Дело № 2-1021/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2014 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Исайкиной Л.ВЮ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла, МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Орла, МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, прокуратурой Заводского района г.Орла проведена проверка исполнения законодательства о защите объектов культурного наследия. Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 №32/598-ОС «О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области» здание по адресу: <...> «Дом жилой» поставлено на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. Собственником вышеуказанного памятника архитектуры является муниципальное образование «Город Орел». Согласно постановлению администрации г.Орла №1616 от 18.05.2010 «О передаче муниципального жилищного фонда из муниципальной казны в оперативное управление МУ «УКХ г.Орла», распоряжением начальника Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла №162-1 от 20.05.2010 «Об организации исполнения постановления администрации г.Орла от 18.05.2010 №1616» по акту приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 20.05.2010 жилой дом <...> передан в оперативное управление МУ «УКХ г.Орла». ДД.ММ.ГГ сотрудником прокуратуры района совместно с ведущим специалистом МКУ «УКХ г.Орла» ФИО1 проведено визуальное обследование <...>. По итогам осмотра установлено, что данный дом представляет собой двухэтажное строение, 2-ой этаж которого деревянный. В доме на момент проверки никто не проживает (жильцы из указанного дома были расселены в 2008-2009 гг.). В ходе визуального осмотра установлено, что вокруг дома (в границах территории памятника) лежат деревянные доски, территория вокруг объекта захламлена бытовым и строительным мусором. Данные обстоятельства создают пожароопасную обстановку и угрожают сохранности объекта культурного наследия. Дверные проемы и часть оконных проема полностью открыты. Объект культурного наследия регионального значения, расположенный по адресу: <...>, находится в неудовлетворительном, полуразрушенном состоянии, работы по сохранению и содержанию памятника культуры не организованы надлежащим образом. Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла в 2011 году Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области и в 2013 году Управлением культуры и архивного дела Орловской области выдавались охранные обязательства, согласно которым Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла обязано обеспечить режим содержания памятника, проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, содержать территорию памятника в надлежащем состоянии и т.п. Ранее прокуратурой района по факту ненадлежащего содержания памятника культуры проводились проверки, по результатам которых ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в адрес главы администрации г.Орла и начальника МКУ «УКХ г.Орла» прокуратурой района вносились представления, по результатам рассмотрения которых выполнялись отдельные работы по консервации <...> (заделка оконных и дверных проемов, работы по санитарной очистке территории). Однако вышеуказанные меры прокурорского реагирования в отношении администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла» по данному вопросу не возымели должного воздействия. Конкретные меры к устранению причин и условий, способствующих допущению названных нарушений в будущем, не приняты. В связи с чем просит суд признать бездействие администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла», выразившееся в неисполнении требований по содержанию и сохранению объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <...>, незаконным. Обязать администрацию г.Орла организовать регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами. Обязать МКУ «УКХ г.Орла» произвести консервацию памятника архитектуры, расположенного по адресу: <...> (заколотить оконные и дверные проемы).
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просит суд признать бездействие администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла», выразившееся в неисполнении требований по содержанию и сохранению объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <...>, незаконным.
Обязать администрацию г.Орла организовать регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
Обязать МКУ «УКХ г.Орла» организовать комплекс мероприятий по недопущению доступа посторонних лиц на территорию памятника архитектуры, расположенного по адресу: <...> (заделать оконные и дверные проемы, установить забор вокруг памятника).
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Заводского района г. Орла – помощник прокурора Заводского района г. Орла Харламов А.Н. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Орла по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований указав, что со стороны администрации г. Орла нет бездействий, так как, начиная с ДД.ММ.ГГ. работы по сохранности данного памятника ведутся. В ДД.ММ.ГГ. работы по заделке окон и дверей, а также санитарной зачистки выполнялись. Распоряжением главы Администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ. № №*** МУП «УКХ г. Орла» выделены денежные средства в размере <данные изъяты> для заделки оконных проемов. Все работы по устранению нарушений выполнены, в связи с чем просила в иске отказать.
