ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1023/2022КОПИ от 19.08.2022 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2- 1023/2022 копия

УИД 33RS0002-01-2021-007554-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владимир 19 августа 2022 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Лесун Н.Г.,

при секретаре Цареве М.А.,

с участием истца Райковой В.Н.,

представителей ответчиков Опариной А.Н., Точилина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Райковой Веры Николаевны, действующей в своих интересах и интересах неопределенного круга лиц - жителей многоквартирного жилого дома к АО «Энергосбыт Плюс», ООО «Т Плюс ВКС» о признании действий по установке общедомового прибора учета по горячему водоснабжению незаконным, об обязании демонтировать общедомовой прибор учета по горячему водоснабжению, об обязании выполнить перерасчет за установку общедомового прибора учета по горячему водоснабжению, назначить ответственного за снятие показаний, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Райкова В.Н., действующая в своих интересах и интересах неопределенного круга лиц - жителей многоквартирного жилого дома первоначально обратилась в суд с уточненным иском к АО «Энергосбыт Плюс» о признании действий по установке общедомового прибора учета по горячему водоснабжению незаконным, об обязании демонтировать общедомовой прибор учета по горячему водоснабжению, об обязании выполнить перерасчет за отопление, об обязании выполнить перерасчет за установку общедомового прибора учета по горячему водоснабжению, назначить ответственного за снятие показаний, взыскании штрафа.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве соответчика привлечено АО «ВКС».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве соответчика привлечено ООО «Т Плюс ВКС».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена АО «ВКС» на правопреемника ООО «Т Плюс ВКС».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство в части требований об обязании выполнить перерасчет за отопление.

В обоснование иска указано, что в года на сетях отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: ресурсоснабжающая компания АО «ВКС» установила общедомовые приборы для учета расходов теплоносителя.

В квитанциях за декабрь истцу (лицевой счет ###) и иным собственникам помещений в доме, выставлена сумма для оплаты «расходов на установку ОДПУ теплоэнергии». Расчет и выставление квитанции произведено от имени от Владимирского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс", являющегося платежным агентом АО «ВКС». В качестве поставщика услуг и получателя денежных средств в квитанции указано АО «ВКС».

Общая стоимость услуг по установке ОДПУ в указанном доме составила 455 576 руб., в том числе 170 891 руб. - за установку приборов учета на сети горячего водоснабжения и 284 685 руб. - за установку приборов учета на сети отопления. При этом не понятно, кто является ответственным за снятие показаний по приборам учета по отоплению дома.

Истец считает, что расходы на оплату услуг по установке приборов учета на системе горячего водоснабжения выставлены истцу и другим собственниками помещений в многоквартирном жилом доме незаконно, исходя из следующего.

Порядок организации коммерческого учета на источнике тепловой энергии и в тепловых сетях; определение количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя; определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем, для подключений через центральный тепловой пункт (ЦТП), индивидуальный тепловой пункт (ИТП), от источников тепловой энергии, а также иных способов подключения; определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии; определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями; порядок корректировки показателей расхода тепловой энергии за время отсутствия показаний приборов учета в течение неполной продолжительности отчетного периода (в том числе расчетным путем) в Российской Федерации определяется на основании «Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.03.2014 №99/пр).

Методика, в числе прочего, также определяет: а) схемы оснащения узлов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - УУТЭ) измерительными системами учета или теплосчетчиками и средствами измерения параметров теплоносителя и других величин, с использованием которых определяются количество тепловой энергии, теплоносителя, отпущенных источником тепловой энергии, переданных по тепловым сетям, полученных потребителями в различных системах теплоснабжения (закрытые; открытые), при различных видах теплоносителя (вода; пар), с различными способами присоединения теплопотребляющих установок (независимое; зависимое); б) алгоритмы определения количества, отпущенных источниками тепловой энергии, переданных в тепловых сетях, включая смежные, полученных тепловой энергии, теплоносителя. Согласно пункту 43 Методики:

«Теплосчетчики узла учета системы отопления потребителей должны регистрировать за час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры:

а) количество воды, полученной по подающему трубопроводу, м ;

б) количество воды, возвращенной по обратному трубопроводу (при установке второго расходомера), м ;

в) среднее значение температуры теплоносителя по подающему и обратному
трубопроводам за час, °С;

г) среднее значение давления теплоносителя по подающему и обратному
трубопроводам за час, Мпа;

д) время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах, час.»

