены контракта.

Частью 2 статьи 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Совокупный годовой объем закупок для нужд Администрации Шумиловского сельского поселения не превышает сто миллионов рублей, следовательно, обязанность создания контрактной службы у поселения нет. Из ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что контрактным управляющим может быть только работник заказчика, то есть Администрации Шумиловского сельского поселения. В соответствии со ст. 57 ТК РФ одним из существенных условий трудового договора является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы). При этом в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право, в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами. То есть, если трудовая функция сотрудника после назначения его контрактным управляющим изменилась, работодателю необходимо внести изменения в трудовой договор с сотрудником в установленном порядке. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Таким образом, если нет соглашения об изменении условий трудового договора, либо иным образом выраженного согласия работника Администрации, на него не могут быть возложены обязанности контрактного управляющего. Кроме того, работодатель не может обязанности контрактного управляющего выдать за общественную нагрузку, поскольку дополнительные обязанности – это трудовые функции, которые перечислены в профстандартах «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок». Также частью 6 статьи 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «Братский район» Парсегова Г.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. В представленном отзыве на исковое заявление указала, что на основании ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между Администрацией Шумиловского сельского поселения и Администрацией МО «Братский район» 01.05.2017 было заключено соглашение № 23 о передаче полномочий сельского поселения муниципальному району, по условиям которого району переданы следующие виды деятельности: определение способа закупки; утверждение проекта контракта; определение условий торгов и их изменения; опубликование и размещение извещения, документации; направление приглашения принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; организация и проведение торгов; подписание муниципального контракта на электронной торговой площадке от имени поселения; направление на согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; запрос у поселения технического задания с обоснованием цены контракта.

Частью 2 статьи 38 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий). Поскольку совокупный годовой объем закупок для нужд Администрации Шумиловского сельского поселения не превышает ста миллионов рублей, обязанность создания контрактной службы у ответчика отсутствует. Вместе с тем, полномочия по планированию закупок, исполнению контрактов Администрации МО «Братский район» от Администрации Шумиловского сельского поселения соглашением № 23 от 01.05.2017 не передавались. Для осуществления деятельности контрактного управляющего распорядительным актом заказчика подлежат изменению должностной регламент, трудовой договор муниципального служащего, на которого будет возложено исполнение обязанностей контрактного управляющего в установленном порядке по решению руководителя заказчика, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право, в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами. Однако, в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ), возможно только с письменного согласия работника. Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Таким образом, выполнение работником по поручению работодателя в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы по той же профессии (должности) требует получения согласия работника.

Назначение контрактного управляющего при годовом объеме закупок муниципального заказчика менее 100 миллионов рублей частью 2 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у заказчика контрактной службы. Тем не менее, данная норма является диспозитивной, так как законодатель не исключает возможность создания заказчиком контрактной службы, при этом создание специального структурного подразделения (в том числе, в структуре органа местного самоуправления), не является обязательным (ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ), равно как законодатель предусматривает и возможность передачи полномочий по реализации функций и задач контрактной службы поселением муниципальному району в полном объеме в порядке ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, заявленные в исковом заявлении требования к Администрации Шумиловского сельского поселения, являются императивными, выходят за рамки диспозитивных спорных правоотношений и не подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Леонтьева Л.Л., считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Администрации Шумиловского сельского поселения и представителя третьего лица Администрации МО «Братский район», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав помощника прокурора Братского района Леонтьева Л.Л., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст. 6 указанного закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (п. 7). Муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6).

В судебном заседании установлено, что ответчик Администрация Шумиловского сельского поселения является муниципальным заказчиком, что следует из Устава Шумиловского муниципального образования. Согласно ст. 39 Устава Администрация Шумиловского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Шумиловского муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. К полномочиям Администрации Шумиловского сельского поселения относятся, в том числе: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Шумиловского муниципального образования; формирование, исполнение местного бюджета; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками осуществляются закупки для обеспечения муниципальных нужд.

