Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1023/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 марта 2012 года г.Барнаул
Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
при секретаре Шкурупий Е.А.,
с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в совершении регистрационных действий, обязании МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю совершить регистрационные действия, в совершении которых заявителю было отказано.
В обоснование заявления указал, что он оплатил государственную пошлину за регистрацию изменений в свидетельстве о регистрации транспортного средства через платежный терминал, расположенный по адресу: . Должностным лицом заявителю было отказано в совершении регистрационных действий с транспортным средством, поскольку платеж за совершение регистрационных действий был произведен не через кредитную организацию, а через терминал платежного агента. Заявитель не согласен с данными действиями заинтересованного лица, поскольку государственная пошлины была оплачена через банковского платежного субагента, действующего по поручению кредитной организации. ООО «***» в данной операции выступает в качестве банковского платежного субагента, у которого заключен договор с банковским платежным агентом ООО «***». У банковского агента в свою очередь заключен договор с ООО *** на прием государственных пошлин. ООО *** имеет лицензию на осуществление данного вида операций. В кассовом чеке, представленном Государственному инспектору, присутствовали все обязательные реквизиты, указанные в Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В связи с чем полагает незаконным ссылку заинтересованного лица на отсутствие отметки кредитной организации об исполнении в порядке и размерах, установленных статьей 333.33. главы 25.3. Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по уплате государственной пошлины. Кроме того, заявитель указал, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на прием государственных пошлин кредитными организациями через своих представителей.
Заявитель, его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве, указала, что отказ в совершении регистрационных действий с транспортным средством является законным, поскольку согласно п.16 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств предоставляют документ об уплате государственной пошлины. При поступлении заявления госинспектор обязан проверить факт и полноту уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий на основании соответствующих расчетных документов с отметкой кредитной организации об исполнении в порядке и размерах, установленных статьей 333.33. главы 25.3. НК РФ. Нормы налогового законодательства не предусматривают перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате госпошлины через платежных агентов с использованием принадлежащих им платежных терминалов. ФИО1 был представлен кассовый чек, выданный терминалом платежного агента (органом, не перечисленным в ст.ст. 58,60 НК РФ), который не отвечает предъявляемым требованиям (п.7 ст. 45, п.4 ст. 58, ст. 333.18 НК РФ). Кроме того, указала, что при предъявлении заявления заявителю было лишь отказано на основании представления платежного документа не соответствующего требованиям закона, проверка представленных для регистрации документов не проводилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Положением о межрайонном отделе государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств ГИДД Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отдел является структурным подразделением ГУ МВД России по Алтайскому краю.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о совершении регистрационных действий в госавтоинспекцию МОГТО и РАМТС ГИБДД г. Барнаул.
К заявлению о совершении регистрационных действий заявителем был приложен кассовый чек ООО «***» № *** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате суммы *** рублей, из которых *** рублей - госпошлина ГИБДД (Барнаул), в качестве получателя платежа указано УФК по Алтайскому краю (ГУВД по Алтайскому краю), *** рублей – оплата за использование терминала, получатель - ООО ***.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что заявителем был произведен платеж за совершение юридически значимых действий не через кредитную организацию, а через терминал платежного агента, ФИО1 отказано в совершении регистрационных действий с транспортным средством «***», государственный регистрационный знак ***.
В качестве основания к отказу в совершении регистрационных действий в письме должностного лица МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю указано, что согласно письмам Министерства Финансов РФ от 31.05.2010 № 03-02-07-257 и Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07-313 в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога или сбора в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства обязаны банки. При отсутствии банка налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, в соответствии с п.4 ст. 58 Кодекса могут уплачивать налоги или сборы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Банки, местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны принимать денежные средства в счет уплаты, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему по каждому налогоплательщику. За неисполнение указанных обязанностей несут ответственность, установленную Кодексом. Исполнение обязанностей по приему и перечислению налогов и сборов коммерческими структурами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральным законом от 27.06.2011 3162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», уплата сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через терминалы организаций, не являющихся банками, Налоговым кодексом не предусмотрена.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
В соответствии с п.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") устанавливает единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Согласно п.16 Административного регламента для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 333.16. Налогового кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17. настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В силу п.2 ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Государственная пошлина уплачивается плательщиком по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (п.3 ст.333.18. НК РФ).
