ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1023/17 от 29.03.2017 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-1023/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2017г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Скакуновой Т.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО11 к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Губернатору Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 ФИО12 обратилась в суд с указанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, мотивируя следующим. В период с 22.02.2005г. по 28.03.2005г. она занимала должность государственной гражданской службы исполняющей обязанности директора Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области. В период с 28.03.2005г. по 13.11.2007г. занимала должность государственной гражданской службы – директор Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области. Общий стаж государственной гражданской службы только на указанных должностях составил 2 года 8 месяцев 22 дня. Приказом Правительства Ульяновской области Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 15.11.2007г. № 221 уволена с должности государственной гражданской службы в соответствии с п.3 ч.1 ст.33, ст.36 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе»: расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (в связи с выходом на пенсию). Согласно ч.1 ст.20 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО «О государственных должностях Ульяновской области» лицо, замещавшее государственную должность не менее одного года и освобожденное от государственной должности (за исключением случаев освобождения от государственной должности, связанного с виновными действиями лица, ее замещавшего), имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии. После увольнения она обратилась в администрацию Ульяновской области по вопросу назначения и выплате ей доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет как лицу, более 1 года замещавшему государственные должности. Устно ей было отказано в этом без каких-либо оснований. В марте 2016г. она письменно обратилась к заместителю Председателя Правительства Ульяновской области – Министру здравоохранения ФИО4 по вопросу признания ее права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Обращение было перенаправлено в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. Письмом от 18.03.2016г. ей было отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему государственную должность Ульяновской области, поскольку должность «директор Департамента» не включена в перечень государственных должностей Ульяновской области. Полагает, что она имеет право на назначение ей доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет по следующим основаниям. Департамент здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области в период с 2005 года по 2012 год являлся органом исполнительной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области. Согласно Положению, Департамент является самостоятельным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере здравоохранения, не входил в состав иных органов государственной власти; Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области. Функции Департамента были аналогичны функциям Министерства – определение основных направлений развития здравоохранения, разработка региональной стратегии развития здравоохранения и фармации; подготовка проектов правовых актов органов государственной власти Ульяновской области по вопросам здравоохранения, фармацевтической деятельности и обращения лекарственных средств. С мая 2007г. Департамент, по сути, выполнял функции Министерства, а она, будучи директором Департамента – функции министра. На следующий месяц после ее увольнения было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно которому функции Министерства аналогичны функциям Департамента. Должность директора Департамента относилась к категории руководителей главной группы органа исполнительной власти. 27.11.2007г. распоряжением Правительства Ульяновской области Департамент был переименован в Министерство здравоохранения Ульяновской области. Должность руководителя Департамента стала именоваться должностью «министр», была включена в перечень государственных должностей Ульяновской области. В дальнейшем в Перечень государственных должностей были включены должности гражданской службы «министр» и «директор департамента». Таким образом, должность «директор департамента» была переименована в аналогичную должность «министр». При наличии стажа государственной гражданской службы около 3 лет имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии. В связи и чем просит признать незаконным отказ Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области в праве назначения и выплаты ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как лицу, ранее фактически замещавшему государственную должность Ульяновской области. Признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, ранее фактически замещавшему государственную должность Ульяновской области. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области зачесть период ее работы с 22.02.2005г. по 13.11.2007г. в специальный стаж работы для установления ей ежемесячной доплаты к пенсии, а также назначить и выплачивать ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии, в соответствии со ст.20 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО «О государственных должностях Ульяновской области» как лицу, ранее фактически замещавшему государственную должность Ульяновской области. Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины.

Истица ФИО1 ФИО13. и ее представитель ФИО2 ФИО14 в судебном заседании исковые требования поддержали. Дали пояснения, аналогичные доводам искового заявления, указывая, что истица фактически исполняла функции министра, то есть государственной должности.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (ранее Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области) ФИО3 ФИО15 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что замещаемая истицей должность директора Департамента здравоохранения и фармации администрации Ульяновской области не относилась к государственной должности Ульяновской области. Должность директор Департамента относится к государственной гражданской службе Ульяновской области. Поэтому у истицы отсутствует право на получение ежемесячной доплаты в соответствии с ч. 6 ст.20 Закона Ульяновской области № 06-ЗО. Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Истица должна была обращаться с заявлением о назначении ей доплаты в кадровую службу государственного органа, которая вела ее личное дело, то есть в Правительство Ульяновской области. Для назначения пенсии в соответствии со ст.7 Закона Ульяновской области от 09.11.2010г. № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» требуется наличие стажа гражданской службы не менее 15 лет. Стаж гражданской службы истицы составляет 3 года 9 месяцев 11 дней. Министерство не принимало решение об отказе ФИО1 ФИО16 в назначении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии со ст.20 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО. В иске просит отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Губернатора Ульяновской области и представитель третьего лица Правительства Ульяновской области ФИО5 ФИО17 в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы представителя Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, указав, что должность директор Департамента не указана в Перечне государственных должностей, влекущих право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.

Представитель привлеченного к участию в деле Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Решение оставляет на усмотрение суда.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 20 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО «О государственных должностях Ульяновской области» предусмотрено назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности.

