ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1023/18 от 15.05.2019 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-63/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос 15 мая 2019 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Рочевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Апанасевич М.С. к АО «Коми энергосбытовая компания» о перерасчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды,

установил:

истец обратился в суд с настоящим иском, в котором, с учетом дополнения, просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с <дата> по <дата> года в сумме 121 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000руб. В обоснование указал, что проживает по адресу: <адрес>. Ответчиком незаконно начисляются счета с <дата> года на общедомовые нужды по электроэнергии, так как освещение подъезда, являющегося местом общего пользования, осуществляется за счет лампочки, которая подключена к внутриквартирной системе энергоснабжения и внутриквартирному счетчику, следовательно, предъявляются двойные счета.

Истец, представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела.

Ранее в судебных заседаниях истец Апанасевич М.С. заявленные требования поддержал, дополнил, что под перерасчетом понимает исключение из начислений за электроэнергию сумм на общедомовые нужды. Также пояснил, что дом, в котором живет, сначала принадлежал <адрес> леспромхозу, а потом его передали администрации, а электросети - энергетикам. Более 10-15 лет назад энергетики обнаружили, что подъезд незаконно освещается, после чего проводку в подъезде отрезали, каких-либо актов при этом не составлялось. Подключение было напрямую к вводу в дом, а не от счетчиков. Таких было три дома. Какое-то время света в подъездах не было, потом энергетики предложили жильцам подключиться к своим счетчикам, что и было сделано: над дверью каждой квартиры установлена отдельная лампочка, которая подключена к квартирному счетчику. Если нужно, каждый жилец из своей квартиры включает свет подъезде. В подъезде 4 квартиры и 4 лампочки, лампочки над входами каждой квартиры; у каждого свой учет электроэнергии. Кто предложил так подключиться, не помнит, допустил, что было какое-то обсуждение между энергетиками и жителями. Подключали по очереди, не всем сразу. Подключили вместо звонка. Электрики приходили регулярно, в год раза 2-3, проверяли счетчики. Никаких замечаний с их стороны по такой системе подключения не было. До <дата> года платили только по квартирному счетчику; а с апреля в квитанциях стали начислять суммы за общедомовые нужны. Однако, то что начисляется за освещение подъезда, уже учтено в показаниях счетчика. Какие либо розетки, электроприборы вне квартир отсутствуют. По данному факту истец обращался в энергосбытовую компанию, прокуратуру. Приезжала комиссия, данный факт подтвердила. При этом, жильцам двух других домов счета на общедомовые нужды не выставляются. С <дата> истец вносит плату только по счетчику, оспариваемые платежи не вносит, так как считает их незаконными. Управляющей компании в доме нет, способ управления не выбран, средства на капремонт вносит. Роспотребнадзор предлагает провести капитальный ремонт дома и установить общедомовой прибор учета, но для этого нужды деньги, жильцы данный вопрос обсуждали и планируют это сделать в будущем при появлении возможности. Моральный ущерб связывает с тем, что несколько раз приходилось приезжать в Корткерос, тратить деньги, писать жалобы, стал нервничать, нарушился сон.

В отзыве представитель ответчика с требованиями не согласился. В обоснование указал, что начисление платы за электроэнергию истцу производилось на основании Постановления Правительства РФ № 354. До <дата> плата за общедомовые нужды не начислялась, так как ответчик не знал о наличии мест общего пользования в многоквартирном жилом <адрес>, где проживает истец. Выявив наличие таких мест и факт отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, начисление за спорный период было выполнено по нормативам потребления электрической энергии. Правилами не предусмотрен иной способ начисления платы за электрическую энергию при отсутствии общедомового прибора учета.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Куломском районе в отзыве указал на согласие с заявленными требованиями.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно положениям ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со стст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 153, ст. 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги включает в себя, помимо прочего, плату за электроснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя, помимо прочего, плату за электрическую энергию, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 154).

Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Ст. 156 ЖК РФ закреплено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства ( ч.1). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ( ч.9.1). Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.2). При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 9.3).

В силу чч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).

Подп. «г» п. 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

П. 33 Правил закреплено право потребителя (подп. «к(3)») требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; требовать от исполнителя с привлечением ресурсоснабжающей организации и при необходимости иных лиц, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (подп. «к(5)»).

В соответствии с подп. «и» п. 33, п. 40 Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подп. «е(2)» п. 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в п. 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 48), то есть пропорционально площади принадлежащего собственнику жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила № 491) в состав общего имущества, помимо прочего, включаются:

- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома…

В силу п. 7 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Ч. 12 ст. 13. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 01.01.2012… организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований чч. 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных чч. 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в чч. 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных чч. 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 01.01.2021 (в отношении объектов, предусмотренных чч.3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 01.01.2019 (в отношении предусмотренных чч. 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Судом установлено, что истец Апанасевич М.С. является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной в жилом многоквартирном <адрес>.

