УИД: 66RS0052-01-2023-001291-80
Гражданское дело № 2-1023/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог Свердловская область 23 октября 2023 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васьковой О.Н.,
при секретаре Махневой Е.А.,
с участием:
помощника Сухоложского городского прокурора Лебедевой ФИО10,
представителя ответчика – ФИО1 ФИО11, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица - ФИО2 ФИО12, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере,
установил:
Сухоложский городской прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам, просит: признать бездействие Администрации ГО Сухой Лог в части не проведения мероприятий, направленных на разработку проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным; возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанность принять меры, направленные на проведение мероприятий по разработке проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанность разработать проектно-сметную документацию по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 05.08.2024.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в соответствии с п. 29 предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ФИО3 области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах № от 04.08.2023, выданного МУП «Горкомсети» в отношении объекта «Станция обезжелезивания», расположенного по адресу: <адрес>, необходимо обеспечить соответствие питьевой воды перед подачей в распределительную сеть в точке отбора требованиям СанПиН № 2.1.3684-21 и СанПиН№ 2.1.3685-21 по показателю «марганец». Согласно уведомлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах от 30.01.2023 № средние уровни санитарно-химических показателей, после водоподготовки, перед подачей в сеть, в распределительной сети за 2022 год не соответствовали нормативам качества питьевой воды в г. Сухой Лог, с. Филатовское, п. Алтынай. В технической экспертизе объекта водоснабжения - централизованной сети холодного водоснабжения ГО Сухой Лог, проведенной ООО «ИНЭФ» в период с 10.02,2022 по 02.03.2022, в таблице № указано, что износ станции обезжелезивания воды (№) составляет от 61 до 80 %. Износ основных фондов более 70%. Также технология очистки воды на станции обезжелезивания устарела и не соответствует современным требованиям, а именно не предусмотрена очистка от марганца и кремния. В связи с чем, необходимо выполнить реконструкцию станции обезжелезивания для приведения качества питьевой воды по марганцу и кремнию до нормативных показателей. Однако Администрацией ГО Сухой Лог, с учетом объема необходимых работ по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, до настоящего времени мероприятий, направленных на разработку проектно-сметной документации, не проведено.
Ответчик Администрация городского округа Сухой Лог в представленном письменном отзыве на иск (л.д.61-63) указали о несогласии с заявленными исковыми требованиями. Указали, что 01.11.2021 между Администрацией городского округа Сухой Лог и АО «Тюменский проектно-изыскательский институт водного хозяйства» заключен контракт в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях реконструкции станции обезжелезивания воды ГО Сухой Лог. Срок выполнения работ по контракту до 15.11.2022. 22.11.2022 подрядчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта. В настоящее время контракт расторгнут, в Арбитражном суде Свердловской области рассматривается спор между сторонами контракта. С учетом выводов судебной экспертизы относительно подготовленных подрядчиком инженерных изысканий, Администрацией будет проведен повторный конкурс по определению подрядчика для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды ГО Сухой Лог. В план график закупок на 2024 год включена закупка «Разработка проектно-сметной документации «Реконструкция станции обезжелезивания воды и водовода от станции обезжелезивания воды до г.Сухой Лог». В связи с чем довод о бездействии Администрации ГО Сухой Лог является необоснованным. Определенный в иске срок является недостаточным и необоснованным для выполнения работ по заявленным требованиям, поскольку Сухоложским городским прокурором не учтено, что разработка проектной документации осуществляется с учетом требований градостроительного законодательства. Исходя из практики разработки проектно-сметной документации линейного объекта срок выполнения работ составляет 12 месяцев, с учетом проведения государственной экспертизы. Считают, что требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедева ФИО13 поддержала заявленные требования в полном объеме. Указала, что необходимо принять меры к устранению выявленных нарушений.
Представитель ответчика ФИО1 ФИО14 поддержала доводы письменного отзыва на иск. Указала, что не согласны с исковыми требованиями, незаконного бездействия не имеется, работы ведутся. Срок выполнения работ до 05.08.2024 – не исполним, работы не будут выполнены.
Представитель ответчика МУП «Горкомсети» ФИО2 ФИО15 в судебном заседании указала, что поддерживает позицию ответчика, бездействия не имеется, сроки должны быть разумными.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с п. 3, 4, 8 ч. 1, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Как установлено в судебном заседании, здание станции обезжелезивания, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве хозяйственного ведения передано Администрацией ГО Сухой Лог МУП «Горкомсети» (л.д.49). Аналогичные сведения указаны в выписке из ЕГРН (л.д.51).
Администрация городского округа Сухой Лог является учредителем МУП «Горкомсети», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.37-44). Основной вид деятельности МУП «Горкомсети» - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с п. 29 Предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям от 04.08.2023 № (л.д.17-21) МУП «Горкомсети» предписано обеспечить соответствие питьевой воды перед подачей в распределительную сеть в точке отбора: кран ХВС подземного резервуара станции обезжелезивания: <адрес>, требованиям табл.3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю - марганец.