Пунктом 44 Методики установлено: «Теплосчетчики узла учета системы горячего водоснабжения (далее - ГВС) потребителей должны регистрировать за час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры:

а) массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу, т;

б) массу теплоносителя, возвращенного по циркуляционному трубопроводу, т;

в) средневзвешенное значение температуры теплоносителя по подающему и
циркуляционному трубопроводам за час, °С;

г) среднее значение давления теплоносителя по подающему и циркуляционному трубопроводам за час, Мпа;

д) время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах, час.

При отсутствии циркуляционного трубопровода соответствующие приборы не устанавливаются».

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установление в Приложении №1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года №485/пр.

Согласно подпункту «а» пункту 2 Приложения №1 к приказу №485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

В многоквартирном жилом доме по адресуцентрализованная система теплоснабжения. Система отопления состоит из подающего и циркуляционного трубопроводов (две трубы). Система горячего водоснабжения не оборудована циркуляционным трубопроводом (одна труба).

Порядок учета тепловой энергии, теплоносителя у потребителей, подключенных к системе централизованного теплоснабжения через ЦТП, определяется положениями подраздела «Отопление от ЦТП» Главы V Методики.

Как следует из Акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ### установка приборов учета производилась на основании Проекта ###, разработанного в ДД.ММ.ГГГГ «ТЕПЛОВОДОХРАН» и Технических условий ### от ДД.ММ.ГГГГ.

Проект содержал принципиальную схему узла учета системы ГВС (лист 10) и монтажную схему узла учета системы ГВС, которые подтверждают отсутствие в многоквартирном жилом доме циркуляционного трубопровода (одна труба).

Лист 1 Раздела «Спецификация оборудования и материалов» предусматривал установку на системе ГВС теплосчетчика «Пульсар», расчет тепловой энергии проектировщики предложили производить по формуле расчета тепла ###.

Однако, из Руководства по эксплуатации (паспорта) Теплосчетчика «Пульсар» (производитель ООО НПП «ТЕПЛОВОДОХРАН») следует, что формула ### (###) ) применима для закрытой системы теплоснабжения с двумя расходомерами (Приложение Г, страница 15 Паспорта прибора учета).

Поскольку система горячего водоснабжения указанного многоквартирного жилого дома не оборудована циркуляционным трубопроводом (одна труба), установить два расходомера (счетчика) на системе ГВС технически не представляется возможным. Отсутствие циркуляционного трубопровода подтверждается фотографиями, сделанными на сетях горячего водоснабжения в доме по адресу:

Следовательно, производить расчет количества тепловой энергии на цели ГВС по указанной формуле (с применением показателей на подающем и обратном трубопроводе) также невозможно.

Проектная документация противоречит указанным требованиям Методики и выполнена без учета Паспорта прибора учета.

Таким образом, оснований для установки теплосчетчика (в комплекте с другим сопутствующим оборудованием) на системе ГВС указанного многоквартирного дома у ответчиков не имелось. Равно как и не имелось оснований для возложения на истца и других собственников обязанности по возмещению стоимости работ по установке ОДПУ на системе ГВС в сумме 170 891 руб.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ### (Правила ###).

Пунктом 38(1) Правил №491 установлено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание, незаконность установки ОДПУ ТЭ на ГВС собственники дома имеют право обжаловать выставленный счет и требовать возврата незаконно выставленной суммы, возмещения убытков.

Согласно представленному расчету жителям дома, в том числе и истцу, начислено за установку ОДПУ на ГВС 170 891 руб. (истцу -1 792,40 руб.).

До обращения в суд истец неоднократно обращалась к АО «ВКС» по вопросу незаконной установки ОДПУ на ГВС и возврату указанных выше денежных средств. Данные требования, оставлены без удовлетворения.