Статьей 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В судебном заседании установлено, что в Администрации Шумиловского сельского поселения контрактная служба не создана; положение (регламент), в соответствии с которым осуществляет деятельность контрактная служба, не принято; контрактный управляющий не назначен; специалист на прохождение курсов по обучению контрактной службы не направлялся; обязанности по размещению информации в единой информационной системе на конкретное лицо не возложены, что подтверждается информацией, предоставленной главой Шумиловского муниципального образования от 28.07.2017, а также письменным объяснением главы Шумиловского муниципального образования, данным помощнику прокурора Братского района 30.10.2017.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как следует из представленной копии соглашения № 23, 01.05.2017 между Администрацией Шумиловского сельского поселения и Администрацией МО «Братский район» заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 2.4.2 указанного соглашения Администрация Шумиловского сельского поселения передала Администрации МО «Братский район» следующие полномочия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд: определение способа закупки; утверждение проекта контракта; определение условий торгов и их изменения; опубликование и размещение извещения, документации; направление приглашения принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; организация и проведение процедуры торгов; подписание муниципального контракта на электронной торговой площадке от имени поселения; направление на согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; запрос у поселения технического задания с обоснованием цены контракта.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками исходя из целей осуществления закупок формируются планы закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. В планы закупок включаются, в частности: цель осуществления закупки, определенная с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона; объем финансового обеспечения для осуществления закупки.

Согласно плану закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утвержденному главой Шумиловского муниципального образования 21.09.2017, размещенному на сайте: http://www.zakupki.gov.ru, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет 2 149 203,42 руб., из них на 2017 год - 1 014 803,42 руб., на 2018 год - 566 200 руб., на 2019 год - 568 200 руб.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что, поскольку ответчик Администрация Шумиловского сельского поселения, являясь муниципальным заказчиком, совокупный годовой объем закупок которого не превышает сто миллионов рублей, а также учитывая, что контрактная служба у ответчика отсутствует, Администрации МО «Братский район» на основании соглашения № 23 от 01.05.2017 передана лишь часть полномочий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ответчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок - контрактного управляющего.

Отсутствие у ответчика контрактного управляющего создает угрозу неэффективности использования бюджетных средств, что может привести к неэффективному осуществлению вопросов местного значения в Шумиловском муниципальном образовании, в связи с чем исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Шумиловского муниципального образования, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчика, третьего лица о том, что контрактным управляющим может быть только работник заказчика, в связи с чем необходимо внесение изменений в заключенный с ним трудовой договор, судом не принимаются во внимание, поскольку правового значения при разрешении настоящего спора не имеют и не освобождают муниципального заказчика от соблюдения требований закона и выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Ссылки представителей ответчика, третьего лица на факт заключения Администрацией Шумиловского сельского поселения соглашения с Администрацией МО «Братский район», согласно которому часть полномочий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд переданы Администрации МО «Братский район», также не освобождают ответчика от выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части назначения контрактного управляющего, поскольку, как следует из заключенного 01.05.2017 соглашения, и не оспаривается сторонами, Администрации МО «Братский район» была передана на срок с 01.05.2017 года по 31.12.2017 лишь часть полномочий в части организации закупок товаров, работ, услуг. То есть не все полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд были переданы от ответчика третьему лицу и лишь на срок действия соглашения – с 01.05.2017 по 31.12.2017, что соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Доводы представителя третьего лица о том, что заявленные в исковом заявлении требования, являются императивными, выходят за рамки диспозитивных спорных правоотношений, являются несостоятельными, поскольку, с учетом того, что совокупный годовой объем закупок ответчика не превышает сто миллионов рублей, а также принимая во внимание факт отсутствия у муниципального заказчика контрактной службы, на основании ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрация Шумиловского сельского поселения должна назначить должностное лицо, ответственное за осуществление на профессиональной основе закупочной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Шумиловского муниципального образования, удовлетворить.

Обязать Администрацию Шумиловского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Гапеевцева