Согласно ч.1 ст.20 указанного Закона, лица, не менее трех лет замещавшие государственные должности (за исключением государственной должности Губернатора Ульяновской области) и в период замещения государственных должностей достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, после прекращения осуществления должностных полномочий (в том числе досрочно) по основаниям, не указанным в пункте 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), имеют право на получение ежемесячной доплаты к назначенной им страховой пенсии (далее - пенсия за выслугу лет), которая устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии за выслугу лет при замещении государственных должностей от трех до пяти лет составляла 55 процентов, а свыше пяти лет в совокупном исчислении - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по государственной должности, в период замещения которой такие лица достигли пенсионного возраста или потеряли трудоспособность, либо по выбору этих лиц по последней замещавшейся ими после нее государственной должности.

Согласно п.п.5,6,7 ст.20 данного Закона, лицо, прекратившее осуществление должностных полномочий, подает заявление об установлении пенсии за выслугу лет и документы (копии документов), предусмотренные пунктами 2 - 4 части 4 настоящей статьи, в государственный орган Ульяновской области, кадровая служба которого вела его личное дело. Кадровая служба соответствующего государственного органа Ульяновской области не позднее десяти рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении пенсии за выслугу лет и документов (копий документов), предусмотренных пунктами 2 - 4 части 4 настоящей статьи, осуществляет их проверку и подготавливает проект распоряжения лица, указанного в части 7 настоящей статьи, об установлении либо об отказе в установлении пенсии за выслугу лет. Распоряжение об установлении (об отказе в установлении) пенсии за выслугу лет лицу, прекратившему осуществление должностных полномочий по государственной должности, указанной в пунктах 1, 3 - 5, 8, 9, 11 и 26 статьи 3 настоящего Закона, а также об установлении (об отказе в установлении) пенсии за выслугу лет лицу, прекратившему осуществление должностных полномочий, в случае, предусмотренном третьим предложением части 5 настоящей статьи, издает Губернатор Ульяновской области.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО государственными должностями признаются должности, устанавливаемые Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Ульяновской области, включенные в перечень государственных должностей, утвержденный настоящим Законом.

В статье 3 данного Закона содержится исчерпывающий перечень государственных должностей Ульяновской области.

09.11.2010г. был принят Закон Ульяновской области № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», который предусматривает пенсионное обеспечение лиц, замещавших должность государственной гражданской службы Ульяновской области.

Однако «государственная должность» и «должность государственной гражданской службы» не являются тождественными понятиями.

Распоряжением Главы администрации Ульяновской области № 301-р от 28.03.2005г. ФИО1 ФИО18., исполняющая обязанности руководителя Департамента здравоохранения и фармации администрации Ульяновской области была назначена с 28.03.2005г. на должность государственной гражданской службы директора Департамента здравоохранения и фармации администрации Ульяновской области.

Приказом от 13.11.2007г. № 221 Департамента здравоохранения и фармации Правительства Ульяновской области на основании распоряжения Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области № 24-пр/к от 12.11.2007г. ФИО1 ФИО19 – директор Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию.

Согласно Перечню государственных должностей, указанных в ст.3 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО «О государственных должностях Ульяновской области», в данном Перечне имеется должность «министр Ульяновской области», но не включена в Перечень должность «директор департамента».

Действительно, анализ Положений о Департаменте здравоохранения и фармации администрации Ульяновской области, о Департаменте здравоохранения и фармации Ульяновской области, а также Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области позволяет сделать вывод о том, что многие функции данных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области являются схожими, а также во многом были тождественны функции руководителей данных органов: директора Департамента и министра (руководителя министерства).

Однако сам по себе факт тождественности должностных функций руководителей различных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области не имеет правового значения при определении права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии со ст.20 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО.

Получение данной доплаты связано именно с занимаемой должностью в системе должностей Ульяновской области.

Должность руководителя Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области, которую занимала истица, относится к государственной гражданской службе Ульяновской области. А к государственной должности, согласно Перечню, размещенному в ст.3 Закона Ульяновской области от 30.01.2006г. № 06-ЗО, относится должность «министр».

ФИО1 ФИО20 должность министра не занимала. В период, когда она замещала должность директора Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области, существовала и должность Министра здравоохранения и социальной поддержки населения Ульяновской области, которую занимали ФИО8, а затем ФИО9

Тот факт, что постановлением Губернатора Ульяновской области от 07.11.2007г. № 76 Министерство здравоохранения и социальной поддержки населения было упразднено, а Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области преобразован в Министерство здравоохранения Ульяновской области, юридического значения в данном деле не имеет, поскольку реорганизация исполнительных органов государственной власти Ульяновской области не влечет за собой изменения правового статуса данных органов, а также их руководителей, имевшегося до их реорганизации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания за ФИО1 ФИО21. права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, ранее замещавшему государственную должность Ульяновской области – не имеется.

Соответственно, не имеется оснований и для возложения на ответчиков обязанности назначить и выплачивать истице данную доплату.

Требование истицы о зачете ей периода работы с 22.02.2005г. по 13.11.2007г. в специальный стаж для установления ежемесячной доплаты к пенсии не является исковым требованием, так как не влечет за собой правовых последствий, поскольку назначение данной доплаты связано с наименованием замещаемой должности, дающей право на получение данной доплаты.

Кроме того, истица просит признать незаконным отказ Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (правопреемником которого, согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 20.06.2016г. № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области», является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) в праве назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Однако вопросы назначения и выплаты данной доплаты не входят в компетенцию Министерства, Министерство не принимало каких-либо решений об отказе ФИО1 ФИО22 в назначении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Получив из Правительства Ульяновской области обращение истицы, Министерство дало разъяснение о порядке назначения ежемесячной доплаты к пенсии. Отказа Министерства в назначении ежемесячной доплаты не имеется.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 ФИО23 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО24 о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную доплату к трудовой пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова