ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1025/14 от 19.09.2014 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 19 сентября 2014 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кучуковой Н.В.,

при секретаре Качановой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Масалова В.П. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Масалов В.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел об отказе в государственной регистрации перехода права собственности.

Представитель заявителя Масалова В.П. – Тонконог Н.Г., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявление поддержала и в его обоснование суду пояснила, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 22.11.2010 года, Масалов В.П. является собственником <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и ? доли земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по тому же адресу, кадастровый номер . Сособственником другой <данные изъяты> доли дома является брат заявителя - ФИО4 Масалов В.П. заключил с братом договор купли-продажи дома и 04.06.2014 года сдал документы на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел, однако получил отказ в регистрации (уведомления от 22.07.2014г. и № мотивированный тем, что он является гражданином Республики Беларусь, а граждане Республики Беларусь ограничены в правах на приобретение собственности на земельные участки.

Отказ в государственной регистрации права не основан на законе по следующим основаниям.

Действующее законодательство предусматривает распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ на регистрационные органы либо их должностное лицо, которые приняли обжалуемые решения или совершили оспариваемые действия, возложены обязанности по доказыванию:

- соответствия оспариваемого решения регистрационного органа закону или иному нормативному правовому акту; законности принятия обжалуемого решения регистрационного органа; законности совершения обжалуемых действий (бездействия) регистрационного органа; наличия у регистрационного органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения или совершение оспариваемых действий (бездействия); обстоятельства, послужившие основанием для принятия регистрационным органом оспариваемого решения или совершения оспариваемых действий (бездействия).

Непредставление таких доказательств соответствующим органом или должностным лицом влечет удовлетворение требования о признании оспариваемого акта недействительным, а действия (бездействия) - незаконными.

Управление, по сути, предлагало отказаться от приобретения недвижимости в собственность, т.к. Масалов В.П. - гражданин Республики Беларусь

Управление мотивировало приостановление и отказ неотносимыми нормами права и пришло к неправильному выводу, расширительно истолковав правила о запрете приобретения собственности иностранцами.

Договор содержит все существенные условия, сделка сторонами реально исполнена, ее исполнение ничьих прав не нарушает.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (часть 1 статьи 17 Конституции). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь» уравняло в правах граждан этих двух стран. Согласно п. 6 Договаривающиеся Стороны обеспечивают равное право их граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях. Договаривающиеся Стороны обеспечивают гарантированную защиту права собственности их граждан.

Должностные лица этого не учли, чем допустили нарушение прав заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с Российскими гражданами (часть 2) Минской конвенции

Поэтому представитель заявителя Тонконог Н.Г. просит суд признать решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел от 22.07.2014 года об отказе государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним (договора купли продажи): <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> доли земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , заключенного между ФИО4 и Масаловым В.П., перехода права собственности, права собственности, выраженного в уведомлениях от 22.07.2014 г., незаконными и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел в полном объеме восстановить права заявителя, а именно: произвести государственную регистрацию перехода права собственности.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел – Воронцов С.В., действующий на основании доверенности, заявление не признал и суду пояснил, что в Приморско-Ахтарский отдел 04.06.2014 было поданы заявления о государственной регистрации перехода права от ФИО4 и регистрации права общей долевой собственности (<данные изъяты> доля) от Масалова В.П. на жилой дом и земельный участок. Согласно представленного заявления о государственной регистрации права и документа удостоверяющего личность, Масалов В.П. является гражданином Республики Беларусь, т.е. иностранным гражданином. К заявлению были приложены: договор купли-продажи от 04.06.2014 года, заявления об отсутствии финансовых претензий. Исходя из содержания договора купли-продажи от 04.06.2014 года, ФИО4 продал, а Масалов В.П. купил <данные изъяты> долю жилого дома и <данные изъяты> долю земельного участка.

Государственная регистрация 20.06.2014 года была приостановлена, а 22.07.2014 ФИО4 и Масалову В.П. было отказано в государственной регистрации перехода права и регистрации права общей долевой собственности (1/2 доля) на жилой дом и земельный участок.

Согласно абз.2 п. 3 ст.9, абз.3 п.1 ст. 13 и абз.11 п.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ регистрации предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Несоответствие сделки действующему законодательству свидетельствует об отсутствии юридической силы представленных на регистрацию правоустанавливающих документов. Это может быть расценено как представление документов не соответствующих по форме или содержанию требованиям действующего законодательства (основание для отказа в государственной регистрации, предусмотренное абз.4 п. 1 ст.20 Закона о регистрации).

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно - правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).

Однако, ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 его статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым - реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Из выше изложенного следует, что федеральный законодатель вправе ограничить права иностранных граждан на приобретение земельных участков на определенных территориях Российской Федерации, что делает несостоятельным выводы заявителя на п. 6 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан".

Применительно к обстоятельствам данного дела следует учитывать, что ст. 1 Земельного кодекса введен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Более того ст. 35 Земельного кодекса установлено, что отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение. В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» был утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Приморско-Ахтарский район был включен в данный перечень (№ 103 Перечня). Из вышеизложенного следует, что Масалов В.П. являясь иностранным гражданином не вправе обладать на праве собственности земельным участком на приграничной территории в соответствии с действующим законодательством. Позиция Приморско-Ахтарского отдела по вопросу применения ст. 15 Земельного кодекса РФ подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы". Поэтому представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении заявления Масалову В.П. отказать.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление Масалова В.П. неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Масалов В.П. - гражданин Республики Беларусь, является собственником ? доли жилого дома и ? доли земельного участка по адресу: <адрес>. что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.12.2010 года и № соответственно.

04.06.2014 года между ФИО4 – братом заявителя и Масаловым В.П. – заявителем, был заключен договор купли-продажи ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>.

ФИО4 и Масалов В.П. обратились в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел для осуществления государственной регистрации права собственности.

Сообщениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел, датированными 22.07.2014 года ФИО4 и Масалову В.П. было отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации и на иных установленных особых территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является законным и обоснованным, так как действия Приморско-Ахтарского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю соответствуют требованиям ст.ст.9, 13, 17, 18, 19, 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ и основаны на положениях ст.15 Земельного кодекса РФ, Указа Президента «"Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" от 09.01.2011 №26, согласно которым орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Согласно п.1 ст. 18 Закона о регистрации правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Действие этого принципа подчеркнуто в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР".

Правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно - правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России, однако, законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных выше лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

Осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 его статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.

Из выше изложенного следует, что федеральный законодатель вправе ограничить права иностранных граждан на приобретение земельных участков на определенных территориях Российской Федерации, что делает не состоятельным выводы заявителя на п. 6 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан".

Применительно к обстоятельствам данного дела следует учитывать, что ст. 1 Земельного кодекса введен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Более того ст. 35 Земельного кодекса установлено, что отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» был утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Приморско-Ахтарский район был включен в данный перечень (№ 103 Перечня).

Поэтому Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел было законно отказано Масалову В.П. – гражданину Республики Беларусь в совершении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем, заявление Масалова В.П. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Отказать Масалову В.П. в удовлетворении заявления об оспаривании решения об отказе государственной регистрации перехода права собственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В.Кучукова