ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1026 от 24.06.2011 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

                                                                                    Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ДЕЛО№2-1026/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 июня 2011 года Надымский городской суд в составе председательствующего судьи Антоновой В.А. с участием помощника прокурора Мартыненко А.В., представителя ОАО «**Р**» *П.П.Н.* при секретаре Дубнюк Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «**Р**» о возложении обязанности обеспечить использование попутного нефтяного газа на Средне- Хулымском месторождении в соответствии с лицензией и проектной документацией,

У С Т А Н О В И Л:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «**Р**» о возложении обязанности обеспечить использование попутного нефтяного газа на  в соответствии с лицензией и проектной документацией. В обосновании иска указал, что ОАО «**Р**» является владельцем лицензии на право пользования недрами *№ обезличен* от *дата* с целевым назначением: геологическое изучение недр, поиск и добыча углеводородного сырья в пределах  участка недр. Эксплуатация лицензионного участка осуществляется филиалом ОАО «**Р**». лицензионный участок включает:  и  нефтяные месторождения.Порядок разработки месторождений полезных ископаемых, установленный ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», обязывает осуществлять разработку месторождений в соответствии с утвержденными техническими проектами. В *дата* разработка  месторождения осуществлялась на основании Технологической схемы разработки  месторождения. Проектный документ согласован **УГМН**. С *дата* разработка  месторождения осуществляется на основании Дополнения к технологической схеме разработки  нефтяного месторождения (протокол заседания нефтяной секции ЦКР **РН** *№ обезличен* от *дата* утвержден *дата*). Проектный документ согласован **УГМН**.

С *дата* по настоящее время осуществляется пробная эксплуатация  нефтяного месторождения по Проекту пробной эксплуатации  нефтяного месторождения  лицензионного участка. Проектный документ согласован **ТН**.

Согласно ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

В соответствии со ст.23 Закона РФ «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

**Д.ПП* в *дата* проведена проверка ОАО «**Р**».

По результатам проверки был составлен акт проверки соблюдения требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр *№ обезличен* от *дата*.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» ОАО «**Р**» при эксплуатации  лицензионного участка не обеспечивает выполнение проектных документов, на основании которых осуществляется эксплуатация месторождений.

Так, по проектным документам в *дата* уровень использования попутного нефтяного газа должен был составить 96,4%, а фактически составлял лишь 50,4 %.

В нарушение требований закона условия лицензионного соглашения нарушены, так как в соответствии с п. 10.1 условий лицензионного соглашения к лицензии *№ обезличен* от *дата*, владелец лицензии обязался обеспечивать выполнение работ в соответствии с утвержденной проектной документацией.

На основании акта проверки от *дата* *№ обезличен* и в соответствии ст.38 Закона РФ «О недрах», а также Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. постановлением Правительства РФ *№ обезличен* от *дата* государственным инспектором по геологическому контролю *Ч.Н.С.* ОАО «**Р**» было выдано предписание *№ обезличен* от *дата*. Пункт 1 предписания обязывал предприятие в срок до *дата* привести фактические уровни использования нефтяного попутного газа на  участке недр в соответствие с проектными уровнями, предусмотренными утвержденными в установленном законом порядке проектным документом.

Согласно акту проверки от *дата* *№ обезличен* **ПН** была проведена внеплановая, документарная проверка предметом которой являлось проверка исполнения предписания *№ обезличен* от *дата*. В ходе внеплановой проверки установлено, что п. 1 указанного предписания не исполнен.

Так, по  месторождению за *дата* предприятием было добыто 53,121 млн.м.куб попутного газа, сожжено на факеле 23,216 млн.м.куб. Уровень использования попутного газа составил лишь 56,296%, что не соответствует уровню установленному проектным документом «Дополнения к технологической схеме разработки  нефтяного месторождения» (протокол заседания нефтяной секции ЦКР **РН** *№ обезличен* от *дата* утвержден *дата*).

Таким образом, предприятием не исполняются требования ч.2 ст.22, ст.23 Закона РФ «О недрах» в части соблюдения пользователем недр требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Также, нарушается п. 1.0.1 условий лицензионного соглашения к лицензии *№ обезличен* от *дата*.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Таким образом, несоблюдение требований проектных документов в части уровня использования добытого нефтяного попутного газа и нарушение условий, на которых была предоставлена лицензия на право пользования недрами, нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника недр.В связи с чем просит признать действия ОАО «**Р**» по разработке  лицензионного участка недр в нарушении положения проектной документации на разработку, то есть с уровнями использования попутного нефтяного газа ниже установленных проектной документацией, незаконными.

