Дело № 2-1021/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи З.Х. Шагиевой,
при секретаре К.Ю. Артамоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Якупова Р.Р. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, УФСИН России по РБ об обязании финансирования, признании бездействия по несоблюдению требований законодательства пожарной безопасности, обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Якупов Р.Р. обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, УФСИН России по РБ, в котором просит обязать УФСИН России по РБ обеспечить ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 4-месячный срок с момента вступления решения в законную силу; признать бездействие ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ по несоблюдению требований законодательства пожарной безопасности незаконным и обязать устранить в 6-месячный срок с момента выделения финансирования: ограничить несанкционированный доступ к приемно-контрольным приборам установленным на втором этаже административного здания и в швейном цехе производственной зоны; смонтировать (оборудовать) аварийное освещение в месте установки приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации промышленной зоны; обеспечить требуемое горизонтальное расстояние от извещателей до электросветильников составляющих не менее 0,5м в кабинете оперативного отдела; обеспечить открывание двери эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку бытового корпуса по направлению выхода из здания; демонтировать в спальных помещениях участка колонии поселения и помещениях комнаты длительного свидания отделку потолков с неподтвержденным классом пожарной опасности; обеспечить регулярную проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций здания столовой, клуба, швейного участка; демонтировать стеновые панели со стен на путях эвакуации помещения комнат длительного свидания; оборудовать здание столовой для осужденных автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; смонтировать пожарные извещатели в клубе, установленные на тросу, в соответствии с предъявляемыми нормами; смонтировать ручной пожарный извещатель в клубе на высоте в соответствии с предъявляемыми нормами; обеспечить работоспособность системы пожарной сигнализации в клубе УМП, КПП-3 производственной зоны ИК-8 (автоматическая пожарная сигнализация, средство оповещения управления эвакуацией людей при пожаре); прекратить применение печного отопления, не предусмотрено нормами в деревообрабатывающем цеху; производственном здании производственной зоны демонтировать встроенные помещения, выполненные из горючего материала; в столярном цехе установить пожарный шкаф, выполненный из не горючего материала; обеспечивается наличие обозначений категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны на дверях помещений производственного здания и в складе продуктов.
Требования мотивирует тем, что Башкирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ в период с 21.10.2019г. по 06.12.2019г. проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ. В ходе проведённой прокуратурой проверкой, выявлены грубые нарушения вышеприведённых требований законодательства. Так, прибор приемно-контрольный установленный на втором этаже административного здания, в швейном цехе производственной зоны не защищен от несанкционированного доступа; в месте установки приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации промышленной зоны, отсутствует аварийное освещение; в кабинете оперативного отдела горизонтальное расстояние от извещателей до электросветильников составляет менее 0,5м (фактически составляет 0,2 м); дверь эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку бытового корпуса открывается не по направлению выхода из здания; в спальных помещениях участка колонии поселения, и помещениях комнаты длительного свидания допускается применение материала для отделки потолка с неподтвержденным классом пожарной опасности; руководитель организации не осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций здания столовой, клуба, швейного участка, в соответствии с инструкцией изготовителя с составлением акта (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); на путях эвакуации помещения комнат длительного свидания стены обшиты панелями с неподтвержденным классом пожарной опасности (стеновые панели); здание столовой для осужденных не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, а также не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; пожарные извещатели в клубе, установленные на тросу расположены на расстоянии от перекрытия больше нормируемого (1,2 метра от перекрытия); ручной пожарный извещатель в клубе установлен на высоте 1,1 от пола, что не соответствует требованиям норм, (1,5±0,1м); система пожарной сигнализации в клубе УМП, КПП-3 производственной зоны ИК-8 (автоматическая пожарная сигнализация, средство оповещения управления эвакуацией людей при пожаре) находится в неисправном состоянии; в деревообрабатывающем цеху допущено применение печного отопления, не предусмотрено нормам; в производственном здании допущено применение встроенных помещений выполненных из горючего материала; в столярном цехе пожарный шкаф выполнен из горючего материала; на дверях помещений производственного здания, в складе продуктов не обеспечивается наличие обозначений категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; в промышленной зоне допускается складирование горючих материалов в противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ИК-8 не выполняется предусмотренная законом обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, чем нарушается право неопределённого круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, состояние защищённости личности от пожара, гарантированное законодательством. Невыполнение ИК-8 требований федерального законодательства по соблюдению норм пожарной безопасности ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
Представитель Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ Валитов Р.У. на судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать УФСИН России по РБ обеспечить ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 4-месячный срок с момента вступления решения в законную силу; признать бездействие ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ по несоблюдению требований законодательства пожарной безопасности незаконным и обязать устранить в 6-месячный срок с вынесения решения финансирования: оборудовать здание столовой для осужденных автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; смонтировать пожарные извещатели в клубе, установленные на тросу, в соответствии с предъявляемыми нормами; обеспечить работоспособность системы пожарной сигнализации в клубе КПП-3 производственной зоны ИК-8 (автоматическая пожарная сигнализация, средство оповещения управления эвакуацией людей при пожаре). Пояснив, что другие заявленные при подаче иска требования, исправительным учреждением на сегодняшний день устранены.
