ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1020/2014 от 16.01.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

  Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 16 января 2014 года г.Хабаровск

 Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

 председательствующего судьи Сенченко П.В.,

 при секретаре судебного заседания ФИО3,

 с участием представителя заявителя ФИО4, представителя заинтересованного лица Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации ФИО7.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дальневосточного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, обязании предоставить запрошенные документы,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО8 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя ФИО9, обязании предоставить запрошенные документы. В обоснование заявленных требований указал, что Дальневосточной транспортной прокуратурой в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдения государственными служащими ограничений и запретов руководителю Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - Дальневосточное следственное управление на транспорте) ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос № о предоставлении для изучения документов за ДД.ММ.ГГГГ год и первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ года: сведения о поступлении граждан в проверяемом периоде на службу, справки сотрудников (государственных служащих) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ., сведения о расходах сотрудников (государственных служащих), а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам, если сумма сделок превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, документы о выполнении государственными служащими иной оплачиваемой деятельности. Запрос указанных сведений обусловлен необходимостью организации проверки исполнения должностными лицами Дальневосточного следственного управления на транспорте требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и принятых во исполнение этих законов нормативных правовых актов. Письмом руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № исх-№ Дальневосточной транспортной прокуратуре отказано в предоставлении запрошенных документов. В обоснование отказа руководителем Дальневосточного следственного управления на транспорте указано, что федеральное законодательство не наделяет органы прокуратуры полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за внепроцессуальной деятельностью. Полагает данные доводы руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1 не основаными на нормах права. Невыполнение требований прокурора о предоставлении документов и сведений, необходимых для проверки исполнения Дальневосточным следственным управлением и его должностными лицами антикоррупционного законодательства, является незаконным, препятствует осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру законом, нарушает общественные и государственные интересы, не позволяет реализовывать поставленные Президентом Российской Федерации задачи государственной антикоррупционной политики. Просит суд признать незаконным бездействие руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1, не исполнившего требование Дальневосточного транспортного прокурора о предоставлении указанных в запросе от ДД.ММ.ГГГГ № документов в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдения государственными служащими ограничений и запретов; обязать руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1 выполнить законное требование Дальневосточного транспортного прокурора и предоставить в полном объеме следующие указанные в запросе Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № документы за 2012 год и первое полугодие 2013 года: сведения о поступлении граждан в проверяемом периоде на службу (о проведении конкурса, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д.; справки сотрудников (государственных служащих) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2012 г.; сведения о расходах сотрудников (государственных служащих), а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам, если сумма сделок превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; документы о выполнении государственными служащими иной оплачиваемой деятельности (договоры, сведения о проведенных занятиях, табели рабочего времени и т.д.).

