ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10214/20 от 15.04.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-1296/2021

24RS0048-01-2020-008414-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2021 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Яниевой А.А.,

при секретаре Сухановой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к АО «РУСАЛ Красноярск», требуя обязать АО «РУСАЛ Красноярск» в течении 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в природы неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, нормативной разрешительной документацией АО «РУСАЛ Красноярск», мотивируя требования тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, лаборатории ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности АО «РУСАЛ Красноярск», которой выявлены нарушения закона. Основными видами деятельности АО «РУСАЛ Красноярск» являются: производство и реализация алюминия первичного и на его основе сплавов, лигатур, полуфабрикатов из металлов и сплавов, а также других цветных металлов, анодной массы, подовой массы, фтористых солей и другие. Установлено, что деятельность общества по выбросу вредных веществ осуществляется на основании нормативной разрешительной документации. Согласно п.9.1.3 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – ПЭК), утвержденных приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях: отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества; отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов. Вместе с тем, установлено, что в соответствии с программами производственного контроля на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на ряде таких источников как: ИЗА № – межкорпусные силоса Участка транспортировки глинозема и фторсолей; ИЗА – пекоприемники и пекоплавители Участка производства анодной массы, в качестве метода контроля выбросов бенз(а)пирена в ПЭК определен инструментальный метод с привлечением аккредитованной в установленном порядке лаборатории (Санитарно-промышленная лаборатория АО «РУСАЛ Красноярск» аттестат аккредитации <данные изъяты> и Филиал «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» аттестат аккредитации <данные изъяты>). Анализ представленных результатов ПЭК за ДД.ММ.ГГГГ (в том числе протоколов анализа аккредитованной лаборатории, привлекаемой для целей контроля) показал: на ряде источников в качестве методик измерения выбросов загрязняющего вещества, применяются методики, не предназначенные для контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (межкорпусные силоса Участка транспортировки глинозема и фторсолей) не позволяющие оценить массовый выброс (г/с) загрязняющего вещества в атмосферный воздух (протоколы; от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Методики, указанные в данных протоколах исследований, предназначены для химических, факторов рабочей зоны и не отражают количественные характер, выбросов бенз(а)пирена. Так же установлено, что отбор проб на источниках выбросов (пекоприемни, пекоплавители Участка производства анодной массы ИЗА ) в ДД.ММ.ГГГГ осуществлен не в соответствии с требованиями ГОСТ , ГОСТ , позволяющими производить инструментальный контроль только на источниках выбросов, со скоростями газопылевого потока свыше 4 м/с. Указанные в протоколах анализа параметры газопылевого потока (протоколы; от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), не позволяют осуществлять на данных источниках инструментальные методы контроля. Кроме того, представленные протоколы – анализа не содержат ссылок на аттестат аккредитации лаборатории, осуществившей отбор и анализа проб, что не позволяет использовать вышеуказанные результаты контроля для целей государственного экологического надзора. Несмотря на вышеуказанные недостатки, результаты таких инструментальных замеров (протоколы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) использованы для целей производственного экологического контроля на источниках . Иных результатов контроля выбросов, на указанных источниках в 2019 году, в ходе проверки обществом не представлено. Таким образом, включив в программы ПЭК вышеуказанные методы инструментального контроля на источниках выбросов и реализуя их в 2019, в том числе с нарушением требований ГОСТ , ГОСТ и иных стандартов методик измерений АО «РУСАЛ Красноярск» были нарушены требования ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.9.1.3 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя АО «РУСАЛ Красноярск» внесено представление об установлении нарушений природоохранного законодательства, которое рассмотрено, но указанное нарушение закона не устранено, в связи, с чем Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации вынужден обратится в суд с исковым заявлением.

В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора – Чуприкова Т.В. (полномочия проверены) заявленные требования поддержала в полном объеме, по основания изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнение к нему.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащие удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности. Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.В соответствии с Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее – категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – хозяйствующие субъекты, источник выбросов). При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора

Согласно Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городах и иных населенных пунктах Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, разработку мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют субъекты хозяйственной деятельности. Согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, разработанных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет министерство.

Как следует из материалов дела, установлено судом, основная промышленная площадка АО «РУСАЛ Красноярск» расположена на территории промышленного узла в <адрес>, на расстоянии 800 м от <адрес>. В 3-х км в <адрес> на расстоянии 2,4 км в <адрес> находятся <адрес>».