На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования, просит суд признать действия ответчиков по установке общедомового прибора учета по горячему водоснабжению незаконными; обязать демонтировать общедомовой прибор учета по горячему водоснабжению, установленный на сетях горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: (в том числе оборудование и иные элементы в объеме, указанном в Акте приемки выполненных работ ### от ДД.ММ.ГГГГ), в течение месяца после вступления решения суда в законную силу; выполнить перерасчет жителям дома за установку общедомового прибора учета по горячему водоснабжению, исключив сумму в размере 170 891 руб., как незаконно начисленную жителям дома, в том числе и Райковой В.Н., назначить ответственного за снятие показаний по приборам учета по отоплению дома; взыскать в пользу истца штраф в размере 896, 20 руб. (1792,40/2) за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В судебное заседание истец Райкова В.Н. доводы уточненного иска поддержала в полном объеме, дав аналогичные пояснения.

Представители ответчиков АО «Энергосбыт Плюс», ООО «Т Плюс ВКС» по доверенности Опарина А.Н., Точилин С.А.в судебном заседании с требованиями иска не согласились, указали, что АО «Энергосбыт Плюс» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществляло деятельно на основании агентского договора, заключенного с теплоснабжающей организацией АО «ВКС». Также указали, что законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирном доме (МКД), введенном в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязаны обеспечить оснащение МКД ОДПУ используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении закреплен механизм принудительного оснащения МКД приборами учета, в случае, когда собственники в установленный законом срок не исполнили обязанности по самостоятельной установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе по оснащению МКД ОДПУ тепловой энергии.

В случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по его оснащению ОДПУ, указанные действия обязана осуществить ресурсоснабжающая организация (РСО) в отношении приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых она осуществит (в соответствии с частями 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Установленный РСО ОДПУ тепловой энергии (горячего водоснабжения) должен быть введен в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (Правила № 1034).

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учета, оплатить расходы на установку этих приборов учета и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию (в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).

В соответствии с пунктом 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (Правила № 491), в случае, если собственники помещений в МКД не обеспечили оснащение такого дома ОДПУ и он был установлен, собственники обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета. Счета на оплату расходов на установку ОДПУ с указанием общего размера расходов на установку такого прибора и доли расходов на его установку, бремя которых несет собственник помещения, выставляются последнему организацией, осуществившей установку прибора учета. Доля расходов на установку ОДПУ, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Таким образом, на собственника законом возложена обязанность по установке ОДПУ либо же несению расходов на обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ (если данная обязанность за собственника была исполнена РСО).

В связи с тем, что собственниками МКД не была исполнения обязанность по установке ОДПУ, то РСО (АО «ВКС») установило принудительно ОДПУ, что согласуется с нормами законодательства.

В п.44 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (Методика № 99/пр), перечислены параметры, которые должен учитывать прибор учета, как по подающему, так и по циркуляционному трубопроводу.

При этом в том же пункте Методике № 99/пр указано, что при отсутствии; циркуляционного трубопровода соответствующие приборы не устанавливаются, т.е. не весь узел учета не устанавливается, а только та часть, которая должна быть на циркуляционном трубопроводе. Соответственно на подающем трубопроводе прибор учета должен стоять и работать в соответствии с Правилами № 1034. Во Владимире в жилых домах установлено два вида счетчиков. В домах старого фонда устанавливается входной счетчик при отсутствии циркуляционного трубопровода. Данный прибор технически возможен для установки, по такой схеме во Владимире работает около двухсот домов.

Ссылка Райковой В.Н. на приказ Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» необоснованна, поскольку данный приказ устанавливает критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета горячей воды, тепловой энергии в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, отоплению.

Это говорит о том, что в зависимости от конструкции системы внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, отопления применяются приборы учета соответствующего вида.

Доказательства того, что спорный МКД не может быть оснащен ультразвуковым прибором учета (Пульсар V37), истец не предоставляет. Подтверждающих документов о необходимости реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей, истец также в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил. Кроме этого п.10 Правил №1034 установлено, что в случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний, доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором. В установлено оборудование дистанционного снятия показаний прибора учета. До настоящего времени ни управляющая организация, ни потребитель не обращались в РСО за доступом к указанной системе.

