Дело №2-105/2021
Мотивированное решение
составлено 23 апреля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 16 апреля 2021 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,
с участием: заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Мягкова А.Д.,
представителя ответчика – ФИО1 - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
установил:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Невьянский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к ФИО1, ОАО ПТК «Свердловскстройтранс» с требованиями (с учетом уточнения) возложить на ФИО1 обязанности:
- в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать шлагбаум, расположенный на лесном участке с кадастровым номером ***географические координаты шлагбаума: N <*****>
- в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить договор аренды лесного участка, фактически занятого объектами (подземным канализационным коллектором с сетью наземных колодцев с задвижками), расположенного в кварталах 81, 85, 86 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества;
- в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, фактически занятого объектами (подземным канализационным коллектором с сетью наземных колодцев с задвижками), расположенного в кварталах ....
- в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган Федеральной службы в сфере природопользования надлежаще оформленную заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении комплекса очистных сооружений, эксплуатируемых ФИО1, фактически расположенных в кадастровом квартале *** и на земельных участках с кадастровыми номерами ******, ***, ***;
- в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта – болото Таватуйское – в пользование.
В обоснование иска прокурор указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Свердловской области *** от 00.00.0000 проведена проверка доводов обращения ФИО6 о возможных нарушениях законодательства в сфере охраны окружающей среды, поступившего с личного приема Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки и объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером ***, здание КНС 3, здание КНС 4; здание очистных сооружений канализаций подсобного хозяйства (свидетельство о государственной регистрации права № ....).
При проведении проверки с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» 00.00.0000 осуществлен выезд в место расположения очистных сооружений – ...., в ходе которой установлено, что очистные сооружения расположены в .... на землях промышленности. Прилегающая территория вокруг очистных сооружений является лесным участком государственного лесного фонда, расположенным в квартале 85 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества, входит в границы государственного природного заказника областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами». Заказник организован без образования юридического лица, без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
От автодороги по направлению от .... к очистным сооружениям и конно-спортивному клубу <*****>» расположен линейный объект (дорога). Въезд по дороге, расположенной на лесном участке в квартале .... (земельный участок с кадастровым номером ***) в .... возле очистных сооружений ограничен шлагбаумом (географические координаты шлагбаума: <*****>). Доступу граждан на лесной участок, въезд транспортных средств в указанном месте препятствует охрана. Таким образом, в нарушение положений ч. 1, 6, 8 ст. 11 ЛК РФ ФИО1 ограничен свободный доступ на лесной участок.
По устной информации главного энергетика ОАО ПТК «Свердловскстройтранс» в комплекс очистных сооружений входят 4 здания канализационных насосных станций, иловые поля, здание биофильтра и аэротэнок, на очистку поступают стоки от конно-спортивного клуба и гостиницы, расположенных по адресу: ...., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д...... Участок находится примерно в 0,05 км от ориентира по направлению на восток. Очищенные сточные воды от очистных сооружений по канализационному коллектору, расположенному внутри земляного вала, перекачиваются до болота Таватуйского на противоположную сторону Серовского тракта от .....
При проведении проверки была осмотрена сеть канализационных колодцев, расположенных на территории конно-спортивного клуба и возле дороги лесного участка до очистных сооружений. На момент участия в проверке изливов сточных вод на прилегающий рельеф местности на почву не выявлен.
Канализационная насосная станции (КНС) ***, расположенная по адресу: .... (географические координаты расположения здания: N <*****> на момент проверки не работает. По данным Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО3 расположена на земельном участке в кадастровом квартале *** (категория земель не установлена).
ФИО3 (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д...... Участок находится примерно в 0,05 км от ориентира по направлению на восток (географические координаты расположения здания: N <*****> на момент проверки не работает. По данным Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО3 расположена на земельном участке с кадастровым номером *** (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для использования в качестве сельскохозяйственных угодий (ведение подсобного сельского хозяйства)).
