Дело № 2-21/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Лах М.М.,
с участием прокурора – Королевой А.Д.,
представителей ответчиков – ФИО4, ФИО5,
представителя третьего лица – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя, Муниципальному унитарному предприятию «ГорТрансСервис» о понуждении совершить определенные действия, третьи лица – Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов Администрации г. Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации г. Симферополя
установил:
08.02.2021 года прокурор Центрального района г. Симферополя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к Администрации г. Симферополя, МУП «ГорТрансСервис», в обоснование исковых требований указал о том, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения со стороны МУП «ГорТрансСервис» при осуществлении деятельности по организации платных парковок, по результатам которой установлено нарушение ст. 13 Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно оператором парковок не организовано взимание платы за пользование платными парковками с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме. По указанному факту 24.03.2020 года истцом в адрес исполняющего обязанности директора МУП «ГорТрансСервис» вынесено представление об устранении нарушений законодательства. Вместе с тем, в ответе МУП «ГорТрансСервис» указано на отсутствие возможности самостоятельно закупить оборудование для автоматизации парковок, ориентировочная стоимость которого без видеонаблюдения составляет 23 000 000,00 руб. В свою очередь, МУП «ГорТрансСервис» в адрес Администрации г. Симферополя направлялись письма о рассмотрении вопроса автоматизации парковок путем выделения субсидий, которые должным образом рассмотрены не были, нарушения не устранены. Выявленные грубые нарушения действующего законодательства в области организации автоматизации платных парковок приводят к неэффективности поступления денежных средств в бюджет Республики Крым, а также к риску хищения денежных средств, полученных от предоставления услуги парковки (парковочных мест). Указанные обстоятельства также влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, создание благополучной для жизни среды. Учитывая изложенное, просил обязать Администрацию г. Симферополя в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на оснащение платных парковок автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме, в том числе провести закупку системы автоматизации парковок для дальнейшей передачи в адрес МУП «ГорТрансСервис»; обязать МУП «ГорТрансСервис» в течении двух месяцев со дня передачи установок системы автоматизации парковок, организовать (в том числе оборудовать) взимание платы за пользование платными парковками с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 06.10.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов Администрации г. Симферополя Республики Крым.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя от 25.11.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации г. Симферополя.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Симферополя в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснив, что целью создания МУП «ГорТрансСервис» являлось обустройство, содержание платных парковок, а также получение коммерческой прибыли от указанной деятельности, в связи с чем обязанность по оснащению платных парковок автоматизированной системой оплаты в наличной и безналичной форме, в том числе, проведения закупки системы автоматизации парковок, установки системы автоматизации парковок, организации взимания платы за пользование платными парковками с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной и безналичной форме возложена на МУП «ГорТрансСервис». Соответственно, Администрация города Симферополя не является надлежащим ответчиком по делу. Как указывает сложившаяся судебная практика, законом установлено наличие у владеющего имуществом на праве оперативного управления полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. Таким образом, при передаче имущества в виде парковок (парковочных мест) у МУП «ГорТрансСервис» возникла обязанность по содержанию имущества в силу закона как на лицо, ставшее субъектом соответствующего ограниченного вещного права. Кроме того, как следует из искового заявления, прокуратурой Центрального района да Симферополя в ходе проверки соблюдения МУП «ГорТрансСервис» требований федерального законодательства выявлено нарушение статьи 13 Федерального закона от 12.2017 № 443-ФЗ в части отсутствия организованного взимания платы за пользование платными парковками с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме, кроме площадки для паркования № 1 ил. Спортивная (пр. Кирова-ул. Субхи). 24.03.2020 года прокуратурой Центрального района г. Симферополя непосредственно в адрес МУП «ГорТрансСервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства. Таким образом, удовлетворение исковых требований приведет к нарушению норм действующего бюджетного законодательства, поскольку данными нормами установлено обязательное соблюдение основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Все расходы органа местного самоуправления должны осуществляться в строгом соответствии с решением о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год. Согласно письму МКУ Департамент финансов администрации города Симферополя от 25.10.2021 № 37/03-02-08/1751, по состоянию на 25.10.2021 расходы на оснащение платных парковок автоматизированной системой оплаты в бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2021 и на плановый период 2022-2023 не предусмотрены. В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации г. Симферополя, отказать.
Представитель ответчика МУП «ГорТрансСервис» в судебном заседании не согласился с доводами Администрации г. Симферополя, предприятие не является собственником имущества, а только оператором. В настоящее время есть неисполненное предписание УФАС, в связи с чем будет пересмотрено лицо, на которое будет возложена обязанность по выполнению обустройства и содержание площадок для платного паркования.
Представитель МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации г. Симферополя полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержал возражения представителя Администрации г. Симферополя.
Представитель МКУ Департамент финансов Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
На основании ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и использование бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его использованием, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 3.2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Согласно ч. 1, 6, 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.
Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.
Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 443-ФЗ, размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.
