ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1021/2013 от 06.02.2013 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

  Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                06 февраля 2013 года                                                                г. Сургут                

                Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Лозовой М.А., при секретаре Асмоловой А.Л., с участием старшего помощника прокурора Бондаренко К.Ю., представителя ответчика Кореньковой Т.В., Русина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Сургута в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» о признании незаконной деятельности по установлению и взиманию платы за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета,

 У С Т А Н О В И Л :

                Прокурор города Сургута в защиту прав неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» о признании незаконной деятельности по установлению и взиманию платы за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета, мотивировав требования тем, что ответчиком установлена плата за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в жилых помещениях граждан, в размере <данные изъяты> руб. на одну квартиру. Согласно требованиям ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Таким, образом, в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом, в частности возлагается на управляющую организацию.

                Согласно требованиям подпунктов «т, у, ф» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 года, предусмотрены обязанности исполнителя коммунальных услуг, в частности: - не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом;

 - осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, а также ввод прибора учета в эксплуатацию.

                Во исполнение ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности» приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010г. утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

                Среди существенных условий договора на установку (замену) прибора учета назван порядок ввода прибора учета в эксплуатацию (пп. 6 п. 13), согласно которому ввод прибора учета в эксплуатацию не является самостоятельной услугой (работой), а рассматривается как неотъемлемая часть исполнения обязательств подрядчика по установке (замене) счетчика и, соответственно, оплачивается в составе стоимости установки (замены) счетчика.

                Ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

                В действующих нормативных документах, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг в МКД, нет указания на порядок пломбирования ИПУ, за допуск его в эксплуатацию, постановки его на коммерческий учет и распределение бремени расходов на данные операции.

                Допуск в эксплуатацию, постановка на коммерческий учет индивидуального прибора, как и опломбирование прибора учета, не являются самостоятельными услугами.

                В соответствии с п. 2 ст. 543 ГК РФ, в случае, если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

                Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

                Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Якушев М.Ю. обратился в управляющую компанию ООО «УК ДЕЗ ВЖР» с целью принятия на коммерческий учет индивидуальных приборов учета, установленных в его жилом помещении.

                ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК ДЕЗ ВЖР» с ним заключен договор возмездного оказания услуг, предметом которого являются осмотр и составление акта приборов учета ГХВС.

                Согласно условиям данного договора ООО «УК ДЕЗ ВЖР» фактически осуществило опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в жилом помещении Якушева М.Ю., и прием их на коммерческий учет для использования при осуществлении начислений платы за предоставленные коммунальные услуги.

                За указанные услуги Якушевым М.Ю. была внесена плата в ООО «УК ДЕЗ ВЖР» в размере 609,47 руб.

                Таким образом, заключение договора возмездного оказания услуг на осмотр и составление акта приборов учета ХГВС между управляющей компании и гражданином поставлено в зависимость управляющей компанией от использования показаний приборов, установленных в жилом помещении гражданина, при начислении платы за предоставленные коммунальные услуги, что является необоснованным.

                Из системного толкования норм законодательства РФ, у организаций, осуществляющих деятельность на рынке управления многоквартирными домами, в частности управляющих компаний, отсутствуют законные основания для взимания платы за опломбирование и допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета. Просит признать незаконной деятельность ООО «УК ДЕЗ ВЖР» по установлению и взиманию платы за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета.

                Считает, что деятельность ответчика по установлению и взиманию платы с граждан за опломбирование и допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета является не обоснованной.

                Истец просит признать незаконной деятельность ООО «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» по установлению и взиманию платы за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета.

                Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

                Представитель ответчика Коренькова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что принятие приборов учета ХГВС на коммерческий учет является обязанностью Управляющей компании, которая производит осмотр и по результату осмотра составляет акт. За плату производятся работы только по вводу приборов учета в эксплуатацию.

                Представитель ответчика Русин А.А. в судебном заседании иск не признал по основаниям изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что акт приемки на коммерческий учет внутриквартирных приборов учета ХГВС составляется для допуска приборов учета в эксплуатацию, за что взимается плата, т.к. сдача приборов в эксплуатацию является обязанностью собственника жилого или нежилого помещения. Пломбируются Управляющей компанией не сами приборы учета, а место их установки с целью дальнейшего контроля вмешательства в место врезки приборов учета.

                Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

                Согласно протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ собственники <адрес> по п<адрес> выбрали способ управления многоквартирным домом - ООО УК «ДЕЗ ВЖР» которое осуществляет функции по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме.

                ООО УК «ДЕЗ ВЖР» установлена и взимается плата за осмотр и составление акта приемки на коммерческий учет внутриквартирных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, что подтверждается имеющейся в деле калькуляцией утвержденной главным инженером ООО УК «ДЕЗ ВЖР» в декабре 2010 г. на 2011 год, где в стоимость услуги на одну квартиру включены: оплата труда за проведение работы сантехником 4-го разряда и секретарем-приемщиком заказов в размере <данные изъяты>.; страховые взносы - 34%, что составляет <данные изъяты>; материалы - <данные изъяты> накладные расходы 30% - <данные изъяты> руб.; рентабельность 10% - <данные изъяты>.; НДС 18% - <данные изъяты> руб., всего стоимость услуги составляет <данные изъяты> руб.

                Подтверждением взимания платы за осмотр и составление акта приборов учета ХГВС и пломбирования является акт выполненных работ составленный и подписанный представителем ответчика и собственником <адрес> по п<адрес> Якушевым М.Ю.

                Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

                Собственники приборов учёта используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учёта, их сохранность, своевременную замену.

                Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (статья 8 названного Федерального закона).

                При этом на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта используемого ресурса, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимися к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена договора определяется соглашением сторон.

                Следовательно, на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность заключить договор по установке, замене, эксплуатации приборов учёта с любым обратившимся к ней лицом. Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, утверждён приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 года № 149. Порядок ввода установленного прибора учёта в эксплуатацию является существенным условием договора.

                Производить установку, замену, эксплуатацию индивидуальных приборов учёта вправе и иные лица, в том числе управляющие организации.

                Отношения между управляющей организацией и потребителями коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354).

                Согласно требованиям подпунктов «т, у, ф» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства № 354 от 06.05.011 года, предусмотрены обязанности исполнителя коммунальных услуг, в частности: - не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом;

 - осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, а также ввод прибора учета в эксплуатацию.

                В п. 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149), среди существенных условий договора на установку (замену) прибора учета назван порядок ввода прибора учета в эксплуатацию (пп. 6), согласно которому ввод прибора учета в эксплуатацию не является самостоятельной услугой (работой), а рассматривается как неотъемлемая часть исполнения обязательств подрядчика по установке (замене) счетчика и, соответственно, оплачивается в составе стоимости установки (замены) счетчика.

                Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

                В действующих нормативных документах, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг в МКД, нет указания на порядок пломбирования ИПУ, на взимание платы за допуск его в эксплуатацию, за постановку его на коммерческий учет и распределение бремени расходов на данные операции.

                Допуск в эксплуатацию, постановка на коммерческий учет индивидуального прибора, как и опломбирование прибора учета, не являются самостоятельными услугами.

                В соответствии с пунктом 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), в случае, если абонентом по договору энергоснабжения гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

               Согласно ч. 5 ст. 20 ФЗ от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.                   Доводы ответчика о том, что на потребителе лежит обязанность по оплате опломбирования приборов учёта, так как он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, суд находит несостоятельными, поскольку бремя содержания собственности в жилом помещении не включает в себя установление пломб за счёт средств собственников.

                На основании изложенного, суд приходит к выводу, что деятельность ответчика по установлению и взиманию платы за пломбирование индивидуальных приборов учёта не основана на законе.

                На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

                В силу пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

                Согласно пункту 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

                Требуя с потребителей оплаты работ по пломбированию индивидуальных приборов учёта, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учёта потребителей дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.

                В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

                Поскольку прокуроры в силу статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

                Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

                Исковые требования Прокурора г. Сургута в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» о признании незаконной деятельность ООО «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» по установлению и взиманию платы за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета удовлетворить.

                Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» по установлению и взиманию платы за допуск в эксплуатацию и приемку на коммерческий учет квартирных узлов учета.

                Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района» государственную пошлину в доход бюджета города окружного значения Сургута в размере <данные изъяты>

                Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд в течение месяцасо дня принятия решения суда в окончательной форме.

                Судья                               подпись                                      М.А. Лозовая

                Копия верна:

                судья Сургутского городского суда                                 М.А. Лозовая