Подземный канализационный коллектор с сетью наземных колодцев от конно-спортивного клуба до очистных сооружений (географические координаты первого осмотренного колодца: N <*****>°), последнего осмотренного колодца: N <*****> по данным Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расположен на земельных участках с *** (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для использования в качестве сельскохозяйственных угодий (ведение подсобного сельского хозяйства)) и *** (категория земель - земли лесного фонда (в квартале 85 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества)).
По данным схем расположения и границ лесных участков лесохозяйственного регламента Невьянского лесничества определено, что лесной участок для занятия и использования в целях устройства и эксплуатации подземного канализационного коллектора с сетью наземных колодцев от конно-спортивного клуба до очистных сооружений на землях лесного фонда в квартале 55 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества в аренду не предоставлен.
Таким образом, в нарушение положений ст. 9, ч. I ст. 24, ст. 71 ЛК РФ ответчиком допущено самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений (без договора аренды и проекта освоения лесов) на использование указанных участков.
Очистные сооружения, расположенные по адресу: ...., в центральной части зоны отдыха .... (географические координаты расположения зданий: ФИО3- N <*****>), аэротенок и биофильтра - N <*****>. По данным Публичной кадастровой карты очистные сооружения расположены на земельном участке с *** (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства для строительства очистных сооружений п коммуникаций).
Подземный канализационный коллектор с сетью наземных смотровых колодцев и задвижками от очистных сооружений до выпуска в болото Таватуйское проложен внутри земляного вала (географические координаты начала осмотренного участка: <*****> последнего осмотренного колодца: <*****>)) по данным Публичной кадастровой карты расположен на земельных участках с *** (категория земель - земли лесного фонда (в кварталах 81, 86 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества)).
По данным схем расположения и границ лесных участков бесхозяйственного регламента Невьянского лесничества определено, что лесные участки для занятия и использования в целях устройства и эксплуатации подземного канализационного коллектора с сетью наземных смотровых колодцев и задвижками от очистных сооружений до выпуска в болото Таватуйское на землях лесного фонда в кварталах 81, 86 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества в аренду не предоставлены.
Таким образом, в нарушение положений ст. 9, ч. 1 ст. 24, ст. 71 ЛК РФ ответчиком допущено самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений (без договора аренды и проекта освоения лесов) на использование указанных участков.
На момент проведения проверки оказывались услуги по водоотведению сточных вод конно-спортивного клуба (прием, транспортировка, очистка и сброс в водный объект).
Для сброса сточных вод используется водный объект болото Таватуйское. Выпуск сформирован хозяйственно-бытовыми сточными водами конно-спортивного клуба и гостиницы, поступающими на очистные сооружения. Сточные воды поступают на очистные сооружения биологической очистки, затем в болото Таватуйское. Тип водовыпуска - сосредоточенный, затопленный. Географические координаты выпуска сточных вод: N <*****>
По данным государственного водного реестра по системе гидрографического и водохозяйственного районирования России выпуск сточных вод в болото Таватуйское расположен в .... на территории Невьянского городского округа, гидрографическая единица – .... (Российская часть бассейна) - 00.00.0000, <*****> Код водохозяйственного участка - *** (<*****>). Код водного объекта: <*****>.
По материалам, имеющимся в Министерстве, указанный участок болота <*****> на момент участия в проверке в пользование не предоставлен. Ранее данный участок водного объекта был предоставлен в пользование ОАО ПТК «Свердловскстройтранс» (решение *** сроком действия с 00.00.0000 по 00.00.0000). В период с 2015 года по настоящее время заявлений о предоставлении водного объекта в пользование на данном участке в Министерство не поступало.
Таким образом, в нарушение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ ответчиком допущено самовольное пользование водным объектом, в том числе для сброса сточных вод в поверхностный водный объект, без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
00.00.0000 с привлечением отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» был произведен отбор показателей качества канализационных стоков до и после очистки на очистных сооружениях в присутствии главного энергетика ОАО ПТК «Свердловскстройтранс» ФИО7, из смотрового колодца на выходе с очистных сооружений, природных вод болота Таватуйского в районе выпуска сточных вод и в районе предположительного сброса сточных вод из канализационного коллектора.
Сравнение полученных результатов анализов воды произведено с предельно допустимыми концентрациями в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (утв. Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее — ПДКрыб.хоз. Результатами инструментальных замеров установлено (по протоколу количественного химического анализа вод от 00.00.0000***В):
превышение концентрации сульфатов, фосфат-иона, ХПК, взвешенных веществ, сухого остатка и нефтепродуктов на выходе сточных вод с очистных сооружений к содержанию определяемых компонентов качества воды на входе сточных вод на очистные сооружения, установлено фактическое отсутствие очистки сточных вод;
сброс загрязняющих веществ в сточных водах на выходе с очистных сооружений превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим веществам: по фосфат-иону 65 раз; по взвешенным веществам 15,9 раза; по нефтепродуктам 24,8 раза;
сброс загрязняющих веществ в сточных водах в смотровом колодце на выходе с очистных сооружений превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим веществам: по фосфат-иону 2,1 раза; по взвешенным веществам 2,7 раза; по нефтепродуктам 1,9 раза;
в природных водах болота Таватуйского в районе выпуска сточных вод по нефтепродуктам 1,2 раза превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения;
в природных водах болота Таватуйского в районе предположительного сброса сточных вод из канализационного коллектора по фосфат-иону 48,5 раз превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в болото Таватуйское оказывает негативное влияние на водный объект.
Таким образом, в нарушение положений ст. 3, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56, п. 1, 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ ответчиком допущен сброс загрязняющих веществ в сточных водах с очистных сооружений в болото Таватуйское в концентрациях, превышающих установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Балансовая схема недопотребления и водоотведения с учетом существующей водохозяйственной обстановки, паспорта, технологические схемы, проекты на водооборотные системы, на очистные сооружения очистки сточных вод в ходе участия в проверке не представлены.
Прокурор ссылается на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 9, 11, 24, 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), ст. 1, 11, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. 3, 34, 35, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В ходе судебного заседания прокурор доводы иска поддержал.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, доверил ведение дела представителю. Его представитель возражал в удовлетворении исковых требований, ссылаясь, что на земельный участок с КН 66:15:2901001:795 площадью 110 868 533 кв.м ФИО1 доступ граждан не ограничил.
Ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки КН *** - 299 582 кв.м (сельскохозяйственного назначение) и КН *** - 18 000 кв.м (строительство очистных сооружений). На одном участке сельскохозяйственного назначения расположено ППХ «Таватуй» (содержатся животные, в связи с чем участок имеет ограждения для выпаса и прогулок животных), другой участок огорожен забором, поскольку на нем располагаются очистные сооружения.
Согласно письму от 00.00.0000*** заместителя директора ГКУ СО «Невьянское лесничество» земельные участки, находящиеся в собственности ответчика, к землям лесного фонда не относятся, а доступ граждан на земли лесного фонда не ограничен.
В исковом заявлении прокурор ошибочно называет ПВХ «Таватуй» конно-спортивным клубом, которого на земельных участках с КН *** и КН *** нет.
Прокурором указывается информация, не соответствующая действительности, дороги по указанным координатам нет, отсутствуют сведения о дороге в администрации Невьянского городского округа и в Невьянском лесничестве. Перед шлагбаумом на земельном участке находятся линии электропередачи и подземный канализационный коллектор с сетью наземных колодцев от ПВХ «Таватуй», шлагбаум не ограничивает доступ граждан на земли лесного фонда.
Относительно требования прокурора об оформлении договора аренды пояснил, что ответчику принадлежат на праве собственности газопровод протяженностью 4 200 м от котельной ППХ Таватуй (0,05 км в восточном направлении от д.....) до котельной санатория-профилактория «Таватуй» (1,5 км по направлению на юг от ориентира д.....) с ***
Газопровод высокого давления и напорный канализационный коллектор находятся в границах земельных участков КН ***, ***
Требование прокурора невыполнимо, поскольку ответчик не имеет права заключать договор аренды земельного участка ***
Требование о разработке проекта освоения лесов в отношении занимаемого лесного участка с *** не выполнимо, поскольку ответчик не осваивает леса земельного участка, площадь которого составляет 10 868 533 кв.м, относящегося к землям лесного фонда.
