УИД 38RS0027-01-2020-001265-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Чунский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Зиганьшиной Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-74/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о взыскании недополученных сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания, оплаты отпусков при увольнении, процентов за нарушение сроков выплаты, а также компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области (далее также - Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о взыскании не полностью выплаченных компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания оплаты отпусков при увольнении, премии по итогам года, процентов за нарушение сроков выплаты, а также компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области последовательно <данные изъяты>
Приказом от <данные изъяты> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с упразднением государственного органа.
При увольнении ей выплачена денежная компенсация в размере <данные изъяты>
В связи с этим ФИО1 полагает, что размер ее месячного содержания должен был составлять <данные изъяты>
Также размер компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве <данные изъяты>
Также полагает, что неверно начислены выплаты за ежегодные очередные отпуска за период с <данные изъяты>
Кроме того, все сотрудники МИ ФНС России № 6 по Иркутской области, включая вновь принятых ДД.ММ.ГГГГ, получили премию и денежное материальное стимулирование, но она при увольнении не получила указанные выплаты, что считает необоснованным и незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в Межрайонную ИФНС России № 6 по Иркутской области с заявлениями о разъяснении незаконности произведенных выплат; о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, в удовлетворении которых инспекцией ей было отказано.
ФИО1 просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере <данные изъяты>
В ходе рассмотрения дела, после получения от ответчика контррасчета предъявленных ФИО1 ко взысканию сумм, а также с учетом заявления о применении к части исковых требований последствий пропуска срока исковой давности, ФИО1, согласившись с расчетами Управления, уточнила и изменила в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) исковые требования.
Окончательно просила суд: взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области компенсацию <данные изъяты>
От ранее заявленных требований о взыскании с ответчика годовой премии и денежного материальное стимулирование по итогам <данные изъяты> ФИО1 в судебном заседании отказалась, просила суд указанные требования не рассматривать.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области по доверенности <данные изъяты> участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, и представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области <данные изъяты> в письменном отзыве по существу заявленных требований, не оспаривая представленный истцом уточненный расчет суммы исковых требований, иск не признали, пояснив, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО1 для исчисления компенсации при ее увольнении в связи с упразднением государственного органа, а также не подлежали учету при исчислении отпускных. Также представители инспекции пояснили, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 (о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7) не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Также, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и установлено, что материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Суммы денежного поощрения (премия, стимулирование) произведены ответчиком за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад конкретного гражданского служащего в обеспечение исполнения функций налогового органа, носят стимулирующий характер, не являются регулярными, связаны с показателями эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей истца и не являются гарантированными, в связи с чем, также не входят в состав денежного содержания, предусмотренного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Относительно исковых требований ФИО1 о выплате ей годовой премии за 2019 год пояснили, что согласно п. 2.6 Положения «О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу..», утвержденного Приказом УФНС от 16 марта 2010 года № 07-03-10/17ахд@ гражданским служащим, увольняемым по основаниям, предусмотренным пунктами 2-8 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата премии не производится. При увольнении ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 при расчете денежного содержания для исчисления компенсации, денежного содержания за неиспользованный отпуск были учтены все выплаты в соответствии с требованиями пункта 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562. Выплата средств материального стимулирования по итогам года производилась на основании приказа от <данные изъяты>, то есть, после увольнения истца. Требования ФИО1 о компенсации морального вреда ответчики также сочли необоснованными. Кроме того, заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд с иском в части взыскания недоначисленных сумм отпускных за период с <данные изъяты>
Также Управлением заявлено о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку истец состояла в трудовых отношениях с Инспекцией, которая является самостоятельным юридическим лицом.
Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В адресованном суду заявлении представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации- директор Департамента правовой, законопроектной и международной деятельности <данные изъяты> просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Минтруда России, указав, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС, которым установлен механизм осуществления материального стимулирования. Пунктом 2 указанного порядка установление, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС. По вопросу выплаты премии уволенному работнику позиция Минтруда России, изложенная в письме от <данные изъяты> осталась неизменной.
Выслушав в ходе судебного разбирательства истца ФИО1, представителя ответчика МИФНС России № 6 по Иркутской области <данные изъяты>. исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен служебный контракт №, согласно которому, истец назначена на должность <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ истец занимала должность государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками №.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с упразднением государственного органа.
В соответствии с разделом 4 служебного контракта денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 30 процентов должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При увольнении инспекцией ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 6 по Иркутской области с заявлением о предоставлении ей информации о порядке расчета выплаченной ей компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
ДД.ММ.ГГГГ истец была проинформирована инспекцией о том, что расчет выплаченной ей компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания был произведен в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, полагая, что ей не в полном размере выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, обратилась в Межрайонную ИФНС России № 6 по Иркутской области, Управление ФНС России по Иркутской области с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и компенсации за отпуска, в котором указала, что при расчете ежемесячного денежного содержания, из которого производилось исчисление компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, инспекцией не были учтены начисленные ей средства материального стимулирования, что, по мнению ФИО1, привело к занижению размера ее денежного месячного содержания, а также неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации отпуска.