Обязать ОАО «**Р**» в срок до *дата* обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа при разработке  участка недр по лицензии *№ обезличен* от *дата* в соответствии с уровнями, установленными проектом на разработку, то есть в объеме не ниже 96,2%.

В судебном заседании представитель природоохранной прокуратур Мартыненко А.В. исковые требования увеличил, также просил запретить компании ОАО «**Р**» с *дата* сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на  лицензионном участке, свыше 5% от объеме добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа. В обосновании своих исковых требований указал доводы изложенные в исковом заявлении, а также пояснил, что в связи распоряжением Правительства РФ от *дата* *№ обезличен*-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период *дата*» закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95%. а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95%.Пункт 1 Постановления Правительства РФ от *дата* *№ обезличен* «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» устанавливается целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на *дата* и последующие годы не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа.Пунктом 4 раздела 6 Энергетической стратегии России на период до *дата* (утвержденного Распоряжением Правительства РФ от *дата* *№ обезличен*-р) установлено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95% извлекаемого попутного газа, в том числе, путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа, на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости и на изомеры бутана. Считает, что факт ненадлежащей утилизация (использование) попутного нефтяного газа ОАО «**Р**» в *дата*, указывает на то что, ответчиком не принимается на сегодняшний день достаточных мер и усилий по достижению максимального уровня использования попутного газа и свидетельствуют о нарушениях •требований проектного документа на разработку  месторождения.Допущенные предприятием нарушения требований природоохранного законодательства, дают основания полагать, что если не обязать ответчика устранить данные нарушения, то и в текущем *дата* предприятие не предпримет и выполнит необходимых конкретных мер для доведения уровня использования попутного нефтяного газа до предусмотренного проектным документом уровня.

Привлеченный в качестве третьего лица **Д.ПП*, в судебное заседание своего представителя не направили. Предоставили отзыв в котором полностью поддержали требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора и просили требования прокурора полностью удовлетворить.

Представитель ОАО «**Р**» *П.П.Н.* действующий на основании доверенности исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что ОАО «**Р**» является пользователем недр  лицензионного участка на основании лицензии на право пользования недрами Серия *№ обезличен*.В соответствии с разделом 12 данной лицензии владелец лицензии обязан предоставлять органам ежегодный отчет о выполнении условий Договора не позднее *дата*, следующего за отчетным. Отчет за *дата* направлен в **НП** *дата*В разделе 4 отчета указаны сведения о согласованном размере добытого попутного нефтяного газа и о фактическом выполнении.В разделе 5 указаны сведения о выполнении технологических показателей, установленных в лицензии, проектном документе (уровень утилизации газа-56%) в разделе 6 сведения о проектных документах, на основании которых установлены проектные показатели на отчетный период. (строка-4 План развития горных работ).Утилизация попутного газа в размере 57,282% на *дата*. путем сжигания на факеле разрешена **ТН**. (Корректировка проектной документации), фактически утилизировано 56%).По выполнению показателей данного отчета, претензий о нарушении условий Договора (лицензионного соглашения) со стороны Органов (раздел 17) в арбитражный суд и к недропользователю не поступало, что подтверждает пользование недрами  лицензионного участка без нарушений. Кроме этого в случае применения (ВГВ) прогнозируемый объем использования попутного газа в % на *дата* должен был составить 95,3%, в *дата*.-96,2%, но достижение указанного уровня утилизации попутного нефтяного газа возможно при условии применения технологии водогазового воздействия. Считает, что так ответчик принимает все меры для достижения уровня использования попутного нефтяного газа до 95% в период *дата* в ОАО «**Р**», о чем свидетельствует разработанная и утвержденная программа использования попутного газа на *дата*.- на модернизацию действующего комплекса по закачке попутного нефтяного газа в пласт запланировано потратить *цифрами* млн. рублей, согласно сводной программе мероприятий запланировано потратить по  месторождению *цифрами* млн. рублей. Кроме этого *дата* общество заключило договор *№ обезличен* с ООО НПЦ «**С**» на выполнение работ по Геолого-гидрологическому обоснованию подземного захоронения попутного нефтяного газа на  месторождении.Срок выполнения работ- с *дата*В случае ввода в эксплуатацию подземного хранилища общество достигает установленный проектной документацией уровень утилизации в размере 96,2%.ОАО «**Р**» передало результаты работ (отчет по обоснованию) для согласования в **НП**, который в нарушение требований Постановления Правительства РФ от *дата* *№ обезличен* был принят только *дата*После изучения и утверждения отчет был направлен в **ГК**, расположенного в г.Т, для проведения государственной экспертизы.ЗСФ ФГУ «**ГК**» проводило изучение отчета в течении 3-х месяцев, после чего продлило срок проведения экспертизы отчета до *дата*, что подтверждается письмом ЗСФ ФГУ «**ГК**» от *дата*Проведение экспертизы с нарушением сроков, установленных Постановлением Правительства *№ обезличен* послужило причиной задержки в получении ответчиком лицензии на размещение хранилища для утилизации попутного газа в соответствии с проектной документацией, в размере 96,2 % в *дата*.Считает, что учетный период не закончен, данное обязательство у ответчика не наступило, права неопределенного круга лиц не нарушены, правовых оснований для предъявления иска нет.Кроме этого ОАО «**Р**» имеет разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу, мониторинг выбросов вредных веществ в атмосферу, почвы, атмосферных осадков и снежного покрова, проводимый независимой аккредитованной организацией по договору в *дата* не выявил превышения предельно допустимых веществ на  месторождении. (Подтверждение- договор и результаты мониторинга).