 В судебном заседании представитель заявителя – помощник Дальневосточного транспортного прокурора ФИО4 на основании письменного заявления и.о.Дальневосточного транспортного прокурора уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1, не исполнившего требование Дальневосточного транспортного прокурора о предоставлении указанных в запросе от ДД.ММ.ГГГГ № документов в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдения государственными служащими ограничений и запретов; обязать руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1 выполнить законное требование Дальневосточного транспортного прокурора и предоставить в полном объеме следующие указанные в запросе Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № документы за 2012 год и первое полугодие 2013 года: сведения о поступлении граждан в проверяемом периоде на службу (о проведении конкурса, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера); справки сотрудников (государственных служащих) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2012 г.; сведения о расходах сотрудников (государственных служащих), а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам, если сумма сделок превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; документы о выполнении государственными служащими иной оплачиваемой деятельности (договоры, сведения о проведенных занятиях, табели рабочего времени). Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации ФИО10 с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на доводы письменных возражений, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточной транспортной прокуратурой руководителю Дальневосточного следственного управления на транспорте (далее - ДВСУТ) направлено требование № о необходимости представления сотрудникам прокуратуры плана мероприятий, документов о создании подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, личных дел сотрудников ДВСУТ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих и членов их семей за 2011 год. ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем руководителя ДВСУТ заместителю Дальневосточного транспортного прокурора дан ответ о невозможности предоставления запрошенных сведений в связи с тем, что Федеральное законодательство не наделяет органы прокуратуры полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью следственных органов СК России вне уголовно-процессуальной сферы. ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточной транспортной прокуратурой руководителю ДВСУТ направлено аналогичное требование. Руководителем ДВСУТ отказано в предоставлении запрошенных сведений. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, устанавливаются уголовно- процессуальным законодательством РФ и являются исчерпывающими. Органы СК России не являются органами исполнительной власти. В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. В заявлении Дальневосточного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия руководителя ДВСУТ доказательств поступления недостоверных сведений, либо иных оснований, свидетельствующих о фактах нарушения закона, для необходимости истребования вышеуказанных сведений, не предоставлено. Требование прокурора о представлении сведений о расходах, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих и членов их семей не согласуется с положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Представление сведений запрашиваемых прокурором влечет за собой нарушение требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», в котором содержится запрет на разглашение персональных данных без согласия субъекта персональных данных. Требования Дальневосточной транспортной прокуратуры о необходимости представления сведений о необходимости представления сотрудникам прокуратуры документов не отвечают требованиям действующего законодательства. Действия руководителя и первого заместителя руководителя ДВСУТ соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают, чьи либо права и законные интересы. Просит в удовлетворении требований отказать.

 Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. заместитель Дальневосточного транспортного прокурора ФИО5 в связи с проведением проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдении государственными служащими ограничений и запретов обратился с запросом № к руководителю Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ ФИО1 о предоставлении сотрудникам Дальневосточной транспортной прокуратуры документов и сведений за 2012 год и первое полугодие 2013 года: сведения о поступлении граждан в проверяемом периоде на службу (о проведении конкурса, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера); справки сотрудников (государственных служащих) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2012 г.; сведения о расходах сотрудников (государственных служащих), а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам, если сумма сделок превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; документы о выполнении государственными служащими иной оплачиваемой деятельности (договоры, сведения о проведенных занятиях, табели рабочего времени).

 Руководителем Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ ФИО1 письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №исх-№ в предоставлении запрошенных материалов отказано со ссылкой на отсутствие у органов прокуратуры полномочий на осуществление надзора за деятельностью следственных органов СК РФ вне уголовно-процессуальной сферы.

 Анализируя отказ руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО1 в совокупности с нормами действующего законодательства, суд полагает их не соответствующим закону по следующим основаниям.

 Полномочия органов прокуратуры РФ в соответствии со ст. 129 Конституции РФ определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, коммерческими и некоммерческими организациями (п.п. 1,2 ст. 1).

 Согласно ст. ст. 1, 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложен надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, являющимся федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

 Федеральным законодательством не установлено каких-либо ограничений в части осуществления прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета РФ только в сфере уголовно-процессуального законодательства.

 Предмет надзора за внепроцессуальной деятельстью Следственного комитета РФ согласуется с положениями норм Федерального закона «О прокуратуре РФ», предусматривающими проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, исполнения законодательства о труде, о государственной тайне, о противодействии коррупции, о государственной службе и другого федерального законодательства.

 Исходя из системного толкования вышеуказанных требований закона, органы прокуратуры РФ обязаны обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов должностными лицами Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, в том числе, за исполнением законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе и иного законодательства.

 Во исполнение требований федерального законодательства Генеральным прокурором РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы», которым на органы прокуратуры возложена обязанность обеспечить надлежащий надзор за исполнением Следственным комитетом и его должностными лицами законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе, трудового и иного законодательства.

 На основании п. 6 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

 Указанный федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

 Анализ правовых норм данного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в органах Следственного комитета РФ.

 В целях организации исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» приказом Генерального прокурора РФ от 15.05.2010г. № «Об усилении прокурорского надзора в сфере реализации национальной стратегии противодействия коррупции» на органы прокуратуры возложена обязанность при осуществлении прокурорского надзора уделять особое внимание деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, а также работе подразделений кадровых служб территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений (подп. 5 п. 4).

 Пунктом 8.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» органам прокуратуры предписано при осуществлении надзора за исполнением законов особое внимание уделять, в том числе, вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции.

 Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 Кроме того, право Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ установлено ч. 3 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

 Статья 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц различных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

 На основании п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

 Исходя из содержания вышеуказанных правовых норм, органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства вправе требовать предоставления необходимых сведений от должностных лиц Следственного комитета РФ.

 Судом не могут быть признаны обоснованными доводы представителя заинтересованного лица о том, что требование прокурора нарушает законодательство о персональных данных. Право прокурора на получение сведений распространяется, в том числе, и на предоставление персональных данных сотрудников Следственного комитета РФ.

 Согласно ст. 88 Трудового кодекса РФ При передаче персональных данных работника работодатель не должен сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

 Исходя из полномочий, установленных ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе иметь доступ к любым документам и сведениям, вправе требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Поскольку целью истребования информации о сотрудниках является проверка выполнения должностными лицами установленных действующим законодательством обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы, предоставление персональных данных для проведения такой проверки должно осуществляться независимо от наличия согласия субъекта персональных данных на их предоставление. Таким образом, сообщение прокурору персональных данных при осуществлении им надзорных полномочий за исполнением закона не является незаконным разглашением сведений и нарушением законодательства о персональных данных, в т.ч. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных».

 Таким образом, на основании изложенных норм права, органы прокуратуры РФ наделены полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов Следственным комитетом РФ и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в рамках уголовного судопроизводства, в том числе за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о государственной службе.

 Невыполнение требований прокурора о предоставлении документов и сведений, необходимых для проверки исполнения Дальневосточным следственным управлением и его должностными лицами антикоррупционного законодательства, является незаконным, препятствует осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру законом, нарушает общественные и государственные интересы, не позволяет реализовывать поставленные Президентом РФ задачи государственной антикоррупционной политики.

 В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 С учетом установленных обстоятельств, поскольку законодательством предусмотрено право прокурора на получение при осуществлении им надзорных полномочий затребованных им материалов, в т.ч. от должностных лиц Следственного комитета РФ, суд приходит к выводу о том, что заявление Дальневосточного транспортного прокурора является обоснованным, соответственно, отказ руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в предоставлении сведений и документов согласно запросу Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № следует признать незаконным.

 В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В связи с изложенным, на руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подлежит возложению обязанность предоставить Дальневосточной транспортной прокуратуре запрошенные документы за 2012 год и первое полугодие 2013 года: сведения о поступлении граждан в проверяемом периоде на службу (о проведении конкурса, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера); справки сотрудников (государственных служащих) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2012 год; сведения о расходах сотрудников (государственных служащих), а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам, если сумма сделок превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; документы о выполнении государственными служащими иной оплачиваемой деятельности (договоры, сведения о проведенных занятиях, табели рабочего времени).

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Дальневосточного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, обязании предоставить запрошенные документы – признать обоснованным.

 Признать незаконным отказ руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в предоставлении сведений и документов согласно запросу Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №86-18-13.

 Обязать руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации предоставить Дальневосточной транспортной прокуратуре документы за 2012 год и первое полугодие 2013 года:

 - сведения о поступлении граждан в проверяемом периоде на службу (о проведении конкурса, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

 - справки сотрудников (государственных служащих) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2012 год;

 - сведения о расходах сотрудников (государственных служащих), а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам, если сумма сделок превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;

 - документы о выполнении государственными служащими иной оплачиваемой деятельности (договоры, сведения о проведенных занятиях, табели рабочего времени).

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

 Дата составления мотивированного решения – 23 января 2014 года.

 Председательствующий П.В.Сенченко