Дело № 2-44/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2017 г. г. Уфа
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сагетдиновой А.М.,
при секретаре Черновой Д.И.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Сервис Трейд» о защите прав потребителя
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Сервис Трейд» о защите прав потребителя с последующим уточнением, мотивируя тем, что она < дата > в магазине «Техносила» по адресу: ... был приобретен холодильник «Hotpoint-Ariston» ВСВ31ААЕ (RU) за ...рублей.Дополнительно ей была навязана дополнительная гарантия на три года за ... рублей и доставка «Стандарт» за ...) рублей.В конце мая < дата > года холодильник сломался. Она обратилась в авторизованный сервисный центр. По гарантии был произведен ремонт: устранена утечка хладогена. Однако < дата > холодильник вновь вышел из строя. Она снова обратилась в авторизованный сервисный центр, где определили, что не работают обе камеры из-за утечки в запененной части холодильника. < дата > выдан акт № ... от < дата >, где указано, что ремонт не возможен. Холодильник находился в ремонте в ООО «Урал Техно Сервис» с < дата > по < дата >.< дата > она направила претензию в компанию «Техносила» ООО «Сервис Трейд» с требованием:Расторгнуть договор купли-продажи и возвратить сумму в размере ...) рублей (стоимость холодильника), ...) рублей (дополнительная гарантия на 3 года «Сервис +») и ... (стоимость доставки), т.е. всего ... рублей.Возместить разницу между ценой приобретенного ею холодильника и ценой такого же холодильника на день удовлетворения ее требований, а в случае отсутствия такой же модели в продаже - ценой аналогичной модели.Ответчик ее требования удовлетворить полностью отказался (письмо б/н от < дата >). Просит суд обязать ответчика ООО «Сервис трейд» произвести обмен холодильника «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е (RU) на аналогичную модель холодильника марки «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е С (RU) без дополнительной оплаты, взыскать с ответчика судебные издержки в размере ... руб.. штраф и компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В судебном заседание истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии в соответствии с положениями ст. 0167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения и доводы истицы, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 469 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, среди прочего, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно п. 3 ст. 503 Гражданского кодекса РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
В силу п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В преамбуле Закона РФ от < дата > N 2300-1 "О защите прав потребителей" указано, что существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от < дата > № 15-ФЗ (ред. от < дата >) «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от < дата > N 2300-1 "О защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от < дата > N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним относят к технически сложным товарам.
В судебном заседании установлено, что < дата > истец приобрел холодильник «Hotpoint-Ariston» ВСВ31ААЕ (RU) за ... рублей, гарантийный срок на товар составляет ... месяцев
Совместно с товаром истец приобрел сертификат на сервисное обслуживание Сервис ... от < дата > с дополнительной гарантией на три года за ... рублей.
Согласно п.7 ст.5 Закона РФ от < дата >... «О защите прав потребителей» продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Заключение между сторонами договора купли-продажи сертификата на сервисное обслуживание Сервис С+ влечет за собой возникновение у ООО «СервисТрейд» обязанности в случае обнаружения недостатков товара по истечении гарантийного срока осуществить его сервисное обслуживание: бесплатные устранение неисправностей, транспортировка крупногабаритной бытовой техники весом свыше 5-ти кг, чистка узлов и механизмов, выезд мастера для диагностики и ремонта техники в пределах 50 км от административных границ населенного пункта присутствия магазина Компании либо сервисного центра, имеющего договорные отношения с продавцом, профессиональное консультирование по вопросам эксплуатации техники, замена неремонтопригодного товара.
Сторонами были достигнуты договоренности по содержанию дополнительного обязательства, которые отражены в тексте сертификата, а также продавцом потребителю была предоставлена необходимая информация согласно ст.10 Закона РФ от < дата >... «О защите прав потребителей», о чем свидетельствует личная подпись потребителя на сертификате об ознакомлении с условиями программы Сервис С+.
Условиями сертификата на сервисное обслуживание Сервис+ предусмотрена замена товара в случае признания техники неремонтопригодной.
