Дело № 2-1024/2021
УИД 79RS0002-01-2021-002425-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2021г. г. Биробиджан ЕАО
Биробиджанский районный суд ЕАО
в составе судьи Лаврущевой О.Н.
с участием помощника прокурора Черкесовой Е.Ю.
представителя ответчика ФИО1
представителя третьего лица ФИО2
при помощнике ФИО3
секретаре Гребенниковой Е.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Биробиджанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Биробиджанского района обратился в суд с иском к ответчику об обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района ЕАО в ходе осуществления надзора в жилищно-коммунальной сфере выявлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» осуществляет подвоз воды жителям с.Бирофельд, с.Алексеевка и с.Опытное Поле. Предприятие использует тариф на питьевую воду утвержденный Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 12.12.2019 № 31/8-п 99,36руб./м3 и калькуляцией на подвоз воды утвержденной руководителем. Администрация Биробиджанского района в комитет тарифов и цен правительства ЕАО на установление тарифов на подвоз воды жителям Бирофельдского сельского поселения не обращалась. По состоянию на 24.02.2021 деятельность по подвозу воды населению осуществляется ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» без соответствующего тарифа на подвоз воды.
Просил суд: обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО обратиться в Комитет тарифов и цен ЕАО с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории МО «Бирофельдское сельское поселение».
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс».
Комитет тарифов и цен правительства ЕАО 03.03.2021 переименован в департамент тарифов и цен правительства ЕАО.
В судебном заседании помощник прокурора Черкесова Е.Ю. доводы и требование иска поддержала. Суду пояснила, что администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» заключили договор о передаче предприятию объектов водоснабжения Бирофельдского сельского поселения. Подвоз воды жителям с.Бирофельд, с.Алексеевка и с.Опытное Поле осуществляется предприятие на основании калькуляции рассчитанной предприятием самостоятельно по своему усмотрению.
Представитель третьего лица департамента тарифов и цен правительства ЕАО ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований. Суду пояснил, что на основании документов представленных ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» комитетом был рассчитан и установлен тариф на питьевую воду и водоотведение на территориях некоторых муниципальных образований ЕАО на 2021 год.
Согласно п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, в систему регулируемых тарифов входит в том числе тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа).
В соответствии с изложенным, департаментом будет проведена работа по проведению экспертизы с целью установления тарифа на подвоз воды в случае, если администрация Биробиджанского муниципального района примет решение о необходимости установления такого тарифа, а также обратиться с соответствующим заявлением. При установлении тарифа проверяются расходы предприятия если они необоснованны их исключат.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления поданного в орган регулирования тарифов. В настоящее время на территории Бирофельдского сельского поселения регулируемый вид деятельности по подвозу питьевой воды осуществляет организация - ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», по договору безвозмездного временного пользования от 31.03.2021 № 10. Предприятие вправе обратиться в орган регулирования цен для установления соответствующего тарифа. В случае отсутствия такого обращения орган регулирования тарифов вправе самостоятельно установить тариф на регулируемый вид деятельности.
Считает, что в силу Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406) у органа местного самоуправления есть право, а не обязанность обращаться в орган регулирования тарифов с целью установления регулируемого тарифа.
Администрация Биробиджанского муниципального района планирует создать муниципальное унитарное предприятие, которое будет заниматься вопросами ЖКХ района. В настоящее время действует краткосрочный договор с ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», предприятие временно пользуется имуществом. Недовольство потребителей ценой не говорит, что предприятие или ответчик должны устанавливать тариф.
В судебное заседание представитель третьего лица ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В судебном заседании 26.04.2021 представитель ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» ФИО4 не возражала против удовлетворения требований. Суду пояснила, что стоимость подвоза воды в спорные села установлена калькуляцией, составленной на усмотрение руководства. Для оплаты потребителям выставляется тариф на питьевую воду и калькуляция на подвоз воды.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1, ч.4, ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.9 ст.7).
К регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи (пп."б" ч.1 ст. 31).
Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.31).
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п.1 ч.1 ст.5).
В силу Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406) в систему регулируемых тарифов входит тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа) (п.4).
Из материалов дела установлено, что 31.03.2021 между администрацией муниципального образования Биробиджанский муниципальный район» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» заключен договор, о передаче в безвозмездное пользование имущественного комплекса, в том числе объектов водоснабжения Бирофельдского сельского поселения. Дополнительным соглашением от 30.04.2021 срок действия договора продлен до 15.05.2021.
Согласно представленным документам ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» осуществляет подвоз воды жителям с.Бирофельд, с.Алексеевка и с.Опытное Поле, в качестве оплаты предприятие использует тариф на питьевую воду утвержденный комитетом тарифов и цен ЕАО и калькуляцию на подвоз воды утвержденную руководителем. При этом в течении 2020г. для жителей указанных сёл дважды производилось повышение оплаты по подвозу воды. Забор воды осуществляется из скважины в с.Бирофельд.
Администрация Биробиджанского района в комитет тарифов и цен правительства ЕАО на установление тарифов на подвоз воды жителям Бирофельдского сельского поселения не обращалась.
Постановлением Администрации Биробиджанского муниципального района от 26.03.2021 № 196 создано МУП "Районный комплекс". Одной из основных задач предприятия является бесперебойное обеспечение общественных потребностей в коммунальных услугах. Ведется работа по подбору руководителя, передаче муниципального имущества и регистрации юридического лица.
Из сообщения ФАС России от 30.03.2021 следует, что установление тарифа на подвоз воды должно осуществляться по заявлению органа местного самоуправления, принявшего решение о необходимости установления такого тарифа с учетом реализации им соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения в части водоснабжения населения. При отсутствии заявления об установлении тарифа, стоимость данной услуги определяется соглашением сторон по договору.
Таким образом оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам. Администрация Биробиджанского муниципального района реализуя свои полномочия по водоснабжению населения приняла решение передать имущественный комплекс Бирофельдского сельского поселения - ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс». Предприятие осуществляет подвоз воды жителям с.Бирофельд, с.Алексеевка и с.Опытное Поле, при этом стоимость данной услуги определяется не соглашением сторон по договору, а калькуляцией предприятия. ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» использует имущественный комплекс безвозмездно на основании краткосрочного договора, заключаемого периодически на несколько недель. Следовательно предприятию не целесообразно обращаться в департамент за установлением тарифа.
Администрация Биробиджанского муниципального района напротив для бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами принимает меры по созданию МУП "Районный комплекс". Реализуя свои полномочия по водоснабжению спорных сел ответчик должен принять решение об установлении тарифа на подвоз воды, в целях недопущения нарушения прав потребителей. В настоящее время стоимость услуги по подвозу воды не определена соглашением сторон, потребители оплачивают стоимость подвоза воды по калькуляции предприятия, которую единолично утвердил руководитель. При утверждении тарифа департамент тарифов и цен ЕАО проведет экономическую экспертизу стоимости подвоза воды.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Учитывая социальную значимость спорного тарифа, решение подлежит исполнению по вступлении его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Биробиджанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области обратиться в Комитет тарифов и цен ЕАО с заявлением об установлении тарифа на подвоз воды для населения, проживающего на территории МО «Бирофельдское сельское поселение».
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.
Судья О.Н. Лаврущева