При проведении аттестация рабочих мест по условиям труда, в *дата*. на месторождения **Р**, в т.ч. и на  месторождении, (всего в количестве 454 рабочих места), превышений допустимой концентрации не установила. Просит в исковых требования полностью отказать как необоснованные.

Заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как было установлено в судебном заседании, ОАО **Р**» является владельцем лицензии на право пользования недрами *№ обезличен* от *дата* с целевым назначением: геологическое изучение недр, поиск и добыча углеводородного сырья в пределах  участка недр.

Порядок разработки месторождений полезных ископаемых, установленный ст.23.2 Закона РФ «О недрах», обязывает осуществлять разработку месторождений в соответствии с утвержденными техническими проектами.

На сегодняшний день единственным техническим проектом, согласованным с **ТН** и утвержденным *дата* ЦКР **РН** (**РН**) является протокол заседания нефтяной секции ЦКР **РН** *№ обезличен* от *дата*. Согласно которого установлены следующие объемы буровых работ по использованию попутного нефтяного газа, а именно на:

*дата* - 96,3%

*дата* - 96,4%;

*дата* - 95,3%;

*дата* - 96,2% и.т.д.

Из представленных ответчиком суду письменных доказательств следует, что других проектных документов, на основании которых осуществляется законная эксплуатации данного месторождения у ОАО «**Р**» не имеется.

Ссылка ответчика на то, что проектным документом предприятия, которым следует руководствоваться по разработке  месторождения, является План развития горных работ по выполнению технологических показателей по утилизации попутного газа, согласно которого ОАО «**Р**» разрешено утилизирован, попутный газ в объемах ниже установленных протоколом заседания нефтяной секции ЦКР **РН**,, несостоятельны.

Так как, в соответствии со ст.ст. 7,11,12,22 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части, содержат условия выполнения установленных законодательством стандартами (нормами, правилами) требований но охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии сохраняю свою силу в течении всего срока ее действия.

Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию. Каких либо дополнительных изменений и дополнений к Лицензии у ответчика не имеется.

Поэтому пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.

Аналогичные требования содержит и п.З Правил охраны недр, утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от *дата* *№ обезличен*.

ОАО «**Р**» является владельцем вышеуказанной лицензии на право пользование недрами и осуществляет добычу нефти и газа в пределах  лицензионного участка, на основании дополнения к технологической схеме разработки  нефтяного месторождения (протокол заседания нефтяной секции ЦКР **РН**; *№ обезличен* от *дата* утвержденный *дата*).

Лицензионным соглашением предусмотрено, что разработка лицензионного участка должна осуществляться согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке. Уровень добычи нефти, попутного газа и его использования, устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами.

Проектным документом, а именно протоколом заседания нефтяной секции ЦКР **РН** *№ обезличен* от *дата* утвержденного *дата* и действующего на сегодняшний день без каких ибо изменений и дополнений, установлены проценты использования попутного газа, которые как и ранее так и в настоящее время предприятием не соблюдаются

А именно, согласно проведенной проверки **ПН**, установлено, что ОАО «**Р**» в *дата* использовало попутный нефтяной газ в объеме 50,4%, вместо 96.4%, аналогично в *дата* 56.296%, вместо 95,3%, что не соответствует уровню, установленному проектным документом.