То есть требования о наличии отметки банка о перечислении платежа в соответствующий бюджет применяются лишь к платежным поручениям, оформляемым при оплате налога в безналичной форме. Между тем согласно действующему законодательству о безналичных расчетах отметки банка получателя о перечислении денежных средств не требуется, поскольку последний не принимает участие в списании денежных средств со счета плательщика.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Согласно ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом понятие «банка», применяемое для целей Налогового кодекса Российской Федерации дано в ст.11 указанного Кодекса, в соответствии с которой банки (банк) – это коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
Соответственно, Налоговый кодекс относит к «банкам» не только банки, но и иные кредитные организации, обязательным условием отнесения кредитной организации к «банку» является наличие лицензии ЦБ Российской Федерации на осуществление банковских операций.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности").
В соответствии с п.35.2. Административного регламента госинспектором проверяется факт и полнота уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий на основании соответствующих расчетных документов с отметкой кредитной организации об исполнении в порядке и размерах, установленных статьей 333.33. главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Заявителем при подаче заявления о совершении регистрационных действий был представлен кассовый чек об уплате государственной пошлины через платежный терминал №*** на сумму *** рублей, из которой *** рублей к зачислению, *** рублей - оплата за использование терминала.
В кассовом чеке указана операция: Госпошлина ГИБДД (Барнаул), наименование получателя, ИНН, номер счета получателя, БИК, наименование платежа, код бюджетной классификации, КПП, Код ОКАТО.
Получателем в конце чека указана ООО ***, информационная поддержка ООО «***» г. Барнаул.
В соответствии с лицензией на осуществление банковских операций № *** ООО ***, как небанковской кредитной организации, Центральным банком Российской Федерации предоставлено право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовой обслуживание юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме, осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Согласно ст.ст. 11, 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» кредитная организация вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов, а банковский платежный агент в свою очередь вправе привлекать банковских платежных субагентов.
При этом из норм вышеуказанного законно следует, что под банковским платежным агентом понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц банковским платежным агентом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО *** и ООО «***» (агент), ООО «***» (гарант) агент за вознаграждение принимает на себя обязанности от своего имени и за счет ПС «***» осуществлять прием платежей физических лиц.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, представленную заявителем квитанцию об уплате налога, наличие у ООО *** лицензии на осуществление банковских операций, суд приходит к выводу о том, что заявителем была исполнена обязанность по уплате обязательного взноса в установленном законом порядке.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие в нормах налогового законодательства права на перечисление средств в счет исполнения обязанности по уплате государственной пошлины через платежных агентов является необоснованной.
Указанные в обоснование законности принятого решения письмо Министерства Финансов РФ от 31 мая 2010 года № 03-02-07-257 и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07-313 не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку данные акты не относятся к нормативно-правовым и не имеют обязательной силы.
При рассмотрении дела установлено, что документы, представленные заявителем в целях совершения регистрационных действий, сотрудником госинспекции были проверены только в части правильности уплаты государственной пошлины, наличие оснований и отсутствие иных препятствий для совершения регистрационный действий должностным лицом МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю не проверены, в связи с чем требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части обязания МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о совершении регистрационных действий с транспортным средством ***, государственный регистрационный знак ***, в установленном порядке.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ МВД России по Алтайскому краю в пользу ФИО1 *** рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ФИО1 о признании незаконным отказа МОГТО и РАМТС ГИБДД Главного управления МВД России по Алтайскому краю в совершении регистрационных действий удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств ГИБДД Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю в совершении регистрационных действий с транспортным средством ***, государственный регистрационный знак ***, по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям представления ненадлежащего платежного документа об уплате государственной пошлины.
Обязать МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о совершении регистрационных действий с транспортным средством ***, государственный регистрационный знак ***, в установленном порядке.
Взыскать с Главного управления МВД России по Алтайскому краю в пользу ФИО1 *** рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А.Анашкина