ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1025/2017 от 18.08.2016 Белгородского районного суда (Белгородская область)

Дело №2-1025-2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2017 года г. Белгород

Белгородский районный суд в составе:

Председательствующего судьи Воробьевой Н.И.,

при секретаре Нестеренко Н.В.,

с участием представителя истицы ФИО1 по доверенности от 03.08.2015 года, представителя администрации Белгородского района ФИО2 по доверенности от 01.06.2016 года, представитель департамента строительства и транспорта администрации Белгородской области ФИО3 по доверенности от 18.08.2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации Белгородского района Белгородской области, департаменту строительства и транспорта Белгородской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, и обязать предоставить как вынужденному переселенцу единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения вне очереди в 2017 году.

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4 является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, полученным 20.02.2015 года. На основании решения Белгородского районного суда от 08.12.2015 года и заявления 28.05.2015 года ФИО4 была включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Белгородскому району, как вынужденный переселенец. Согласно сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по состоянию на 1 января 2017 года по Белгородскому району по группе граждан-участников подпрограммы, признанных вынужденными переселенцами ФИО4 значится в нем под №48. В сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить сертификат в 2017 году по Белгородскому району ФИО4 значится под №47.

Дело инициировано иском ФИО4, которая просит признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты ( жилищного сертификата) на приобретение жилого помещения вне очереди в 2017 году. Обязать департамент строительства и транспорта Белгородской области предоставить ей, как вынужденному переселенцу не обеспеченному жилым помещением для постоянного проживания, единовременную денежную выплату (жилищный сертификат) на приобретение жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м, как для одиноко проживающего гражданина вне очереди в 2017 году. Ссылается на то, что на основании решения суда, которым она была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Белгородскому району, по группе граждан-вынужденные переселенцы 28.05.2015 года. На момент вступления решения суда в законную силу и принятия решения от 26.01.2016 года списки нуждающихся граждан изъявивших желание поучить жилищные сертификаты на планируемый 2016 год были утверждены, то ей предложили написать заявление на получение сертификата на 2017 год, который она должна обязательно получить вне очереди. В феврале 2017 года в администрации Белгородского района ей сообщили, что необходимо написать заявление о постановке в очередь на получение жилищного сертификата на 2018 год, поскольку в 2017 году она его не получит. Считает, что как вынужденный переселенец не обеспеченный жильем, имеет право на получение государственной поддержки и предоставление за счет средств федерального бюджета соответствующей социальной выплаты на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель истицы ФИО1 поддержал заявленные требования.

Представитель администрации Белгородского района Белгородской области ФИО2 исковые требования не признала, ссылаясь на то, внеочередным предоставлением жилищного сертификата будет нарушены права других граждан, состоящих в очереди на получение жилья и обратившихся ранее, чем истица.

Представитель департамента строительства и транспорта Белгородской области ФИО3 исковые требования не признал, так как с их стороны нарушений нет.

Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд находит заявленные требования необоснованными.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 г. N 4530-1 (в редакции от 01.07.2010 г.) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 5 ФЗ РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 г. N 4530-1 (в редакции от 01.07.2010 г.) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 г. - 2010 г. которая была включена в состав Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты".

В 2005 г. закончился первый этап реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., в рамках которой проводились мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в целях реализации закона РФ "О вынужденных переселенцах".

На втором этапе указанной программы мероприятия по реализации ФЗ РФ "О вынужденных переселенцах" проводятся в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Формой государственной поддержки обеспечения указанной категории граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, право на получение которого удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 г.г. предоставление субсидий на приобретение жилья и сертификатов осуществлялось на условиях и в порядке установленных Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.

Согласно п.п.24,26 указанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренных в п.5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 (граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами) до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Как следует из п.18 Правил, выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в пп «ж» п.5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( имеющих право на получение социальной выплаты).

Таким образом, анализ приведенных положений действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления жилищных сертификатов вынужденным переселенцам, свидетельствует о том, что на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность сформировать список граждан, изъявившего желание получить жилищный сертификат, с разбивкой по конкретным категориям граждан, имеющих право на его получение, и представить этот список в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения. Правомочиями по выдаче государственных жилищных сертификатов вынужденным переселенцам, закон наделяет органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 7 данных Правил (в редакции действующей до июля 2011 г.) было предусмотрено, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений являлось: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В настоящее время действует федеральная программа "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 ( в ред. 20.05.2017 года).

В рамках реализации данной программы также действуют Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153.

Между тем, в пункт 7 данных Правил были внесены изменения, согласно которым социальные выплаты в первую очередь предоставляются только гражданам - участникам подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы).

Таким образом, из системного анализа законодательства следует, что внеочередное или первоочередное предоставление социальной выплаты (жилищные сертификаты) между гражданами участниками - гражданами по категории "ж" (вынужденные переселенцы) не было предусмотрено, как и не предусмотрено в настоящее время.

В судебном заседании установлено, что истица имеет статус вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, решением УФМС Росси по Белгородской области.

На основании решения Белгородского районного суда от 08.12.2015 года и заявления 28.05.2015 года ФИО4 была включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Белгородскому району, как вынужденный переселенец. К заявлению были приложены акт обследования жилищных условий и договор найма жилого помещения.

14.03.2016 года ФИО4 было подано заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В списке граждан-участников вышеуказанной подпрограммы по состоянию на 01.01.2017 года по Белгородскому району она числится за номером 48, а в сводном списке граждан- участников граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить сертификат в 2017 году по Белгородскому району ФИО4 значится под №47.

Установив, что администрацией Белгородского района Белгородской области в соответствии с действующим законодательством сформированы списки граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, ФИО4 в сводном списке по категории вынужденные переселенцы числится за №48, а законодательством не предусмотрено первоочередное и внеочередное предоставление жилищных сертификатов из числа вынужденных переселенцев, то суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Доводы истицы и ее представителя о том, что она имеет право на первоочередное предоставление жилищного сертификата, основан на ошибочном толковании норм законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации Белгородского района Белгородской области, департаменту строительства и транспорта Белгородской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, и обязать предоставить как вынужденному переселенцу единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения вне очереди в 2017 году отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Полный текст решения изготовлен 09.06.2017 года

Судья Н.И. Воробьева