По результатам рассмотрения Управлением ФНС России по Иркутской области данного обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была проинформирована о том, что при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении МИФНС России № 6 по Иркутской области правильно не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не включены в пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, а также не предусмотрены п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17 октября 2007 года № 90н.
Приказами инспекции <данные изъяты> «О материальном стимулировании» за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, постановлено произвести выплату материального стимулирования из сверх установленного фонда оплаты труда ФИО1 в декабре <данные изъяты>
Согласно приказу МИФНС России № 6 по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области за <данные изъяты>
В соответствии с контррасчетом сумм, предъявленных ФИО1 в первоначальном иске Управление ФНС России по Иркутской области, указало суммы месячного денежного содержания за <данные изъяты>
С указанным расчетом сумм, представленных Управлением, истец ФИО1 согласилась, уменьшив ранее заявленные исковые требования.
Проверив представленные расчеты взыскиваемых сумм, суд находит их правильными, математически верными. Из содержания расчетов следует, что при их составлении, в том числе, учитывался размер всех выплаченных истцу средств материального стимулирования, премий.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Суждение представителей ответчиков о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, не подлежат применению к спорным правоотношениям, является неправомерным.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1 суд учитывает содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.
При этом ссылки представителя ответчика на пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, суд находит несостоятельной ввиду следующего.
Так, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" в ред. от 05 июня 2013 года указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, а ссылки ответчика на нормы Порядка являются ошибочными.
При этом, суд учитывает, что документы, подтверждающие, что спорные суммы материального стимулирования выплачивались ФИО1 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в нарушение требований статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены; ссылки на данное постановление не содержатся в представленных суду приказах «О материальном стимулировании».
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, суд находит несостоятельными.
Кроме того, ни в Постановлении Правительства РФ № 611, ни в Порядке осуществления материального стимулирования.., утвержденного Приказом Минфина РФ N 90, изданных до Указа Президента РФ № 601, не указано, что средства материального стимулирования не относятся к системе оплаты труда государственных гражданских служащих, а также не подлежат включению в расчет отпускных и компенсации за отпуск.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области недоплаченных: компенсации <данные изъяты>
Вместе с тем, исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области о взыскании недоплаты по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., а также процентов за нарушение сроков выплаты указанной суммы в размере <данные изъяты> руб. удовлетворению не подлежат по причине пропуска годичного срока исковой давности, о чем было заявлено стороной ответчика.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска (п. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Поскольку ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском посредством почтовой связи только ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет суммы отпускных может быть произведен только за период после ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоначисленных сумм отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. пропущен. Оснований для восстановления указанного срока с учетом обращения истца в Инспекцию и Управление с заявлениями и жалобами до обращения в суд не имеется.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков осуществления выплат, суд, руководствуясь статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации и представленными расчетами сторон, учитывая, что истцу ФИО1 недоначислены и не выплачены в полном объеме суммы четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы, оплаты за неиспользованный отпуск, приходит к выводу об их удовлетворении и взыскании в пользу истца денежной компенсации за нарушение сроков выплаты недополученной суммы <данные изъяты>
Принимая во внимание установление факта нарушения ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области трудовых прав истца в части не учета средств материального стимулирования при расчете выплат при увольнении, на основании положений ст. 237 ТК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> компенсации морального вреда лишь в сумме <данные изъяты>., размер которой суд определяет с учетом степени причиненных истцу физических и нравственных страданий, того факта, что истец является одинокой матерью, требований разумности и справедливости, учитывая также, что заявленный ко взысканию размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. истцом ФИО1 обоснован одним лишь фактом нарушения ее трудовых прав, без представления каких-либо документов в обоснование доводов о причиненных физических и нравственных страданиях.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб. соразмерно удовлетворенным исковым требованиям имущественного характера, и <данные изъяты>. - за требования о компенсации морального вреда), от уплаты которой истица была освобождена при подаче иска в силу закона.
Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, не подлежат удовлетворению, как предъявленные к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области в пользу ФИО1:
-компенсацию четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 117 994 руб.
- компенсацию за нарушение сроков выплаты недополученной суммы четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 16794,49 руб.
- компенсацию оплаты за неиспользованный отпуск в размере 40 270,91 руб.
- компенсацию за нарушение сроков выплаты недополученной суммы оплаты за неиспользованный отпуск в сумме 5 731,89 руб.
- компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, а всего взыскать 182 791 руб. 29 коп.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области о взыскании недоплаты по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> – отказать в полном объеме.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5116 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
В окончательной форме решение суда изготовлено 05 марта 2021 года.
Председательствующий: Е.В. Шурыгина