Из уведомления Каменск-Уральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № от 30.01.2023 МУП «Горкомсети» (л.д.15-16) следует, что средние уровни санитарно-химических показателей, после водоподготовки, перед подачей в сеть, в распределительной сети не соответствовали нормативам качества питьевой воды в распределительной сети города Сухой Лог: марганец – 0,22мг/л, при величине допустимого уровня не более 0,1мг/л.
В разделе 1 подпрограммы 1 Муниципальной программы городского округа Сухой Лог «Развитие жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, организации благоустройства и повышения энергетической эффективности в городском округе Сухой Лог», утвержденной постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 24.11.2020 №-ПГ, указано, что на станции обезжелезивания производится очистка и водоподготовка воды подземных источников (из Камышловских скважин). Станция построена и введена в эксплуатацию в 1995 году. Износ основных фондов более 70%. Также технология очистки воды на станции обезжелезивания устарела инее соответствует современным требованиям, а именно не предусмотрена очистка от марганца и кремния. В связи с чем, необходимо выполнить реконструкцию станции обезжелезивания для приведения качества питьевой воды по марганцу и кремнию до нормативных показателей.
Согласно Технической экспертизе объекта водоснабжения - централизованные сети холодного водоснабжения городского округа Сухой Лог, с определением возможности поддержания заданных параметров (давление), подготовленного ООО «ИНЭФ» (л.д.22-36) водопроводные сети ГО Сухой Лог (МУП «Горкомсети»), в том числе магистральные, имеют высокий процент износа и не могут нормально функционировать, в частности: большая часть трубопроводов находится в интенсивной эксплуатации более 40 лет; по результатам технической экспертизы, сети водоснабжения имеют средний фактический износ более 80%; значительное количество участков водопроводных сетей имеют износ 100% и полностью исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Износ станции обезжелезивания составляет 61%-80%.
В силу положений ст. 210, ст. 309 ГК РФ городской округ Сухой Лог, как собственник сетей водоснабжения городского округа Сухой Лог, несет бремя содержания принадлежащего имущества.
За МУП «Горкомсети» станция обезжелезивания закреплена на праве хозяйственного ведения, сведений о наличии проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, суду не представлено.
Суд приходит к выводу о том, что у Администрации городского округа Сухой Лог отсутствует проектно-сметная документация по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства не соответствуют требованиям законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, санитарно-эпидемиологического законодательства. На Администрацию городского округа Сухой Лог, как на орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере организации в границах городского округа водоснабжения населения.
Невыполнение ответчиком требований законодательства в части установленных требований к качеству воды, нарушает права неопределенного круга лиц на качественное оказание услуг по водоснабжению, и как следствие, на охрану здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.
На основании чего, требования истца о возложении обязанностей на ответчика, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора о признании бездействия Администрации ГО Сухой Лог в части не проведения мероприятий, направленных на разработку проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, суд приходит к следующему.
01.11.2021 между Администрацией городского округа Сухой Лог и АО «Тюменский проектно-изыскательский институт водного хозяйства» заключен контракт № в соответствии, с которым подрядчик обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях реконструкции станции обезжелезивания воды ГО Сухой Лог, в соответствии с описанием объекта закупки. Сроки выполнения работ в части разработки проектов ЗСО, прохождения экспертиз, согласований, проведения дополнительных лабораторных исследований, составления карт (планов), а также разработки проекта реконструкции станции обезжелезивания воды и проведения изыскательских работ: с даты заключения контракта до 15.11.2022 (л.д.67-80, 86-87).
Контракт № расторгнут 22.11.2022 в одностороннем порядке в связи с отказом исполнителя от исполнения контракта (л.д.88).
В настоящее время в производстве Арбитражного суда Свердловской области гражданское дело №А60-5117/2023 по исковому заявлению АО «Тюменгипроводхоз» к Администрации ГО Сухой Лог о взыскании 6 505 818 руб. (л.д.65,66).
В План-график закупок товаров, работ, услуг на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов (л.д.81-84) под пунктом 62 на 2024 год включена закупка: «Разработка проектно-сметной документации «Реконструкция станции обезжелезивания воды и водовода от станции обезжелезивания воды до г.Сухой Лог».
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации ГО Сухой Лог незаконного бездействия в части в части не проведения мероприятий, направленных на разработку проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог.
Срок для устранения выявленного нарушения, с учетом финансирования ответчика, стоимости устранения выявленных нарушений, суд считает разумным и достаточным установить – до 31.12.2024.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог (ОГРН №) об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанность принять меры, направленные на проведение мероприятий по разработке проектно-сметной документации по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанность разработать проектно-сметную документацию по реконструкции станции обезжелезивания воды городского округа Сухой Лог, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 31.12.2024.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области О.Н. Васькова