Представитель УФСИН России по РБ по доверенности Эсаулов А.М. на судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Представители ФКУ ИК № УФСИН по РБ по доверенности Олешко С.М., Мусин Э.К. на судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что денежных средств на устранение недостаток поступают в учреждение, после чего нарушения устраняются. На сегодняшний день, исправительным учреждением ведется работа по устранению нарушений противопожарной безопасности.
Заместитель начальника Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД и РУ МЧС России по РБ Ибрагимов И.Ф. на судебном заседании не возражал против удовлетворения требований с учетом уточнений прокурора, часть выявленных нарушений исправительным учреждением устранены.
Представитель ФСИН РФ на судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения исковых требований прокурора по следующим основаниям.
Как указано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 70, п. п. 1, 2 ст. 161 указанного Кодекса казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Кроме того согласно п. п. 2, 6, 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов.
Согласно Уставу ФКУ ИК8 УФСИН России по РБ учредителем учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, в ведении которой находится учреждение.
Согласно п. п. 5.1, 5.7, 5.8, 5.12 Устава имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении этого имущества права владения, пользования и распоряжения. Контроль использования по назначению и сохранностью имущества учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН по Республике Башкортостан. Основным источником финансирования учреждения являются средства федерального бюджета. При недостаточности и учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Республике Башкортостан.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Из материалов дела следует, что проведенной Башкирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ, совместно со Стерлитамакским межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС ФИО5 по РБ проверкой исполнения законов администрацией ФКУ ИК-8 ФИО3 по РБ установлены нарушения законодательства о пожранной безопасности.
Согласно акту от 03.12.2019г. установлено: руководитель организации не осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций здания столовой, клуба, швейного участка, в соответствии с инструкцией изготовителя с составлением акта (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); в спальных помещениях допускается применение материала для отделки потолка с неподтвержденным классом пожарной опасности; на путях эвакуации стены обшиты панелями с неподтвержденным классом пожарной опасности; здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; пожарные извещатели в клубе, установленные на тросу расположены на расстоянии от перекрытия больше нормируемого (1,2 метра от перекрытия); ручной пожарный извещатель в клубе установлен на высоте 1,1 от пола, что не соответствует требованиям норм, (1,5±0,1м); система пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии; в месте установки прибора приемно-контрольным АПС отсутствует аварийное освещение; прибор приемно-контрольный установленный в швейном цехе не защищен от несанкционированного доступа; в деревообрабатывающем цеху допущено применение печного отопления, не предусмотрено нормам; в производственном здании допущено применение встроенных помещений выполненных из горючего материала; в столярном цехе пожарный шкаф выполнен из горючего материала; не обеспечивается на дверях помещений производственного здания обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; допускается складирование горючих материалов в противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями; в КПП3, система пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии; не обеспечивается наличие на дверях помещений склада обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности а также класса зоны.
Согласно представленного возражения начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ недостатки частично устранены.
Из справки, выданной 19.02.2020г. Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД и РУ МЧС России по РБ также следует, что вышеназванные нарушения требования пожарной безопасности устранены частично, кроме нарушений: что здания столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; система автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре в клубе, КПП-3 производственной зоны находится в неисправном состоянии.
Указанные в справке факты устранения нарушений требований пожарной безопасности подтверждаются представленным фотоматериалом, сертификатом, справкой лицензионной организации, копией государственного контракта по закупке материалов на установку АПС и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Между тем, выявленные в ходе проверки прокуратурой нарушения правил противопожарной безопасности в полном объеме не были устранены на день рассмотрения дела, при наличии такой возможности, что свидетельствует о бездействии ответчика.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению, обязав ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ в течение 6 месяцев с моменты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, при этом, обязав, УФСИН России по РБ обеспечить ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Якупова Р.Р. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, УФСИН России по РБ об обязании финансирования, признании бездействия по несоблюдению требований законодательства пожарной безопасности, обязанности устранить нарушения удовлетворить частично.
Обязать УФСИН России по РБ обеспечить ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ достаточное для вышеуказанных мероприятий финансирование в 4-месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Признать бездействие ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ по несоблюдению требований законодательства пожарной безопасности - незаконным.
Обязать ФКУ ИК № 8 УФСИН России по РБ в течение 6 месяцев с моменты вступления решения суда в законную силу:
оборудовать здание столовой для осужденных автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре;
смонтировать пожарные извещатели в клубе, установленные на тросу, в соответствии с предъявляемыми нормами.
обеспечить работоспособность системы пожарной сигнализации в клубе, КПП-3 производственной зоны ИК-8 (автоматическая пожарная сигнализация, средство оповещения управления эвакуацией людей при пожаре).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: З.Х. Шагиева