Представитель ответчика МКУ «УКХ г. Орла» по доверенности ФИО3 возражала по тем же основаниям.
Представитель третьего лица Управления культуры и архивного дела в судебное заседание не явился, о слушании гражданского дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Статья 7 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №73-ФЗ) гарантирует гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 33 Федерального закона №73-Ф3 объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст.40 Федерального закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона -направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии с требованиями ст. 48 Федерального закона №73-Ф3 собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его -охранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
В силу требований ст. 13 Закона Орловской области от 06.04.2004 №391-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области» проведение работ по сохранению памятника осуществляется в отношении объекта культурного наследия регионального значения по согласованию с Органом специальной компетенции области, т.е. с Управлением культуры и архивного дела Орловской области.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона №7-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать эффективные меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по охране окружающей среды, по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона №7-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления.
В судебном заседании установлено, что постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 27.02.2001 №32/598-ОС «О постановке на государственную охрану местной категории памятников истории и культуры области» здание по адресу: <...> «Дом жилой» поставлено на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. Собственником вышеуказанного памятника архитектуры является муниципальное образование «Город Орел».
Согласно постановления администрации г.Орла №1616 от 18.05.2010 «О передаче муниципального жилищного фонда из муниципальной казны в оперативное управление МУ «УКХ г.Орла», распоряжением начальника Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла №162-1 от 20.05.2010 «Об организации исполнения постановления администрации <...> от 18.05.2010 №1616» по акту приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное правление от 20.05.2010 жилой <...> передан в оперативное управление МУ «УКХ г.Орла»
ДД.ММ.ГГ сотрудником прокуратуры района совместно с ведущим специалистом МКУ «УКХ г.Орла» ФИО1 проведено визуальное обследование <...>. <данные изъяты>
В результате обследования, прокуратур пришел к выводу о том, что, объект культурного наследия регионального значения, расположенный по адресу: <...>, находится в неудовлетворительном, полуразрушенном состоянии, работы по сохранению и содержанию памятника культуры не организованы надлежащим образом, что подтверждается актом обследования и приложенными к нему фотографиями.
Суд полагает согласиться с данными выводами, поскольку они обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
ДД.ММ.ГГ. было проведено выездное судебное заседание, по результатам которого было установлено следующее:
Со стороны <...>:
забор представляет собой неукрепленные листы шифера, досок, крепление отсутствует, полуразрушен, между листами имеются места где ограждение отсутствует;
окна на 1-ом этаже заделаны кирпичом, на втором этаже - фанерой.
Со стороны <...> (слева на право):
на 1 этаже - первое, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое окна не полностью закрыты фанерой, которая повреждена, имеются проемы;
на 2 этаже первое окно слева не полностью закрыто фанерой, которая повреждена, имеются проемы.
Со стороны двора здания первое окно слева не полностью закрыто фанерой, которая повреждена, имеются проемы. Остальные окна на 2 этаже, а так же окна и дверной проем на 1 этаже заделаны кирпичом и фанерой.
Со стороны снесенного дома по <...>, вход во двор <...> свободный, ограждение отсутствует. Во дворе имеет место большое скопление мусора, который как видно из визуального осмотра давно не вывозился и складировался продолжительное время. На момент осмотра на месте работали рабочие, которые пояснили, что они выполняют работы по уборке мусора, уборка осуществляется посредством бульдозера, как было пояснено, что одна машина с мусором уже уехала.
Согласно приказа №№*** от ДД.ММ.ГГ Управления культуры и архивного дела Орловской области, был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX века, расположенного по адресу: <...>.
