ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1021/20 от 09.07.2020 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1021/2020

УИД 23RS0021-01-2019-001310-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Станица Полтавская 09 июля 2020 года

Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Городецкой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Захарик К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района к кадастровому инженеру ФИО1, Администрации муниципального образования Красноармейский район, Отделу ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» о признании права собственности на объект недвижимости,

установил:

Администрация Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района в лице главы ФИО3 обратилась в Красноармейский районный суд с исковым заявлением к кадастровому инженеру ФИО1, Администрации муниципального образования Красноармейский район, Отделу ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» о признании права собственности на объект недвижимости.

Свои требования мотивировала тем, что на территории Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района расположен объект «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен - кирпич, год постройки - 1965, количество этажей - 2, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. Вышеуказанный объект был передан в администрацию Староджерелиевского сельского поселения на основании передаточного акта имущества, находящегося в собственности муниципального образования Красноармейский район, передаваемого в муниципальную собственность Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района от 14.11.2006 года.

В настоящее время земельный участок, на котором расположен Сельский дом культуры, проходит регистрацию права за администрацией Староджерелиевского сельского поселения.

Администрация Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района обратилась в отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация- Краевое БТИ» по Красноармейскому району с заявлением об изготовлении технического плана на вышеуказанный объект «Сельский дом культуры», для последующей регистрации права собственности на объект.

Однако, письмом ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отдел по Красноармейскому району от 17.03.2020 года б/н разъяснено, что изготовить технический план в электронном виде на указанный объект невозможно в соответствии со статьёй 71 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ввиду отсутствия документов для его подготовки.

Следовательно, без постановки на кадастровый учёт вышеуказанного объект администрация Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района не может осуществить регистрацию права собственности на объект недвижимости. В связи с чем, просит признать за Администрацией Староджерелиевского сельского поселения Красноармейский район право собственности на объект «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен - кирпич, год постройки - 1965, количество этажей - 2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учёт данного объекта недвижимости в соответствии с техническим планом от 17.03.2020 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО1 и зарегистрировать право собственности на указанный объект за Администрацией Староджерелиевского сельского поселения Красноармейский район.

В ходе рассмотрения дела истцом представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому просит признать за ними право муниципальной собственности на указанный выше объект недвижимости.

В судебное заседание представитель истца не явился, главой поселения представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, требования просит удовлетворить.

Ответчик, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался должным образом, ФИО1 представлены заявления о рассмотрении дела в его отсутствие как ответчика – кадастрового инженера, а также как представителя Отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Красноармейскому району о рассмотрение дела в его отсутствие, требования просит удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Красноармейский район в судебное заседание не явился, представлено заявление ФИО4 рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражают. Представлен отзыв за подписью главы администрации МО Красноармейский район ФИО5, в котором просит иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель третьего лица межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не явился, представлено заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, просят решение принять на усмотрение суда.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Установив фактические обстоятельства дела, изучив доводы истца, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьёй 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

Статьёй 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Признание права как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определённости в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского оборота.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права собственности подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, на территории Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района расположен объект «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен - кирпич, год постройки - 1965, количество этажей - 2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 05.02.2020 год. Объект был передан в администрацию Староджерелиевского сельского поселения на основании передаточного акта имущества, находящегося в собственности муниципального образования Красноармейский район, передаваемого в муниципальную собственность Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района от 14.11.2006 года.

В настоящее время земельный участок, на котором расположен Сельский дом культуры, прошёл регистрацию права за администрацией Староджерелиевского сельского поселения, за истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 2491 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Как разъяснено в пункте 11 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Законом Краснодарского края от 28.07.2006 года № 1073-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Красноармейский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Красноармейский район, в состав которого они входят» (далее по тексту - Закон 1073-КЗ) установлен иной момент возникновения права собственности на переданное в муниципальную собственность поселения муниципальным районом недвижимое имущество.

В силу статьи 2 Закона № 1073-КЗ право собственности на имущество у вновь образованных сельских поселений, указанных в статье 1 Закона, наступает после подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трёхнедельный срок со дня вступления в силу Закона № 1073-КЗ.

Закон № 1073-КЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (текст Закона опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края, № 45 (116) от 18.09.2006 года, стр. 134.), его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

В силу статьи 1 Закона № 1073-КЗ в соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 31 Федерального закона от 31.12.2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления Законом № 1073-КЗ осуществлено разграничение имущества, находившегося в собственности муниципального образования Красноармейский район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Красноармейский район, в состав которого они входят. Утверждён перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Красноармейский район вновь образованным сельским поселениям, входящим в его состав, в том числе Староджерелиевскому сельскому поселению согласно приложению 10, в котором и поименовано спорное недвижимое имущество, созданное в 1965 году государством, правопреемником которого является Российская Федерация.

Вышеуказанный объект недвижимого имущества был передан в администрацию Староджерелиевского сельского поселения на основании передаточного акта имущества, находящегося в собственности муниципального образования Красноармейский район, передаваемого в муниципальную собственность Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района от 14.11.2006 года.

В свою очередь, до разграничения муниципальной собственности между муниципальным районом и сельским поселением пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было постановлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Таким образом, спорный объект недвижимого имущества в силу закона был ранее передан в муниципальную собственность Красноармейского района.

Согласно статье 6, действовавшего до 01.01.2017 года Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Будучи собственником, муниципальный район не обратился за государственной регистрацией в 2006 году права муниципальной собственности, а передал по акту приёма - передачи в порядке разграничения недвижимое имущество на уровень сельского поселения.

Администрация Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района обратилась к кадастровому инженеру ФИО1 (квалификационный аттестат № 23-10-244) в отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Красноармейскому району с заявлением об изготовлении технического плана на вышеуказанный объект «Сельский дом культуры» для последующей регистрации права собственности на объект.

Письмом кадастровый инженер ФИО1 от 17.03.2020 года б/н не признал в отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности наличие такого права, указал, что изготовление технического плана в электронном виде на объект «Сельский дом культуры», расположенный по адресу: <адрес><адрес>, невозможно в соответствии со статьёй 71 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как отсутствуют документы для подготовки технического плана.

Таким образом, кадастровый инженер отказался считать истца собственником спорного недвижимого имущества, а ФИО2 района в своё время не обеспечила государственную регистрацию право муниципальной собственности, разграниченного Законом № 1073-КЗ, на недвижимое имущество, подписав, будучи собственником, в 2006 году соответствующие акты приёма-передачи.

В Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 года №329-О-О указано, что регулирование порядка регистрации права собственности на соответствующие объекты при передаче их из государственной или муниципальной собственности в частную, содержащееся в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не только признаёт права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (пункт 1 статьи 6), но и прямо предусматривает государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества к другому лицу (пункт 2 статьи 6). Приведённые законоположения предполагают, что отсутствие государственной регистрации у первоначального собственника не препятствует её осуществлению при регистрации перехода права собственности, в том числе в порядке приватизации жилого помещения.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 05.02.2020 года, объект недвижимого имущества расположен на территории Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен – кирпич, год постройки – 1965, количество этажей – 2.

В соответствии с положениями статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Из статьи 225 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно статье 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 57 ГПК РФ устанавливает, что доказательства представляются сторонами.

Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая вышеприведённые положения закона, суд полагает, что истец представил допустимые доказательства в подтверждение своих требований, в связи, с чем имеются основания для удовлетворения его требований истца. Ответчика в своём письменном заявлении просил иск удовлетворить.

Руководствуясь статьями 56, 57, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Администрации Староджерелиевского сельского поселения Красноармейского района - удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Староджерелиевское сельское поселение Красноармейского района Краснодарского края право муниципальной собственности на объект «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен – кирпич, год постройки – 1965, количество этажей - 2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Принятое решение является основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен – кирпич, год постройки – 1965, количество этажей - 2, находящийся на земельном участке с кадастровым номером: 23:13:0301044:2, расположенный по адресу: <адрес>, ст-ца <адрес><адрес>, в соответствии с техническим планом от 17.03.2020 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО1.

Принятое решение является основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Староджерелиевское сельское поселение Красноармейского района на объект недвижимости «Сельский дом культуры», общей площадью 1 301,5 кв.м., материал стен – кирпич, год постройки – 1965, количество этажей - 2, находящийся на земельном участке с кадастровым номером: 23:13:0301044:2, по адресу: <адрес>, <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путём подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Красноармейского районного суда Городецкая Н.И.