Исходя из вышеизложенного, представители ответчиков полагали требования истца об обязании признать действия по установке ОДПУ ГВС незаконными, обязании демонтировать ОДПУ ГВС, обязании произвести возврат денежных средств, назначить ответственного за снятие показаний, взыскании штрафа, неправомерными. Просили в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКП г. Владимира «ЖКХ», в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в письменных пояснениях указал, что приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на установлены ресурсно-снабжающей организацией согласно ФЗ №261 «Об энергоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ. Прибор учета ГВС принят предприятием на баланс и обслуживание согласно акту ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Предприятие несет ответственность только за исправное состояние, ремонт и поверку приборов учета энергетических ресурсов, стоящих на балансе предприятия. Выдача квитанций, начисления, расчет, тариф на потребленные энергетические ресурсы, а также начисление платежей за установленные приборы учета, не является прерогативой предприятия.

Передача показаний приборов учета тепловой энергии происходит с помощью автоматизированной системы, установленной РСО. Показания передаются автоматически в тепловую инспекцию, далее передаются в расчетный отдел РСО, где производится расчет и начисления и выдача квитанций жителям на потребленные энергетические ресурсы. Разрешение спора уставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что на сетях отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: ресурсоснабжающая компания АО «ВКС» установила общедомовые приборы для учета расходов теплоносителя – теплосчетчики «Пульсар» на отопление и ГВС (л.д..53-56).

В квитанциях за декабрь ДД.ММ.ГГГГ истцу (лицевой счет ###) и иным собственникам помещений в доме, выставлена сумма для оплаты «расходов на установку ОДПУ теплоэнергии».

Расчет и выставление квитанций произведено Владимирским филиалом АО "ЭнергосбыТ Плюс", на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ###, заключенного с АО «ВКС». В качестве поставщика услуг и получателя денежных средств в квитанциях указано АО «ВКС».

Общая стоимость услуг по установке ОДПУ в указанном доме составила 455 576 руб., в том числе 170 891 руб. - за установку приборов учета на сети горячего водоснабжения и 284 685 руб. - за установку приборов учета на сети отопления

Также установлено, что в многоквартирном жилом доме по адресуцентрализованная система теплоснабжения.

Система горячего водоснабжения не оборудована циркуляционным трубопроводом (одна труба).

Из Акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ### следует, что установка прибора учета ОДПУ на ГВС (Пульсар ### производилась на основании Проекта ###, разработанного НПП «ТЕПЛОВОДОХРАН» и Технических условий ### от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что поскольку система горячего водоснабжения указанного многоквартирного жилого дома не оборудована циркуляционным трубопроводом (одна труба), установить два расходомера (счетчика) на системе ГВС технически не представляется возможным. Следовательно, производить расчет количества тепловой энергии на цели ГВС по формуле (с применением показателей на подающем и обратном трубопроводе) также невозможно. Оснований для установки теплосчетчика на системе ГВС многоквартирного дома не имелось. Соответственно имелось оснований для возложения на истца и других собственников обязанности по возмещению стоимости работ по установке ОДПУ на системе ГВС в сумме 170 891 руб.

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)).

Пунктом 61 Правил N 1034, определено, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

Правилами N 1034 предусмотрена специальная процедура приемки узла учета в эксплуатацию, в ходе которой проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и данным Правилам, соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовый) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

По смыслу статей 210, 249 ГК РФ, пункта 2 статьи 39, пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 28 Правил N 491, собственник помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по оснащению таких домов общедомовыми приборами учета, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расходы по их установке, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В абзаце 4 пункта 38(1) Правил N 491 также содержится оговорка о том, что граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, то есть или равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета, или единовременно, или с меньшим периодом рассрочки.

Из указанных норм при их буквальном толковании следует, что установленная в части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении пятилетняя рассрочка оплаты расходов по установке коллективных приборов учета распространяется только на определенную категорию потребителей, к которой юридические лица и муниципальные образования не относятся.

Установлено и следует из материалов дела, что жителями многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: не была исполнения обязанность по установке ОДПУ, в связи с чем ресурсоснабжающая организация (АО «ВКС») установило принудительно ОДПУ на теплоснабжение и ГВС, что не противоречит вышеуказанным нормам законодательства.

Стоимость услуг по установке ОДПУ за установку приборов учета на сети горячего водоснабжения в указанном доме составила 170 891 руб.

