ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10228/2015 от 15.02.2016 Ангарского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 февраля 2016 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре судебного заседания Кучко А.В., с участием истицы ФИО2, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1144/2016 по иску ФИО1 к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в установлении пенсии за выслугу лет, признании права на пенсию за выслугу лет, назначаемую за счет средств местного бюджета лицу, замещавшему должности муниципальной службы,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в установлении пенсии за выслугу лет, признании права на пенсию за выслугу лет, назначаемую за счет средств местного бюджета лицу, замещавшему должности муниципальной службы. В обоснование иска указала, что с **. осуществляла трудовую деятельность на муниципальной службе .... За время работы была неоднократно награждена благодарственными письмами и почетными грамотами города и области, в 2000 году награждена почетной грамотой Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Имеет звание «Ветеран труда». В связи с достижением пенсионного возраста с **. является получателем трудовой пенсии по старости. Поскольку на протяжении длительного времени (22 года 22 дня) ее трудовая деятельность протекала на муниципальных должностях, она **. обратилась в администрацию АГО с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления .... Письмом администрации АГО от **. в назначении пенсии за выслугу лет ей было отказано, в обоснование отказа указано, что у нее не возникло права на пенсию за выслугу лет, так как отсутствует условие, предусмотренное ч. 1 ст. ... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...», о чем свидетельствует запись в трудовой книжке под номером 18 от 23.11.2001г. об увольнении переводом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании согласно п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ по согласованию между руководителями на основании Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27.09.2000г. Указанное письмо получено 16.11.2015г. С вышеуказанным отказом ответчика истица не согласна, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим ее права по следующим правовым основаниям. Частью 1 ст. ... от ** (с последними изменениями от **) -оз закреплено, что граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, при наличии следующих условий: 1) стаж муниципальной службы не менее 15 лет; 2) увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона; 3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области. Муниципальными правовыми актами Ангарского муниципального образования, а именно Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления в Администрации Ангарского муниципального образования», утвержденным Постановлением Администрации АМО от **-па, установлены аналогичные условия назначения пенсии за выслугу лет. Как следует из письма администрации АГО от **, основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет послужило отсутствие одного из условий, закрепленных ч. 1 ст. ... от **-оз, а именно: несоответствие основания увольнения с муниципальной службы основаниям, закрепленным законом. Иных оснований отказа в письме администрации не содержится. Считает, что при вынесении решения об отказе ей в установлении пенсии за выслугу лет органом местного самоуправления не оценены все фактические обстоятельства ее трудовой деятельности и не учтены иные положения ... от **-оз. В период с 01.11.1979г. по 23.11.2001г. она являлась муниципальным служащим. В 2001 году ей присвоен квалификационный разряд советник муниципальной службы третьего класса. Наличие стажа муниципальной службы 22 года 22 дня ответчиком не оспаривается. Муниципальную службу она прекратила 23.11.2001г. в период действия закона ...-оз от ** «О муниципальной службе в ...» и до вступления в силу Закона «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...». Согласно п. 3.1 ч. 3 ст. ... от **-оз пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 11 указанного Закона назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу названного Закона. В силу п. 4.4 ч. 4 ст. ... от **-оз лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» и до дня вступления в силу ... от **-оз и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с ... от **-оз «О муниципальной службе в ...», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2 - 7 статьи 11 настоящего Закона. Применение ответчиком в обоснование отказа в назначении пенсии за выслугу лет положения ст. ...-оз от ** «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...» противоречат Конституции РФ (ст.ст. 7,15-19,37,39,45-46), ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и допускает неравенство в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной той же категории служащих. Таким образом, поскольку она уволилась с муниципальной службы в период действия ... от **-оз до момента вступления в силу ... от **-оз, положения ч. 1 ст. ... от **-оз при оценке права на установление муниципальной пенсии за выслугу лет не подлежат применению. Пенсия за выслугу лет должна быть назначена в порядке, определенном частями 2 - 7 ст. ... от **-оз, с применением условий для возникновения права на муниципальную пенсию, установленных на момент увольнения с муниципальной службы, то есть в данном случае условий, установленных ... от **-оз. Она уволилась с муниципальной службы по собственному желанию переводом, что соответствует ст. ... от **-оз. Увольнение переводом вызвано собственным ее желанием, а не по инициативе работодателя. На основании ч. 2 ст. ... от **-оз было установлено, что муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Другими словами, согласно положениям ... от **-оз право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета имели женщины при наличии стажа замещения муниципальных должностей 10 лет, которое могло быть реализовано только после выхода на пенсию. Иных условий для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим (по ранее действовавшему законодательству - доплаты за выслугу к государственной пенсии за счет средств местного бюджета) закон не содержал. В связи с чем полагает, что приобрела право на муниципальную пенсию за выслугу лет в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент увольнения с муниципальной службы. Просит суд признать незаконным выраженный в письме от ** отказ администрации Ангарского городского округа в установлении ей пенсии за выслугу лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы; признать право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы; обязать администрацию Ангарского городского округа назначить ей пенсию за выслугу лет за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, со дня обращения, то есть с **.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании иск ФИО1 не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указала, что увольнение ФИО1 состоялось в период действия закона ... от **-оз «О периодах трудовой деятельности, учитываемых при исчислении стажа замещения областных и муниципальных должностей, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии», в силу подпункта «з» пункта 4 статьи 1 Закона -оз в стаж муниципальной службы ФИО1 включаются периоды работы начиная с 01.01.1992г., стаж муниципальной службы ФИО1 за период с 01.01.1992г. по 23.11.2001г. составляет 9 лет 10 месяцев 23 дня, что является недостаточным для установления ежемесячной доплаты к пенсии. Просит в иске отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что с **. ФИО1 работала временно старшим счетоводом в Ангарском горсобесе; с **. истица работала инспектором в Центральном райсобесе ...; с **. истица работала инспектором-специалистом 2 категории в отделе социального обеспечения Ангарского горисполкома; с **г. работала ведущим специалистом отдела социального обеспечения администрации ..., который с **. переименован в управление социальной защиты населения; с **. переведена заместителем начальника отдела назначения пенсий и пособий управления социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования. ** уволена в связи с переводом в государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании ...» по согласованию между руководителями на основании Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» по ст.29 п.5 КЗоТ РФ. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истицы.