Как следует из приказа № №*** от ДД.ММ.ГГ установлена граница территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX века, расположенного по адресу: <...>. Утвержден правовой режим использования территории объекта культурного наследия, а именно: проектирование и проведение землеустроенных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия запрещаются, за исключением работ по сохранению данного объекта культурного наследия и его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно акта проверки Департамента образования, культуры и спора Орловской области, в ходе проведения проверки выявлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия, здание памятника находится в бесхозном состоянии, жильцы в здании не проживают, выбиты окна, отсутствуют двери, отсутствует охранное обязательство собственника объекта культурного наследия.
ДД.ММ.ГГ начальником управления культуры и архивного дела Орловской области ФИО4 было вынесено охранное обязательство по обеспечению сохранности, содержания и использования, ремонта и реставрации жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
ДД.ММ.ГГ начальником управления городского хозяйства администрации г. Орла в адрес МКУ «УКХ г. Орла» было направлено обращение об организации очистки нежилого <...> от несанкционированного складированных бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГ начальником МКУ «УКХ г. Орла» в адрес начальника управления городского хозяйства администрации г. Орла направлено обращение о принятии решения по локальной смете на сумму <данные изъяты> по заделке оконных проемов, строительству заборного ограждения памятника истории и культуры регионального значения, расположенный по адресу: <...>.
ДД.ММ.ГГ распоряжением администрации г. Орла заказчиком по выполнению работ по заделке проемов в доме, расположенном по адресу: <...>, заказчиком по выполнению работ определен МКУ «УКХ г. Орла».
ДД.ММ.ГГ МКУ «УКХ г. Орла» в адрес начальника правового управления администрации г. Орла было направлено письмо-отчет о том, что организацией ООО «<данные изъяты>» выполнены работы по заделке оконных и дверных проёмов.
Между тем, как было установлено в ходе выездного судебного заседания, и подтверждено имеющимися в материалах фотографиями и письменными доказательствами, работы по заделке окон выполнены не должным образом, территория вокруг здания захламлена отходами, ограждение отсутствует и имеется свободный доступ на дворовую территорию данного объекта.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла» по реализации переданных им полномочий по обеспечению режима содержания памятника, содержании территории памятника в надлежащем состоянии.
При этом суд учитывает, что еще в ДД.ММ.ГГ. прокуратурой района по факту ненадлежащего содержания памятника культуры проводились проверки, по результатам которых ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в адрес главы администрации г.Орла и начальника МКУ «УКХ г.Орла» прокуратурой района вносились представления с требованием убрать территорию и заделать оконные проемы. В результате, работы по заделке оконных проемов выполнены частично в ДД.ММ.ГГ, территория прилегающая к памятнику не убрана до настоящего времени.
Доводы ответчиков о том, что частично такие работы проводились, не могут свидетельствовать о надлежащим обеспечении режима содержания памятника и содержании территории памятника в надлежащем состоянии, поскольку такие работы должны проводиться регулярно путем своевременного обследования и принятия соответствующих мер.
Меры, принимаемые должностными лицами администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла», и направленные на сохранение памятника культуры, носят эпизодический характер и принимаются исключительно в рамках рассмотрения представлений прокуратуры района.
В этой связи, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Заводского района г. Орла. При принятии решения, суд полагает необходимым в целях недопущения неясности принятого решения указать на устранение конкретных недостатков выявленных в ходе рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла, МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла» выразившееся в неисполнении требований по содержанию и сохранению объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу <...>.
Обязать администрацию г.Орла организовать регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории прилегающей к объекту культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу <...>.
Обязать МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» заделать оконные проемы здания по адресу <...>:
со стороны <...> на 1 этаже - первое, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое окна (слева направо); со стороны <...> на втором этаже - первое окно крайнее слева; со стороны двора на втором этаже - первое окно крайнее слева;
Обязать МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» установить ограждения (забор):
со стороны <...> - от правого угла здания <...> до соседнего ограждения;
со стороны <...> - от внутреннего угла здания <...> до соседнего ограждения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен ДД.ММ.ГГ.
Судья О.В. Лигус