Между ООО «<*****> и ответчиком 00.00.0000 заключен договор *** согласно которому общество обязуется: подготовить отчет по инвентаризации выбросов вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подготовить отчет о проведении расчета рассеивания загрязняющих веществ и перечень веществ для заказа фоновой и климатической справки; разработать проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) в атмосферу (очистные сооружения); сопровождать согласование проекта в органах инспекции; подготовить материалы для отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I II III IV категорий; сопровождать подготовленные материалы в органах Госнадзора.
Таким образом, требование о постановке комплекса очистных сооружений на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, исполнено, удовлетворению не подлежит.
Между ООО «<*****>» и ответчиком 00.00.0000 заключен договор ***, по которому общество обязуется совершить действия: сбор документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование; подготовка расчетов необходимых для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование; согласование разработанной документации в министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области; получение решения о предоставлении водного объекта в пользование; разработка проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект.
Таким образом, требование получить решение о предоставлении водного объекта - болото Таватуйское в пользование, исполнено, поэтому удовлетворению не подлежит.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Невьянского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Управления Россельхознадзора по ...., ГКУ СО «Невьянское лесничество» - в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте его проведения.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Установлено, что ФИО1 является собственником следующих объектов:
- земельного участка с ***; площадь: 18 000 ± 234 кв.м; адрес: ...., в центральной части зоны отдыха <*****>; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства очистных сооружений и коммуникаций, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства (т. 1, л.д. 24-37);
- земельного участка с КН66:15:2901001:771; площадь: 299 582 ± 4 700 кв.м; адрес: относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д...... Участок находится примерно в 0,05 км по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ...., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д...... Участок находится примерно в 0,05 км от ориентира по направлению на восток); вид разрешенного использования: ведение подсобного сельского хозяйства);
- здание КНС 3; адрес: ...., участок находится примерно в ...., расположенного за пределами участка (л.д. 64);
- здание КНС 4; адрес: ...., участок находится примерно в .... расположенного за пределами участка (л.д. 65);
- здание очистных сооружений канализаций подсобного хозяйства площадью 775,4 кв.м; адрес: ...., участок находится примерно в 0,05 км по направлению на восток от ориентира д....., расположенного за пределами участка (л.д. 66).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка очистных сооружений, расположенных в .... в пределах земельного участка с *** (решение от 00.00.0000***). (т. 1, л.д. 21).
00.00.0000 по результатам участия 00.00.0000 в проверке, проведенной прокуратурой совместно с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии ...., составлена справка, согласно которой очистные сооружения расположены в 0,5 км на восток от .... на землях промышленности. Прилегающая территория вокруг очистных сооружений является лесным участком государственного лесного фонда, расположенным в квартале 85 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества, входит в границы государственного природного заказника областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами». Заказник организован без образования юридического лица, без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
От автодороги по направлению от Серовского тракта к очистным сооружениям и конно-спортивному клубу «<*****>» расположен линейный объект (дорога). Въезд по дороге, расположенной на лесном участке в квартале 85 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества (земельный участок с КН ***) в 0,5 км на восток от .... возле очистных сооружений ограничен шлагбаумом (географические координаты шлагбаума: N <*****> Доступу граждан на лесной участок, въезду транспортных средств в указанном месте препятствует охрана.
Участок с КН66*** имеет площадь 110 868 533 кв.м. Данный участок в пользование, владение или собственность ответчику не предоставлен.
В обоснование требований прокурор указывает, что установкой шлагбаума чинятся препятствия. Цель избранного истцом способа защиты - получить возможность беспрепятственного доступа на участок.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Сторона ответчика ссылается, что шлагбаум препятствий не создает, установлен с целью проезда к наземным колодцам спецтехники, находится на участке ответчика.
Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о законности наличия шлагбаума, поскольку он находится в границах земельного участка с ***, не предоставленного ответчику. Таким образом, ответчик не имеет право создавать своими действиями препятствия иным лицам в свободном доступе на лесной участок.
В силу ст. 11 ЛК РФ (пункты 1, 6, 8) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с нарушением ответчиком данного права прокурор вправе требовать восстановления положения, существовавшего до его нарушения. Исковое требование прокурора направлено на достижение этой цели и соответствует предусмотренному статьей 12 ГК РФ способу защиты - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Также проверкой установлено, что по устной информации главного энергетика ОАО ПТК «Свердловскстройтранс» в комплекс очистных сооружений входят 4 здания канализационных насосных станций, иловые поля, здание биофильтра и аэротэнок, на очистку поступают стоки от конно-спортивного клуба и гостиницы. Очищенные сточные воды от очистных сооружений по канализационному коллектору, расположенному внутри земляного вала, перекачиваются до болота Таватуйского на противоположную сторону Серовского тракта от .....
Канализационная насосная станции (КНС) *** расположена в географических координатах: N <*****> По данным публичной кадастровой карты объект расположен на земельном участке в кадастровом квартале *** (категория земель не установлена).
ФИО3 расположена в географических координатах: N <*****>). По данным публичной кадастровой карты объект расположен на земельном участке с КН ***
Подземный канализационный коллектор с сетью наземных колодцев от конно-спортивного клуба до очистных сооружений расположен в географических координатах: первый осмотренный колодец: N <*****> последний осмотренный колодец: N <*****> расположен на земельных участках с ****** (категория земель - земли лесного фонда (в квартале 85 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества).
Лесной участок для занятия и использования в целях устройства и эксплуатации подземного канализационного коллектора с сетью наземных колодцев от конно-спортивного клуба до очистных сооружений на землях лесного фонда в квартале 55 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества в аренду не предоставлен.
Очистные сооружения, расположенные по адресу: ...., в центральной части зоны отдыха <*****> (географические координаты расположения зданий: ФИО3- <*****>°), Е <*****> ФИО3- N <*****> аэротенок и биофильтра - N <*****> расположены на земельном участке с ***
Подземный канализационный коллектор с сетью наземных смотровых колодцев и задвижками от очистных сооружений до выпуска в болото Таватуйское проложен внутри земляного вала (географические координаты начала осмотренного участка: <*****> последнего осмотренного колодца: N <*****> по данным публичной кадастровой карты расположен на земельных участках с КН *** и *** (категория земель - земли лесного фонда (в кварталах ....
По данным схем расположения и границ лесных участков бесхозяйственного регламента Невьянского лесничества определено, что лесные участки для занятия и использования в целях устройства и эксплуатации подземного канализационного коллектора с сетью наземных смотровых колодцев и задвижками от очистных сооружений до выпуска в болото Таватуйское на землях лесного фонда в кварталах 81, 86 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества в аренду не предоставлены.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса. Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в том числе в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами главы VI Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из анализа упомянутых норм земельного и лесного законодательства следует, что в тех случаях, когда на лесных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены такого права со ссылкой на ограничения, установленные лесным законодательством, в силу приоритета положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.08.2013 N ВАС-9777/13, от 08.07.2014 N ВАС-8849/14.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", зарегистрированного в Минюсте России 5 мая 2012 N 24075, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. В силу пункта 30 названного Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Из приведенных норм следует, что срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Таким образом, вопреки доводам ответчика, без надлежащего подтверждения факта нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости на принадлежащих ему земельных участках, у ответчика возникла обязанность по заключению договора аренды участка лесного фонда под принадлежащими ему объектами. В связи с указанным, имеется обязанность по разработке проекта освоения лесов.
Доводы ответчика о наличии реестровой ошибки при установлении границ участков с ***, ***, приняты быть не могут, поскольку опровергаются сведения ЕГРН.
В данной части иск подлежит удовлетворению.
Прокурор предъявил требование о возложении на ответчика обязанности поставить комплекс очистных сооружений на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) установлен порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
Государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (п. 3 ст. 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), порядок создания и ведения которого установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональные реестры объектов в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на государственный учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет.
Согласно пункту 2 статьи 4.2 Закона №7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. (пункт 4 названной статьи).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены с 01.01.2021 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2398.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет.
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма заявки утверждена приказом Минприроды России №554 от 23.12.2015.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение: - об отнесении используемых объектов к категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; - об определении в качестве объекта негативного воздействия совокупности объектов и (или) отдельных самостоятельных объектов.
В пункте 1.4 Информационного письма Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" отмечено, что в соответствии с пунктом 17 Правил основанием для включения объектов НВОС в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" п. 5 Правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона №7-ФЗ государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах. В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления сведений, недостаточных для включения в государственный реестр, такой факт рассматривается как непредставление сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.
Пунктом 2.1. Информационного письма Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" определено понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Это "объект" капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно доводам прокурора, на момент проверки выявлены основные источники выделения загрязняющих веществ.
Для сброса сточных вод используется водный объект болото Таватуйское. Выпуск сформирован хозяйственно-бытовыми сточными водами конно-спортивного клуба и гостиницы, поступающими на очистные сооружения. Сточные воды поступают на очистные сооружения биологической очистки, затем в болото Таватуйское. Тип водовыпуска - сосредоточенный, затопленный. Географические координаты выпуска сточных вод: N <*****>
Участок болота Таватуйского в пользование ответчику не предоставлен.
00.00.0000 при производстве отбора показателей качества канализационных стоков до и после очистки на очистных сооружениях, из смотрового колодца на выходе с очистных сооружений, природных вод болота Таватуйского в районе выпуска сточных вод и в районе предположительного сброса сточных вод из канализационного коллектора представителем ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» выявлено: превышение концентрации сульфатов, фосфат-иона, ХПК, взвешенных веществ, сухого остатка и нефтепродуктов на выходе сточных вод с очистных сооружений к содержанию определяемых компонентов качества воды на входе сточных вод на очистные сооружения, установлено фактическое отсутствие очистки сточных вод; сброс загрязняющих веществ в сточных водах на выходе с очистных сооружений превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения; сброс загрязняющих веществ в сточных водах в смотровом колодце на выходе с очистных сооружений превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения; в природных водах болота Таватуйского в районе выпуска сточных вод по нефтепродуктам в 1,2 раза превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения; в природных водах болота Таватуйского в районе предположительного сброса сточных вод из канализационного коллектора по фосфат-иону 48,5 раз превышает установленные предельно допустимые концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Как следует из п. 12 разъяснений, приведенных в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 №АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", в соответствии в п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект HBOC передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ.
При этом суд учитывает, что согласно п. п. 2, 9, 23, 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Хозяйственно-бытовые стоки сбрасываются в систему комплекса очистных сооружений. Из материалов дела следует, что из спорного объекта производится выброс сточных вод, попадающих в водный объект – болото Таватуйское - и содержащих значительную концентрацию загрязняющих веществ. В данном случае ответчик как собственник объектов производит негативное воздействие в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект.
Иск в данной части подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу положений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Очистные сооружения находятся в собственности ответчика, которым не получено решение о предоставлении водного объекта в пользование. Указанное может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
В данной части иск подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в целях исполнения обязанностей им заключены договоры с организацией по подготовке необходимой документации, приняты судом быть не могут, поскольку не освобождают ответчика от исполнения законодательно возложенных на него обязанностей.
Следует взыскать с ФИО1 в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей (подпункт 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса, часть 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на ФИО1 обязанности:
в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать шлагбаум, расположенный на лесном участке с кадастровым номером *** (географические координаты шлагбаума: <*****>);
- в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить договор аренды лесного участка, фактически занятого объектами (подземным канализационным коллектором с сетью наземных колодцев с задвижками), расположенного в кварталах 81, 85, 86 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества;
- в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, фактически занятого объектами (подземным канализационным коллектором с сетью наземных колодцев с задвижками), расположенного в кварталах 81, 85, 86 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества;
- в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган Федеральной службы в сфере природопользования надлежаще оформленную заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении комплекса очистных сооружений, эксплуатируемых ФИО1, фактически расположенных в кадастровом квартале *** и на земельных участках с кадастровыми номерами ******, ***, ***
- в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта – болото Таватуйское – в пользование.
Взыскать с ФИО1 в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Невьянский городской суд.
Председательствующий –