С **ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости.

**ФИО1 обратилась в администрацию Ангарского городского округа с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.

На обращение ФИО1 администрацией Ангарского городского округа ** дан ответ в котором истице отказано в назначении пенсии по выслуге лет, так как отсутствует условие, предусмотренное пунктом 2 ч.1 ст.... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...», поскольку согласно записи в трудовой книжке ФИО1 уволена 23.11.2001г. в связи с переводом в Управление Пенсионного фонда РФ в АМО по согласованию между руководителями согласно п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ. Как гражданин, замещавший должность муниципальной службы и уволенный по основанию, не предусмотренному в пункте 2 части 1 ст.11 Закона -оз, ФИО1 право на пенсию за выслугу лет не имеет. Иные основания для отказа в назначении пенсии за выслугу лет, в том числе отсутствие необходимого стажа, в письме не указаны.

В соответствии с ч.1 ст.... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...» граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета (далее - пенсия за выслугу лет), при наличии следующих условий:

1) стаж муниципальной службы не менее 15 лет;

2) увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона;

(п. 2 в ред. ... от ** N 110-ОЗ)

3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области.

Граждане, замещавшие должности муниципальной службы и уволенные с муниципальной службы по основаниям, не указанным в настоящей части, права на пенсию за выслугу лет не имеют.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ** № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 3).

В силу ст.42 Федерального закона от **-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ** № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4(4) ст. ... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...» лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» и до дня вступления в силу настоящего Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с ... от **-оз «О муниципальной службе в ...», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 настоящего Закона.

В силу ст.... от **-оз «О муниципальной службе в ...» муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

Частями 2-7 ст. ... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...» предусмотрен порядок установления пенсии за выслугу лет, размер и порядок выплаты указанной пенсии.

Из анализа указанных норм права следует, что лицам, имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» (ст. ... от **-оз), но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 ст.... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...», без проверки наличия условий, предусмотренных ч. 1 ст. ... от **-оз.

При этом следует принимать во внимание правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную, в частности, в Определении от **-О и в Постановлении от **-П, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по продолжительности трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период законодательством. Иное толкование законодательства влечет ограничение конституционного права гражданина на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, и недопустимо, поскольку влечет к нарушению гарантированного ст. 19 Конституции РФ принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина с момента, с которого в соответствии с пенсионным законодательством складывается совокупность юридически значимых обстоятельств, таких как достижение пенсионного возраста, наличие стажа работы по специальности или стажа по выслуге лет, обращение за назначением пенсии.

