Дело № 2-1020/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2014 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,
при секретаре Кириченко О.П.,
с участием истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Саратовской таможне о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Саратовской таможне о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, мотивируя свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Саратовского таможенного поста Саратовской таможни; ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Саратовского таможенного поста Саратовской таможни, а ДД.ММ.ГГГГ – на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Саратовского таможенного поста Саратовской таможни. За время работы в Саратовской таможне честно и добросовестно исполнял должностные обязанности, имеет множество поощрений.
ДД.ММ.ГГГГ в отделение инспектирования и профилактики правонарушений Саратовской таможни им была подана справка о расходах, где вместо правильной суммы ипотечного кредита по договору займа № рублей, ошибочно указал № рублей, так как это была первоначальная и основная сумма займа, а дополнительные № рублей были добавлены в день подписания договора в связи с необходимостью оплаты дополнительных банковских счетов.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Саратовской таможни № «О результатах служебной проверки» на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ему было объявлено замечание в связи с тем, что им не в полном объеме выполнены п. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пп. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предоставления недостоверных сведений в справке о расходах по ипотечному кредиту, и тем самым были нарушены пп. 1, 78 п. 9 раздела III Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля № 1 Саратовского таможенного поста.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и Указ Президента РФ от 02 апреля 2013 года № 310, а также указывая на то, что справка о расходах была подана им ошибочно, поскольку совокупный доход его семьи за три года составил № рублей, а квартира приобретена его семьей за № рублей, и, следовательно, он не должен был подавать справку о расходах, в связи с чем в его действиях не содержится дисциплинарного проступка, истец просит отменить приказ Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки», признав его незаконным.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами. Дополнительно пояснил, что в декларации он допустил техническую ошибку, указав в справке о расходах по ипотечному кредиту № рублей, а не № рублей. Кроме того, считает, что он вообще не должен был подавать декларацию о расходах, но новый бухгалтер на работе супруги ошиблась с подсчетами и дала неверные данные о ее доходах за последние три года, из-за чего в справке о расходах он ошибочно указал сумму общего дохода своей семьи в размере № № рублей.
В судебном заседании представители ответчика, действующие на основании доверенностей, ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснив, что Саратовской таможней соблюден порядок и сроки привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, а решение о применении в отношении него дисциплинарного взыскания в виде замечания соответствует степени тяжести дисциплинарного проступка. При подаче справки о расходах в отделение инспектирования и профилактики правонарушений ФИО1 были указаны недостоверные сведения об ипотечном кредите на основании договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в данной справке он указал сумму ипотечного кредита в размере № рублей, а фактически им был оформлен ипотечный кредит в ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области» на сумму № рублей. При этом данный кредит ФИО1 вообще не указал при подаче сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и его супруги за ДД.ММ.ГГГГ года. Несмотря на то, что до ДД.ММ.ГГГГ он имел возможность внести данные изменения в сведения, содержащиеся в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако этого им сделано не было. ФИО1 при подаче справки о расходах также неверно указана сумма общего дохода семьи за три последних года, предшествующих приобретению имущества. Расхождения с поданной справкой о расходах составило № рублей. В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по определенным снованиям, установленным п. 2, пп. «а»-«г» п. 3, п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. По результатам служебной проверки подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № и приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, с которыми он был ознакомлен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд и на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В силу п.п. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года, Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч.ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
Из изложенного следует, что в отношении государственных служащих применяются нормы трудового законодательства, с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является судебная защита.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную службу в Саратовской таможне в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Саратовского таможенного поста Саратовской таможни, а с ДД.ММ.ГГГГ – в должности главного государственного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Саратовского таможенного поста Саратовской таможни.
Приказом Саратовской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах служебной проверки» на основании п. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности, ему было объявлено замечание за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении пп. 2 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пп. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ненадлежащем исполнении пп. 1, 78 п. 9 раздела III Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Саратовского таможенного поста, утвержденного начальником таможни ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-24).