В настоящее время по состоянию на *дата* ОАО «**Р** также использует попутный нефтяной газ в нарушении проектного документа, а именно в объеме 56,296%, следовательно, предприятие в добровольном порядке не намерено выполнять требования проектного документа, которым в *дата* предписано использовать попутный нефтяной газ в объеме не менее 96,2%.

Данные факты подтверждены Актами проверок и предписаниями об устранении данных нарушений **ПН** начиная с *дата*, чего до настоящего времени ответчиками не сделано.

В соответствии со ст.ст 1,3 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

Факельная система является опасным производственным объектом, источником пожарной безопасности, в связи с чем. опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Факела потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О недрах», основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории и всех граждан РФ.

Таким образом доводы ответчика о том, что не выявлено превышения предельно допустимых веществ на  месторождении, суд считает несостоятельными.

Кроме этого в связи с обеспечением экологических интересов граждан РФ, Правительством РФ, было издано Распоряжение от *дата* *№ обезличен* «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период *дата*» закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95%. а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95%.

Пункт 1 Постановления Правительства РФ от *дата* *№ обезличен* «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» устанавливается целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на *дата* и последующие годы не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа.

Пунктом 4 раздела 6 Энергетической стратегии России на период до *дата* (утвержденного Распоряжением Правительства РФ от *дата* *№ обезличен*) установлено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95% извлекаемого попутного газа, в том числе, путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа, на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости и на изомеры бутана.

Таким образом, факт ненадлежащей утилизация (использование) попутного нефтяного газа ОАО «**Р**» в *дата*, указывает на то что, ответчиком не принимается на сегодняшний день достаточных мер и усилий по достижению максимального уровня использования попутного газа и свидетельствуют о нарушениях •требований проектного документа на разработку  месторождения.

Доводы ответчика, что организаций ведется работа по созданию условий для хранения использования попутного нефтяного газа и не по их вине, до настоящего время не проведена экспертиза, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, так как в судебном заседании достоверно установлено и ответчиком не оспаривается, что согласно лицензии и проектной документацией, ОАО «**Р**» обязаны обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа при разработке  участке недр по лицензии *№ обезличен* от *дата* в соответствии с уровнями, установленными проектом на разработку, то есть в объеме не ниже 96,2%.

Допущенные предприятием нарушения требований природоохранного законодательства, дают основания полагать, что если не обязать ответчика устранить данные нарушения, то и в текущем *дата* предприятие не предпримет и выполнит необходимых конкретных мер для доведения уровня использования попутного нефтяного газа до предусмотренного проектным документом уровня

В связи с чем, суд считает необходимым признать действия ОАО «**Р**» по разработке  лицензионного участка недр в нарушении положения проектной документации на разработку, то есть с уровнями использования попутного нефтяного газа ниже установленных проектной документацией, незаконными и обязать ОАО «**Р**» в срок до *дата* обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа при разработке  участка недр по лицензии *№ обезличен* от *дата* в соответствии с уровнями, установленными проектом на разработку, то есть в объеме не ниже 96,2%, так как указанный срок истцом до *дата*, не соответствует установленному предписанием от *дата* **ПН**, где срок для устранения данных нарушений установлен до *дата*.

Кроме этого, так как в соответствии с распоряжением Правительства РФ от *дата* *№ обезличен* «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период *дата*.» закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95%, то суд считает необходимым запретить компании ОАО «**Р**» с *дата* сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на  лицензионном участке, свыше 5% от объеме добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.194 -197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «**Р**» о возложении обязанности обеспечить использование попутного нефтяного газа на  месторождении в соответствии с лицензией и проектной документацией удовлетворить.

Признать действия ОАО «**Р**» по разработке  лицензионного участка недр в нарушении положения проектной документации на разработку, то есть с уровнями использования попутного нефтяного газа ниже установленных проектной документацией, незаконными.

Обязать ОАО «**Р**» в срок до *дата* обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа при разработке  участка недр по лицензии *№ обезличен* от *дата* в соответствии с уровнями, установленными проектом на разработку, то есть в объеме не ниже 96,2%.

Запретить компании ОАО «**Р**» с *дата* сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на  лицензионном участке, свыше 5% от объеме добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа.

Взыскать с ОАО «**Р**» государственную пошлину в бюджет **А.Нр** в сумме *цифрами* рублей.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней с момента вынесения мотивированного решения 29 июня 2011 года с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий:подпись

Копия верна:судья: Антонова В.А.

Секретарь суда______________