Право ФИО1 на пенсию по выслуге лет определяется в соответствии с п. 4(4) ст.... от **-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ...» как замещавшей муниципальные должности муниципальной службы, уволившейся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» и до дня вступления в силу ... от **-оз и имевшей право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с ... от **-оз «О муниципальной службе в ...», при наличии стажа муниципальной службы более 10 лет, необходимого для назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» (ст. ... от **-оз).

При разрешении вопроса о возникновении у ФИО1 права на муниципальную пенсию за выслугу лет, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об отсутствии у ФИО1 необходимого стажа муниципальной службы.

Согласно ст.... от **-оз «О периодах трудовой деятельности, учитываемых при исчислении стажа замещения областных государственных и муниципальных должностей, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии» при исчислении стажа замещения областных государственных и муниципальных должностей, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, учитываются следующие периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, областных государственных и муниципальных должностей: периоды замещения выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы (пункт III).

Согласно ст.6 Федерального закона от ** № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии с ч.1 ст.... от ** N 88-оз
"Об отдельных вопросах муниципальной службы в ..." должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования области, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования области, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области или лица, замещающего муниципальную должность (главы муниципального образования области, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, члена избирательной комиссии муниципального образования области, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса) (п.п.2); муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (п.п.3).

Из представленных документов, в том числе материалов личного дела ФИО1, должности, занимаемые ФИО1 начиная с **, отвечали указанным признакам, в спорные периоды истица работала в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.

При этом суд считает необоснованной ссылку представителя ответчика на подпункт «з» пункта 4 статьи ...-оз от **, в соответствии с которым при исчислении стажа замещения областных государственных и муниципальных должностей, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, учитываются периоды замещения должностей, в том числе выборных, на постоянной основе с ** до введения в действие Сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих или перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, Реестра областных государственных должностей ..., соответствующих Реестров субъектов Российской Федерации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, в местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов и их исполнительных комитетах).

Указанная норма регулирует вопросы включения в стаж периодов работы на должностях государственной службы Российской Федерации, областных государственных должностях ..., в то время как истица занимала должности муниципальной службы.

Исследовав представленные документы, суд приходит к выводу, что ФИО1, ** года рождения, на момент увольнения ** имела стаж муниципальной службы более 10 лет, то есть у нее на момент увольнения с муниципальной службы возникло, предусмотренное ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета, которое в соответствии с п. 4(4) ст. ... от **-оз дает ей право на пенсию за выслугу лет, реализовать которое она может при достижении пенсионного возраста.

Из материалов дела следует, что на момент обращения ФИО1 к ответчику имелась совокупность юридически значимых обстоятельств, таких, как достижение пенсионного возраста, наличие стажа по выслуге лет, дающих право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета.

Таким образом, на момент обращения ** в администрацию Ангарского городского округа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 имела предусмотренное ... от **-оз «О муниципальной службе в ...» право на ежемесячную доплату к государственной пенсии (пенсию за выслугу лет) за счет средств местного бюджета в соответствии с п. 4(4) ст. ... от **-оз.

Следовательно, законных оснований для отказа в назначении такой пенсии у ответчика не имелось, в связи с чем исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа в установлении пенсии за выслугу лет, признании права на пенсию за выслугу лет, назначаемую за счет средств местного бюджета лицу, замещавшему должности муниципальной службы, возложении на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.3.1 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Ангарского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации АМО от **-па, действовавшего на день подачи заявления истицей, ежемесячная пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление. Следовательно, пенсия за выслугу лет должна быть назначена ФИО1 с **.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в установлении пенсии за выслугу лет, признании права на пенсию за выслугу лет, назначаемую за счет средств местного бюджета лицу, замещавшему должности муниципальной службы, удовлетворить.

Признать незаконным выраженный в письме от ** отказ администрации Ангарского городского округа в установлении ФИО1 пенсии за выслугу лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Признать за ФИО1 право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Обязать администрацию Ангарского городского округа назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы с **.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд ... в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет составлено **.

Судья: С.С. Тройнина