Подлинник Дело №2-10210/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания А.И. Ханеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее также истец) обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани (далее также ответчик) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов. В обоснование иска указано, что решением Советского районного суда г. Казани от <дата изъята> удовлетворен ее иск об обязании Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка как лицу, имеющему в составе семьи инвалида, для индивидуального жилищного строительства за плату без проведения торгов. В целях исполнения указанного решения истица обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства, за плату без проведения торгов как семье, имеющей в составе инвалида. Письмом от <дата изъята><номер изъят>/кзио-исх/ОГ ответчик отказал истице в предоставлении указанного земельного участка. Основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана. Также сообщено, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка, и ведение данной очередности. Истица считает данный отказ необоснованным и незаконным. Так, ранее вопрос о предоставлении земельного участка уже решался в судебном порядке, однако фактически в новом решении ответчик ссылается на обстоятельства, препятствующие принятию решения о предоставлении земельного участка, которым была дана оценка судом. В свою очередь, основания для предоставления истице земельного участка имеются. Истица относится к категории семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, её семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно распоряжению Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани от <дата изъята><номер изъят>р, то в данном случае подлежат применению нормы материального права, предусматривающие право таких семей на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На этом основании истица просит суд признать незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани от <дата изъята><номер изъят>/кзио-исх/ОГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей в своем составе инвалида; признать право ФИО1 на внеочередное получение земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства в связи с инвалидностью ребенка; обязать ответчиков предоставить ФИО1 земельный участок без проведения торгов за плату с кадастровым номером <номер изъят> по <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства.
Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признал.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К числу таких гарантий относится закрепленное частью 14 статьи 17 указанного Федерального закона право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 №901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила). В силу пункта 1 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 17 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Статья 39.2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что сын истицы ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, группа инвалидности не установлена, что подтверждается справкой серии <данные изъяты><номер изъят>.
Распоряжением Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани от <дата изъята><номер изъят>р истица и члены ее семьи в составе четырех человек принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица в целях реализации права на первоочередное получение земельного участка обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от <дата изъята>. <номер изъят>/кзио-исх/ОГ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани отказал истице в предоставлении названного земельного участка. Основанием для принятия решения об удовлетворении заявления послужило то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Казани 08.06.2017 частично удовлетворен иск ФИО1 к Исполнительному комитету МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов. Согласно решению на Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 как лица, имеющего в составе семьи инвалида, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства за плату без проведения торгов.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в письме от <дата изъята><номер изъят>/кзио-исх/ОГ Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, отказывая в предоставлении вышеуказанного земельного участка, вновь, как и в письме от <дата изъята>, сослался на то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана. Ответчик также указал, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка, и ведение данной очередности.
Иск следует признать обоснованным частично.
Согласно части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
То обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана, уже исследовалось судом ранее; обоснование решения ответчика со ссылкой на данное обстоятельство признано неверным. Следовательно, при повторном рассмотрении заявления истицы ответчик был не вправе ссылаться на отсутствие в Республике Татарстан нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Кроме того, неверным следует признать обоснование решения ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка, и ведение данной очередности, поскольку возможность приобретения прав на земельный участок предусматривается федеральным законодательством.
Таким образом, заявление истицы не является рассмотренным по существу.
Вместе с тем, в соответствии с принципом разделения властей, закреплённым в статье 10 Конституции РФ, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
Положениями статьи 39.16 Земельного кодекса РФ регламентируются основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, орган местного самоуправления должен принимать самостоятельно. Реализация принятого решения в соответствии с установленным законом порядком также относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса РФ и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Так, подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено указание в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - цели использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Буквальное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона об использовании их в соответствии с целевым назначением и о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка. При этом суд не может подменить решение органа местного самоуправления в вопросах, которые закон относит к компетенции местного самоуправления.
Однако с учётом установленных обстоятельств и принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает необходимым возложить на Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани обязанность повторно рассмотреть заявление истицы о предоставлении земельного участка с учетом того обстоятельства, что принятие решения о предоставлении земельного участка должно быть осуществлено органом местного самоуправления в отсутствие механизма, определяющего процедуру предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, с учетом того обстоятельства, что такой земельный участок подлежит предоставлению без проведения аукциона, а также в отсутствие органа, уполномоченного на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка.
Кроме того, истица обратилась с заявлением о предоставлении ей без проведения торгов конкретного земельного участка, имеющего кадастровый номер <номер изъят>, и указав его местоположение. Вместе с тем, действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность предоставить заявителю именно испрашиваемый земельный участок. Гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено. Исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленных в статьях 10 и 12 Конституции РФ, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
В связи с изложенным в иске в части признания права на предоставление земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в собственность за плату без проведения торгов, обязания предоставить земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в собственность за плату без проведения торгов следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, выраженное в письме от <дата изъята>, об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка как лицу, имеющему в составе семьи инвалида.
Обязать Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани повторно рассмотреть заявление ФИО1 как лица, имеющего в составе семьи инвалида, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства за плату без проведения торгов, в отсутствие механизма реализации права на первоочередное получение земельного участка, а также в отсутствие органа, уполномоченного на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка.
ФИО1 в иске к Исполнительному комитету МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани в части признания права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов