Дело 2-140/2021 (2-1021/2020;)
УИД 24RS0031-01-2020-001326-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года пгт. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,
при секретаре судебного заседания Березиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к администрации Курагинского района об устранении нарушений лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее - КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском к администрации Курагинского района об устранении нарушений лесного законодательства.
Свои требования истец мотивирует тем, что из КГБУ «Курагинское лесничество» 07.05.2019г. в адрес истца поступили материалы, согласно которым 03.05.2019г. на территории государственного лесного фонда в квартале 35 выдел 10, в квартале 34 выдел 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский») КГБУ «Курагинское лесничество», принадлежащего муниципальному образованию – Курагинский район, возник лесной пожар.
Согласно акту о лесном пожаре от 06.05.2019г. № 15 и докладной записке руководителя тушения лесного пожара № 16 установлено, что 03.05.2019г. местным населением, обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар на площади 3,0 га. Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 8,0 га. Вышеуказанный лесной пожар произошел в 9,4 км по прямой от населенного пункта Брагино. Причиной лесного пожара согласно акту о лесном пожаре от 06.05.2019 № 15 послужил переход огня с земель иных категорий.
Также установлено, что лесной пожар произошел от распространения огня с земель сельскохозяйственного назначения, примыкающего к участку лесного фонда, поскольку с восточной стороны отсутствовало какое-либо выполнение работ по очистке от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также отсутствовала противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер.
За указанное правонарушение, выраженное в нарушении пункта 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, администрации Курагинского района привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Истец просит возложить обязанность на администрацию Курагинского района произвести противопожарные мероприятия в соответствии с п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах на участках в квартале 35, выделе 10, в квартале 34, выделе 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский») КГБУ «Курагинское лесничество», обеспечив очистку сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в срок до наступления пожароопасного сезона в 2021 году.
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» Алесеева А.В. (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 18.12.2020г.) извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, одновременно с подачей иска в суд ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в нём.
Представитель ответчика администрации Курагинского района Боева О.Н. (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, адресовала суду письменный отзыв, в котором не оспаривая обстоятельств, приведенных истцом в иске, просила установить срок для исполнения судебного решения – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, указывая на то, чтобы произвести требуя противопожарные мероприятия, необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение указанных работ. При этом указала, что в решении районного совета депутатов от 24 декабря 2020г. №5-30р «О районном бюджете на 2021г. и плановый период 2022-2023 годов» расходы на противопожарные мероприятия не предусмотрены, ввиду чего произвести данные мероприятия до наступления пожароопасного сезона в 2021г. не представляется возможным, так как в силу ч.2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года, также ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица КГБУ «Курагинское лесничество», надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 22.12.2020г.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности, суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела, возражений по иску и доказательств их подтверждающих суду не представил.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положения ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании письменными материалами дела установлено, что 03.05.2019г. на территории государственного лесного фонда в квартале 35 выдел 10, в квартале 34 выдел 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский») КГБУ «Курагинское лесничество» возник лесной пожар.
Согласно акту о лесном пожаре от 06.05.2019г. № 15 и докладной записке руководителя тушения лесного пожара № 16 установлено, что 03.05.2019г. местным населением, обнаружен низовой беглый средней интенсивности лесной пожар на площади 3,0 га. Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 8,0 га. Вышеуказанный лесной пожар произошел в 9,4 км по прямой от населенного пункта с. Брагино Курагинского района Красноярского края.
Причиной лесного пожара согласно акту о лесном пожаре от 06.05.2019г. № 15 послужил переход огня с земель иных категорий.
04.06.2019г. государственным инспектором по охране леса ФИО5 осуществлен осмотр места лесного пожара, произошедшего в квартале 35, выделе 10, в квартале 34, выделе 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский»), КГБУ «Курагинское лесничество» иприлегающей к нему территории, в результате чего составлен акт натурного осмотра лесного участка от 04.06.2019г. № 15, согласно которому установлено, что распространение огня пошло с земельного участка, расположенного с восточной стороны участка лесного фонда, пройденного пожаром, расположенного в квартале 35 выделе 10, в квартале 34 выделе 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский»), КГБУ «Курагинское лесничество»,
с восточной стороны примыкают земли сельскохозяйственного назначения, пройденные пожаром с координатами 54°.167074, 92°.696395. На землях сельскохозяйственного назначения, прилегающих к лесному фонду, отсутствует какое-либо выполнение работ
по очистке от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров
от леса, а также отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной
не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер. Лесной пожар произошел
от распространения огня с земель сельскохозяйственного назначения, примыкающего
к участку лесного фонда, с восточной стороны отсутствовала минерализованная полоса или иной противопожарный барьер.