В состав предприятия входят следующие основные производства и цеха: - электролизное производство; - литейное производство; - анодное производство; - цех транспортировки глинозема и фторсолей; - цех пылеулавливания и производства фторсолей; - энергоцех; - железнодорожный цех. Электролизное производство осуществляется в 24 корпусах электролиза: - корпуса № - по 94 электролизера с самообжигающимися анодами с верхним токоподводом (технология Содерберга); - корпуса № электролизеров с самообжигающимися анодами с верхним токоподводом (технология Содерберга); - корпус электролизера с обожженными анодами; - корпус электролизеров с обожженными анодами; - корпус рафинировочных электролизера и две ванны-матки для производства алюминия высокой чистоты; - корпус электролизеров с обожженными анодами; - корпуса электролиза электролизера с самообжигающимися анодами (технология Содерберга); - корпуса электролиза электролизеров с самообжигающимися анодами (технология Содерберга). Анодное производство состоит из следующих объектов: главный корпус - размольно-смесильное и дозировочное отделения; прокалочное отделение с утилизационной котельной и узлами выдачи анодной массы; склад кокса: склад пека; склад сухой анодной массы; котельная высокотемпературного теплоносителя (ВОТ); участок производства подштыревой анодной массы.

Деятельность АО «РУСАЛ Красноярск» осуществляется на основании нормативной разрешительной документации в сфере охраны атмосферного воздуха, присвоена I категория как объекту негативного воздействия.

Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, Филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» <адрес> (ЦЛАТИ по Енисейскому региону) (далее - ЦЛАТИ по Енисейскому региону) в деятельности АО «РУСАЛ Красноярск» выявлены нарушения закона, АО «РУСАЛ Красноярск» разработан и согласован в установленном порядке план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период ДД.ММ.ГГГГ. Согласованный план указанных мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом комплексного экологического разрешения от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного Федеральной службой по надзору в,сфере природопользования по Московской и Смоленской областям для АО «РУСАЛ Красноярск», в обществе отсутствует.

Таким образом, АО «РУСАЛ Красноярск» не обеспечено соблюдение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха» при осуществлении хозяйственной деятельности, в результате чего допущена эксплуатация источников выброса вредных веществ с нарушением закона, Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, что подтверждается справкой об участии в проверке Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя АО «РУСАЛ Красноярск» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, а именно организовать проведение производственного контроля в сфере охраны атмосферного воздуха, в том числе на источниках выброса вредных веществ в атмосферу в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, подзаконными нормативными правовыми актами в рассматриваемой сфере. Обеспечить эксплуатацию газоочистного оборудования согласно требованиям Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Правилам эксплуатации установок очистки газа. Организовать работу по составлению и предоставлению отчета по производственному экологическому контролю в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ. Разработать и согласовать с уполномоченным органом план по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Как следует из ответа по результатам рассмотрения представления, от ДД.ММ.ГГГГ, АО «РУСАЛ Красноярск» приняты безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства, а также причин и условий им способствующих. Выполнена корректировка Программы производственного контроля в части метода контроля. Для контроля выбросов на источниках – межкорпусного силоса участка транспортировки глинозема и фторсолей будет применен расчетный метод, использованный в инвентаризации при определении выбросов по указанным источникам.

ДД.ММ.ГГГГ АО «РУСАЛ Красноярск» разработал мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на ДД.ММ.ГГГГ, который был направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, однако ДД.ММ.ГГГГ поступил отказ в согласовании, в связи с не представлением полного пакета документов указанных в п.5 Порядка согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «РУСАЛ Красноярск» (заказчик) и ООО «Объединенная Компания РУСАЛ Инженерно-технический центр» (исполнитель) заключен Договор на оказание услуг, в рамках которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги природоохранного назначения по теме: разработка Мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для АО «РУСАЛ Красноярск» на условиях, согласованных сторонами в договоре.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края отказало в Согласовании перечня мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

ДД.ММ.ГГГГ АО «РУСАЛ Красноярск» направило в адрес Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края для рассмотрения и согласования мероприятия по уменьшению выбросов (загрязняющих веществ).

Принимая во внимание, что под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха, которая осуществляется с учетом прогноза неблагоприятных метеорологических условий на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения, тот факт, что АО «РУСАЛ Красноярск» разрабатывает мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, которые не соответствуют Федеральному законому от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в природы неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, нормативной разрешительной документацией АО «РУСАЛ Красноярск», поскольку не утверждены Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>, суд, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий – удовлетворить.

Обязать акционерное общество «РУСАЛ Красноярск» в течении 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в природы неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, нормативной разрешительной документацией акционерного общества «РУСАЛ Красноярск».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Яниева

Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.