Расчет и выставление квитанций произведено Владимирским филиалом АО "ЭнергосбыТ Плюс", на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ###, заключенного с АО «ВКС». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена АО «ВКС» на правопреемника ООО «Т Плюс ВКС», в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является ООО «Т Плюс ВКС».

Доводы истца о невозможности установки ОДПУ на ГВС, в связи с отсутствием циркуляционного трубопровода, о невозможности производить расчет количества тепловой энергии на цели ГВС по формуле с применением показателей на подающем и обратном трубопроводе, и соответственно возложении на собственников обязанности по возмещению стоимости работ по установке ОДПУ на системе ГВС в сумме 170 891 руб., суд не может принять во внимание.

В соответствии с разделом 2.4. "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утв. Приказом энергетики РФ от 24.03.2003 г N 115 реконструкция тепловых энергоустановок выполняется по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке, подлежит допуску в эксплуатацию органами государственного энергетического надзора.

В данном случае, все узлы учета в МКД по адресу: (ОДПУ на ГВС и теплоснабжение), допущены в эксплуатацию в качестве коммерческих, о чем подписаны акты о допуске в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии, теплоносителя (акты допуска представлены в материалы дела).

В данных актах указано, что узел учета (ОДПУ ГВС) смонтирован в соответствии с проектом ###ДД.ММ.ГГГГ, соответствует техническим условиям ###-### от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует пунктам 62-67 правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ###) (л.д.55).

Как пояснил представитель ответчика ООО «Т Плюс ВКС» Точилин С.А. в пункте Методике ###/пр указано, что при отсутствии; циркуляционного трубопровода соответствующие приборы не устанавливаются, однако не весь узел учета не устанавливается, а только та часть, которая должна быть на циркуляционном трубопроводе. Соответственно на подающем трубопроводе прибор учета должен стоять и работать в соответствии с Правилами ###, что и сделано в доме .

Приказ Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ###/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» устанавливает критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета горячей воды, тепловой энергии в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, отоплению.

Таким образом, в зависимости от конструкции системы внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, отопления применяются приборы учета соответствующего вида.

Между тем истцом документов и доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности установки общедомового приборов учета на ГВС, в материалы дела не представлено, от назначения по делу соответствующей экспертизы, истец отказался.

Подтверждающих документов о необходимости реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей, истец также в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил.

Поскольку материалами дела не установлено обстоятельств незаконности действий ответчика ООО «Т Плюс ВКС», в удовлетворении исковых требований признании действий по установке общедомового прибора учета по горячему водоснабжению незаконным, об обязании демонтировать общедомовой прибор учета по горячему водоснабжению, об обязании выполнить перерасчет за установку общедомового прибора учета по горячему водоснабжению, следует отказать.

Также установлено, что в установлено оборудование дистанционного снятия показаний прибора учета.

Как указал, представитель управляющей компании, передача показаний приборов учета тепловой энергии происходит с помощью автоматизированной системы, установленной РСО. Показания передаются автоматически в тепловую инспекцию, далее передаются в расчетный отдел РСО, где производится расчет и начисления и выдача квитанций жителям на потребленные энергетические ресурсы. До настоящего времени потребитель не обращался в РСО за доступом к указанной системе.

С учетом изложенного, требования истца об обязании назначить ответственного за снятие показаний по приборам учета по отоплению дома, также удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение прав истца, как потребителя коммунальных услуг, истцу отказано в удовлетворении требований о перерасчете, то оснований для взыскания штрафа, не имеется.

Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Райковой Веры Николаевны, действующей своих интересах и в интересах неопределенного круга лиц -жителей многоквартирного дома к АО «Энергосбыт Плюс», ООО «Т Плюс Владимирские коммунальные системы» о признании действий по установке общедомового прибора учета по горячему водоснабжению незаконными, об обязании демонтировать общедомовой прибор учета по горячему водоснабжению, об обязании выполнить перерасчет за установке общедомового прибора учета по горячему водоснабжению, назначить ответственного за снятие показаний, взыскании штрафа– отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Н.Г. Лесун

Решение в окончательной форме изготовлено 26.08.2022

Председательствующий судья подпись Н.Г. Лесун