В мае 2016 года - по истечении гарантийного срока и двухгодичного срока предъявления соответствующих требований продавцу, в товаре в процессе эксплуатации был обнаружен недостаток, в связи с чем истец ФИО1 в рамках сертификата на сервисное обслуживание Сервис + обратилась в сервисный центр ООО «УралТехноСервис» для проведения ремонта товара. Ремонт сервисным центром был произведен.
В < дата > года в товаре вновь проявился недостаток, в связи с чем истец в рамках сертификата на сервисное обслуживание Сервис + обратился в сервисный центр ООО «УралТехноСервис» для проведения ремонта товара. По результатам технической диагностики сервисным центром было установлено, что товар неремонтопригоден, в связи с чем истцу был выдан акт неремонтопригодности № ....
< дата > истец обратился в ООО «СервисТрейд» с письменным требованием о расторжении договора купли-продажи товара; возврате стоимости товара; расторжении договора купли-продажи сертификата Сервис+; возврате денежных средств, уплаченных за доставку товара в размере ... рублей; возмещении разницы между ценой товара установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования.
< дата > ответчиком направлен ответ из содержания которого следует, что истице ФИО3 разъяснено её право на замену товара этой же марки либо на товар другой марки, с соответствующим перерасчетом покупной цены. Товар для замены предложено выбрать из ассортимента товаров, находящихся в продаже в магазине ТЕХНОСИЛА в любое удобное для истицы время в часы работы магазина.
Из содержания сертификата на сервисное обслуживание ... следует, что обслуживание включает в себя замену товара на аналогичный в случае его неремонтнопригодности по письменному заключению сервисного цента. При замене неремонтнопригодного товара на товар этой же марки (этих же моделей и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.
Аналогичный товар - это товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствии такого полностью идентичного товара - товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара (Большой юридический словарь изд. Дом «ИНФРА-М»).
Судом установлено, что холодильник- морозильник марки (модели) «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е (RU) более не производится, согласно ответа ООО «Вирлпул РУС».
Так же судом установлено, что в ассортименте товаров находящихся в продаже в магазине ТЕХНОСИЛА имеется холодильник марки (модель) «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е С (RU).
Ответчиком не представлено доказательств того, что холодильник «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е (RU) и «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е С (RU) имеют существенное различие по характеристикам.
В судебном заседании < дата > представитель ответчика ФИО4 не оспаривал тот факт, что существенной разницы между указанными холодильниками не имеется, отличие составляет лишь объем морозильной камеры. Так у холодильника «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е (RU) объем морозильной камеры больше чем объем морозильной камеры холодильника «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е С (RU).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о замене холодильника Hotpoint-Ariston» ВСВ31ААЕ (RU) на аналогичный модель без дополнительной оплаты подлежат удовлетворению.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав, в том числе взыскание неустойки и компенсация морального вреда.
Рассматривая требования о компенсации морального вреда, суд находит их обоснованными, поскольку в силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Исходя из требований разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда в силу ст. 1101 ГК РФ, учитывая характер нарушенных прав, суд считает возможным взыскать с ООО «Сервис Трейд» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Так как ответчиком претензия была получена, но требования в добровольном порядке не были удовлетворены, с ответчика надлежит взыскать в пользу потребителя штраф в размере ... руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные издержки в размере ... руб.
Исходя из размера удовлетворенной части исковых требований с ответчика ООО «Сервис Трейд» подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме ... руб. по требованию неимущественного характера.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к компание «Техносила» ООО «Сервис Трейд» о защите прав потребителя - удовлетворить.
Обязать ООО «Сервис Трейд» произвести обмен холодильника «Hotpoint-Ariston» ВСВ31ААЕ (RU) на аналогичный товар - холодильник марки «Hotpoint - Ariston» ВСВ 31АА Е С (RU) без дополнительной оплаты.
Взыскать с ООО «Сервис Трейд» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ... руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере ... руб., судебные расходы в размере ... руб.
Взыскать с ООО «Сервис Трейд» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд ... РБ.
Судья А.М. Сагетдинова.