По сведениям истца и информации администрации сельского поселения «Мордино» от <дата>, <дата> все <...> квартир указанного жилого дома приватизированы, находятся в собственности граждан. Способ управления жилым домом собственниками не выбран.

Не оспаривается ответчиком, что ресурсоснабжающей организацией по обеспечению граждан, проживающих на территории <адрес> в части электроснабжения является АО «Коми энергосбытовая компания», которой осуществляется начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию.

Усматривается из представленных в материалы дела платежных документов - квитанций, что в <дата> года истцу производилось начисление платы за электрическую энергию по показаниям прибора учета электроэнергии и отдельной строкой – за элекроэнергию на общедомовые нужды, исходя из утвержденных нормативов потребления электрической энергии. В общей сумме за <дата> месяцев <дата> истцу за общедомовые нужды начислено 121руб., что не оспаривается ответчиком.

Истец, полагая данные действия по начислению платы на общедомовые нужды незаконными, в обоснование указывает, что в жилом доме, расположенном в <адрес>, места общего пользования (подъезды) общим освещением не оборудованы. Освещение второго подъезда производится за счет лампочек, которые расположены над каждой квартирой и подключены из этих квартир. Учет потребленной лампочками энергии отражается в показаниях индивидуального квартирного прибора учета.

В рамках обжалования действий ответчика истец обратился жалобой к ответчику, которым в перерасчете истцу отказано, а также в контролирующие органы, в том числе Государственную жилищную инспекцию Корткеросского района.

Инспекцией по жалобе истца <дата> в присутствии электромонтера Корткеросского РЭС Мординского участка АО «МРСК Северо-Запада» Комиэнерго РПО «ЮЭС», ФИО1, жильцов <адрес> проведен осмотр второго подъезда указанного жилого дома, в ходе которого установлено следующее:

во втором подъезде многоквартирного жилого <адрес>» на дверных наличниках установлены патроны с электрическими лампочками указанных квартир. Провода от патронов заведены в квартиры к электровыключателям, расположенным внутри квартир и включаются непосредственно в квартирах. Электропровода от выключателей ведут непосредственно к квартирным электросчетчикам. В подъезде располагается коробка от электросчетчика (пустая), имеется электропровод с потолка с электропатроном (без лампочки), электропитание не подведено. При включении электровыключателя, расположенного в подъезде, включенная лампочка не загорается. Аналогично на 1 этаже этого подъезда жилого дома, свет включается из квартир №ХХХ и ХХХ Уличная лампочка подключена к квартире ХХХ, что подтверждено путем поочередного отключения автоматических выключателей, расположенных в электрощите, расположенном на втором этаже 2 подъезда. Таким образом, все электролампочки, расположенные в местах общего пользования 2 подъезда многоквартирного <адрес>, подключены к квартирным электросчетчикам.

Результаты осмотра оформлены в акте визуального осмотра от <дата>.

Свидетель Апанасевич Н.В., супруга истца, пояснения последнего подтвердила, указав, что существующая система электроснабжения в доме уже лет 12-14, с тех пор, как обрезали коридорную электроэнергию, после развала леспромхоза. Сначала энергетики пришли, обрезали, не сказав ничего и ничего не предложив. Затем каждый собственник поставил лампочку себе и вывел на свой счетчик. Эти работы в их с мужем квартире делал электрик ФИО2, за плату, просверлил в доме дырку и вывел лампочку от счетчика. В <дата> году несколько раз приезжали проверки, отключали все оборудование и проверяли, как работает лампочка. До апреля 2018 года счета за общедомовые нужды не выставлялись. Всего в поселке три дома с такой системой, однако почему-то в двух других домах плату за общедомовые нужды не начисляют.

Свидетель ФИО2 суду пояснил, что истец живет в восьмиквартирном двухподъездном, двухэтажном доме. Сам он электриком работал примерно в <дата> году в ЗАО «Двина», в Коми энергосбытовой компании не работал. Несколько раз его приглашали поменять счетчик в доме истца. В дом истца заходил, в оба подъезда, в подъездах всегда темно. Примерно в <дата> годах истец попросил свидетеля вывести свет, чтобы со своего счетчика лампочка включалась и над дверью загоралась, в ходе работ свидетель поставил новый патрон, светильник; лампочка установлена вместо звонка, рядом с дверью. Эта лампочка включается в квартире отдельным выключателем. Раньше была общая лампочка в подъезде, но хозяева попросили поменять; о причинах не интересовался. Истец платит по своему счетчику, сколько намотает, счетчик установлен в квартире. Есть ли общедомовой прибор учета в доме, не знает.

Свидетель ФИО3 суду пояснил, что около 6 лет работает электромонтером в Мординском участке электросетей. По служебной надобности неоднократно заходил в дом и квартиру истца, в том числе менял счетчики практически во всех квартирах. В настоящее время с каждой квартиры выходит выключатель, отдельный провод идет на лампочку. Такая система во всем доме. Как-то приходил по просьбе истца и составлял акт осмотра, но в акте не указывается, что лампочка идет отдельно. В подъезде истца общей лампочки нет, над каждой дверью своя лампочка. Провода от счетчика идут в коробку и от распределительной коробки идут к лампочке. Провода идут именно от квартирного счетчика. Не помнит, откуда идет включение света. Учет потребленной энергии ведется в квартирном счетчике. Так было с момента начала работы свидетеля в Мординском участке. Когда меняли счетчики, свидетель проверял правильность подключения и ставил пломбы. Общедомового прибора в доме истца нет, причины тому не знает. В подъездах нет розеток и какого-либо оборудования и приборов, общего освещения. Провода скрыты под штукатуркой, считает, что нет возможности установить общедомовой прибор учета, так как вся проводка скрыта, просто так до нее не добраться, надо все разобрать. До руководства свидетель не доводил информацию о системе электроснабжения мест общего пользования в доме, у него об этом никто не спрашивал.

Наличие существующей системы электроснабжения мест общего пользования в обоих подъездах жилого <адрес> также подтверждено в ходе осмотра данного дома, состоявшегося <дата> по поручению суда в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, в ходе которого присутствовал и представитель ответчика.

Доводы ответчика о наличии в <адрес> мест общего пользования подтверждаются как пояснением истца, свидетелей, так и техническим паспортом на многоквартирный жилой дом. К таковым отнесены коридоры подъездов, крыльца, крыша.

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Между тем, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не приведено доказательств, что в доме имеется действующая система электроснабжения мест общего пользования (общедомовое имущество). Также не доказано, что жильцы дома, в частности, истец, по своей воде произвели отключение электроснабжения мест общего пользования дома. Учитывая, что в течение длительного времени плата электроснабжение место общего пользования не осуществлялось и соответствующие платежи жильцам не начислялись, с апреля 2018 года ответчиком стали производиться спорные начисления без проведения каких- либо мероприятий по установления наличия для этого оснований, лишь основываясь на данных технического паспорта дома.

Кроме того, суд учитывает следующее.

Из Акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от <дата>, составленного по результатам обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии в <адрес>, проведенного путем осмотра с участием представителя администрации СП «Мордино», представителя жильцов дома ФИО4, начальника Корткеросского участка по учету электрической энергии ПО «Южные электрические сети», заведующей отделом архитектуры и строительства администрации МР «Корткеросский» ФИО5, установлено отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета электроэнергии в данном жилом доме без капитального ремонта внутридомовых сетей электроснабжения.

В ходе осмотра дома ХХХ от <дата> также подтверждено, что внутри дома возможность установить общедомовый прибор учета без проведения капитального ремонта внутридомовой электропроводки отсутствует.

При этом, Акт обследования от <дата>, оформленный в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года №627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" кем либо, в том числе ответчиком не оспорен.

Более того, из материалов дела не следует, что ответчик предпринимал меры по установке общедомового прибора учет электроэнергии как путем соответствующей работы с собственниками жилых помещений, так и путем обращения суд с требованием об обязании выполнить данные работы, а равно, что им самим приняты меры по установке такого прибора учета с последующим возмещением расходов с собственников, как то предусмотрено законом об энергосбережении.

При этом, приведенные нормы законодательства не предусматривают начисление платы на общедомовые нужды при отсутствии таковых.

Учитывая изложенное, действия ответчика по начислению платы на электроэнергию на общедомовые нужды в спорный период, являются неправомерными, а потому требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет такой платы является обоснованным.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской, Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным основанием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поскольку ответчиком были нарушены права истца, как потребителя, при начислении ему спорных сумм, суд при определении размера компенсации морального вреда, с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, требований разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1000 руб.

Ч. 1 ст. 88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с тем, что по спорным отношениям истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"), то в силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление Апанасевича М.С. удовлетворить частично.

Обязать АО «Коми энергосбытовая компания» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды в сумме 121руб. за период с апреля по ноябрь 2018 года.

Взыскать АО «Коми энергосбытовая компания» в пользу Апанасевича М.С. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать АО «Коми энергосбытовая компания» в бюджет муниципального района «Корткеросский» государственную пошлину размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Корткеросский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Федотова М.В.

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.