Фототаблицей, абрисом лесного пожара к акту осмотра от 04.06.2019г. № 15 зафиксировано место возникновения лесного пожара и место перехода огня с земель иных категорий на территорию лесного фонда.
Из объяснений руководителя тушения лесного пожара № 16, начальника Курагинской ПХС ФИО6 от 13.06.2019г., инженера охраны и защиты леса КГБУ «Курагинское лесничество» ФИО7 от 27.06.2019г. установлено, что причина лесного пожара – переход с земель иных категорий. Пожар перешел с поля, прилегающего к лесному фонду с восточной стороны. Вдоль границы вышеуказанного лесного фонда, пройденного пожаром, и участка земель сельскохозяйственного назначения, отсутствовала минерализованная полоса или иной противопожарный барьер. Возможная причина возникновения возгорания вследствие неосторожного обращения с огнем неустановленными лицами.
Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты, установлено,
что земельный участок, примыкающий к кварталу 35, выделу 10, кварталу 34, выделу 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский»), КГБУ «Курагинское лесничество», с южной стороны имеет кадастровый номер 24:23:0402001:255.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.05.2019г. № КУВИ-001/2019-11201014 земельный участок с кадастровым номером 24:23:0402001:255 относится к землям сельскохозяйственного назначения и находится в собственности муниципального образования – Курагинский район Красноярского края с 04.04.2017г.
Согласно письму от 29.05.2019г. № 1795 Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района, земельный участок, примыкающий к территории участка государственного лесного фонда сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:23:0402001:255 принадлежит муниципальному образованию – Курагинский район Красноярского края.
В соответствии со статьей 11 Устава муниципального образования Курагинский район Красноярского края, зарегистрированного Управлением юстиции администрации Красноярского края 16.04.1997г., Курагинский район владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; статьей 60 Устава - в собственности Курагинского района могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района
в соответствии с федеральными законами; статьей 47 Устава - при осуществлении местного самоуправления Администрация района управляет и распоряжается
в соответствии с законодательством и решениями районного Совета имуществом, находящимся в собственности района.
Отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров по периметру земельного участка в местах примыкания
к лесному фонду, а также неочистка от сухой травянистой растительности на полосе неразграниченного земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию – Курагинский район Красноярского края, послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале 35, выделе 10, в квартале 34, выделе 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский»), КГБУ «Курагинское лесничество».
Так как в действиях Администрации Курагинского района имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса
об административных правонарушениях РФ, выраженного в нарушении пункта 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2019 № 41-10/2019 и постановлением назначении административного наказания от 06.09.2019 № 259/196-2019 заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО8, администрация Курагинского района привлечена
к административной ответственности.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами,
а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса РФ называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются
на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах
и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Правила пожарной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ
от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования
к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в период
со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды
или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 12 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов
на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Согласно приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22.03.2019
№ 435-од на территории Курагинского лесничества с 22.03.2019 объявлен пожароопасный сезон в 2019 году, следовательно, противопожарные мероприятия должны были быть запланированы до указанной даты и осуществляться на протяжении всего указанного опасного периода.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
в соответствии с действующим законодательством несут владельцы имущества.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.
Тот факт, что причиной лесного пожара явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также неочистка земельного участка от сухой травянистой растительности, само по себе свидетельствует о том, что администрация Курагинского района не приняла необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня с принадлежащего ей земельного участка в лесной массив.
В результате ненадлежащего содержания, находящегося в собственности земельного участка, несвоевременного осуществления противопожарных мероприятий администрацией Курагинского района привело к возникновению лесного пожара на территории государственного лесного фонда.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные установленные обстоятельства, в целях устранения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, принимая во внимания, что до настоящего времени администрацией Курагинского района указанные противопожарные мероприятия не проведены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
При этом, учитывая значительный объем работ, который возлагается на ответчика, и затрудненность их выполнения в условиях снежного покрова, необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта в зимне-весенний период, суд полагает разумным и достаточным для выполнения перечисленных мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности, установить месячный срок выполнения указанных работ со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к администрации Курагинского района об устранении нарушений лесного законодательства удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Курагинского района Красноярского края в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести противопожарные мероприятия в лесах на участках в квартале 35, выделе 10, в квартале 34, выделе 7 Курагинского сельского участкового лесничества (с/з «Брагинский») КГБУ «Курагинское лесничество» - обеспечить очистку сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Курагинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 01 февраля 2021г.
Председательствующий: судья П.В. Васильева