Основанием данного приказа послужило заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 47-53), которая была проведена на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (л.д. 11-13), доклада о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 на основании Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-18), приказа Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении служебной проверки» (л.д. 19).
С указанными документами ФИО1 был ознакомлен лично под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
В ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подана справка о расходах лица, замещающего государственную должность РФ, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей) участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций и об источниках получения, средств (л.д. 37).
В данной справке, достоверность и полноту сведений которой ФИО1 подтвердил личной подписью, последний в графе сумма сделки по приобретению №-х комнатной квартиры указал – № рублей, а в графе сумма общего дохода лица, представляющего настоящую справку, и его супруги за последние три года, предшествующих приобретению имущества – № рублей. Кроме того, одним из источников получения средств, за счет которых приобретено имущество, указано: ипотечный кредит № рублей.
Вместе с тем, данные сведения были указаны ФИО1 неверно, поскольку, как было установлено в ходе проверки, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что сумма ипотечного кредита в ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области» составила № рублей, а не № рублей (л.д. 39), а совокупный доход ФИО1 и его супруги за ДД.ММ.ГГГГ годы составил ДД.ММ.ГГГГ рублей (л.д. 62-106), а не ДД.ММ.ГГГГ рублей.
По данным фактам ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были даны письменные объяснения, согласно которым он фактически признал допущенные им ошибки при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о расходах, но, указывая, что с его стороны отсутствуют какая-либо личная заинтересованность и умысел в этом, просил не принимать в отношении него мер дисциплинарного взыскания (л.д. 118-121).
Государственная гражданская служба как особый вид государственной службы граждан РФ регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ»).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; должен исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Согласно ч 1 ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02 апреля 2013 года № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», лица, замещающие должности, замещение которых влечет за собой обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются сведения о расходах.
Положением данного Указа утверждена форма справки о расходах лиц, замещающего государственную должность РФ, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей) участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций и об источниках получения, средств, за счет которых совершена указанная сделка.
При этом справка о расходах подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а»-«г» п. 3, п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Статья 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает порядок применения дисциплинарного взыскания.
Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 1).
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 2).
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
Согласно п.п. 1, 78 раздела III Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Саратовского таможенного поста, утвержденного начальником таможни ДД.ММ.ГГГГ, главный государственный таможенный инспектор ОТО и ТК № 1 Саратовского таможенного поста должен неукоснительно исполнять обязанности, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положением о структурном подразделении, заключенным служебным актом; соблюдать требования положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 42-45).
С данным Должностным регламентом ФИО1 был ознакомлен лично под роспись ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела (л.д. 46).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО1 при подаче справки о расходах ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены недостоверные сведения об ипотечном кредите по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму № рублей, фактическая сумма кредита составила № рублей; а также о сумме общего дохода ФИО1 и его супруги за три последних года (ДД.ММ.ГГГГ) в размере № рублей, в то время как фактически общих доход составил № рублей и имеет расхождение с поданной справкой на сумму № рублей.
Вопреки доводам истца, тот факт, что у него отсутствовал умысел или личная заинтересованность в допущении выявленных ошибок при заполнении как формы справки о доходах, так и справки о расходах, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу.
Довод истца о том, что он вообще не должен был подавать справку о расходах, поскольку сумма совокупного дохода его семьи за последние три года превышала стоимость приобретенной квартиры, и, следовательно, в его действиях отсутствует дисциплинарный проступок, суд находит несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании закона.
Действительно, справка о расходах подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и, учитывая, что общий доход семьи ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме № рублей не превышает стоимость приобретенной квартиры в сумме № рублей, истец имел право не подавать указанную справку. Однако, подав ее ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 должен был предоставить в ней достоверные и полные сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.
Нарушений процедуры и сроков привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности судом не установлено.
Таким образом, суд находит законным и обоснованным приказ Саратовской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств в подтверждение оснований заявленных требований и находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 01 апреля 2014 года.
Судья Н.С. Смородинова