Судом установлено, что решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым «О создании Администрации города Симферополя Республики Крым» от 28.11.2014 года № 96 создана Администрация города Симферополя Республики Крым с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии со ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением городского совета Республики Крым от 13.11.2014 года № 61 к полномочиям администрации города Симферополя Республики Крым, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации г. Симферополя № 265 от 06.05.2015 года «Об утверждении Положения о порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» установлено, что муниципальным предприятием, уполномоченным на осуществление деятельности по реализации мероприятий, направленных на создание и использование на платной основе парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах местного значения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, является МУП «ГорТрансСервис» (т.1 л.д.98-102).
Подпунктом 2.2.1 Устава МУП «ГорТрансСервис», утвержденного Постановлением Администрации г. Симферополя от 20.02.2015 года, предусмотрено, что для достижения целей, предприятие осуществляет организацию круглосуточных автостоянок, парковок автотранспорта (т.1 л.д.229-239).
Как следует из п. 1.10 Устава, предприятие подотчетно Администрациии г. Симферополя, осуществляющей полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с настоящим уставом, должностным лицам администрации города, на которые возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, соответствующей деятельности предприятия.
Постановлением Администрации г. Симферополя № 511 от 06.07.2015 года постановлено создать площадки для платного паркования по ул. Гагарина – бул. Ленина (привокзальная площадь железнодорожного вокзала) площадью 2148 кв.м, и 948 кв.м (т.1 л.д.197-201).
Постановлением Администрации г. Симферополя № 790 от 01.09.2015 года постановлено создать площадку для платного паркования по ул. Козлова (от пр. Кирова до ул. Пушкина) площадью 2 362 кв.м (т.1 л.д.188-192).
Постановлением Администрации г. Симферополя № 1073 от 09.10.2015 года постановлено создать площадки для платного паркования по ул. Козлова (от ул. Севастопольская до пр. Кирова) площадью 495 кв.м; ул. Гагарина (район железнодорожного вокзала) площадью 217,5 кв.м; бул. Ленина (от ул. Гагарина до ул. Проездная) площадью 205 кв.м (т.1 л.д.202-206).
Постановлением Администрации г. Симферополя № 392 от 12.02.2018 года постановлено создать площадки для платного паркования по ул. Киевской (в районе ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества») площадью 1250,0 кв.м; пр. Кирова, 29/1 – площадью 1000 кв.м (т.1 л.д.207-212).
26.03.2020 года прокуратурой Центрального района г. Симферополя по результатам проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства по организации платных парковок в адрес МУП «ГорТрансСервис» внесено представление об устранении нарушений Федерального закона № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о безотлагательном принятии мер к устранению допущенных нарушений закона при осуществлении деятельности по организации платных парковок (т.1 л.д.22-26).
Письмом от 11.03.2020 года исх. № 01-59/2020 МУР «ГорТрансСервис» обратилось в адрес Управления транспорта и связи с просьбой инициировать рассмотрение руководством Администрации г. Симферополя вопроса выделения МУП «ГорТрансСервис» денежных средств (субсидии) для осуществления предприятием закупок автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме с целью соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ (т.1 л.д.30-31).
Согласно информации МУП «ГорТрансСервис» от 24.04.2020 года исх. № 01-93/2020, по результатам рассмотрения представления прокурора было направлено обращение в адрес Администрации г. Симферополя по вопросу выделения денежных средств для закупки оборудования, необходимого для организации взимания платы за пользование платной парковкой в наличной или безналичной форме. Стоимость обустройства одной площадки для платного паркования «открытого типа» составляет 1,26 млн.руб. Общая сума денежных средств для устранения нарушений, указанных в представлении прокурора, составляет порядка 25-30 млн. руб. (т.1 л.д.27-29).
17.08.2020 года «ГорТрансСервис» были направлены обращения Главе Администрации г. Симферополя и начальнику Управления транспорта Администрации г. Симферополя по вопросу выделения денежных средств (субсидий) для закупки оборудования необходимого для организации взимания платы за пользование платной парковкой с пользователя с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме с указанием предполагаемого расчета уровня увеличения доходов предприятия за счет внедрения автоматизированных систем оплаты и предполагаемый расчет экономии на расходах по оплате труда задействованного в обслуживании парковочного пространства персонала за счет внедрения автоматизированных систем оплаты (т.1 л.д.32-33).
09.10.2020 года прокуратурой Центрального района г. Симферополя в адрес Главы Администрации г. Симферополя направлено предложение о внесении изменений в расходную часть бюджета г. Симферополя на 2021 год с целью осуществлении деятельности по организации платных парковок (т.1 л.д.37-38).
Согласно ответу Администрации г. Симферополя от 12.11.2020 года исх. № 15348/24/01-14, предоставление субсидий юридическим лицам из бюджета муниципального образования является правом муниципального образования, а не его обязанностью; предприятию была предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов от предоставления на платной основе парковок и парковочных мест на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в размере 3,154 млн. руб. для погашения потребности предприятия в средствах с целью выплаты заработной платы в полном объеме на март-апрель 2020 года. Целью создания МУП «ГорТрансСервис» являлось извлечение прибыли в пользу собственника (муниципального образования); руководству предприятия поручено принять меры по выходу из кризиса и по мере получения прибыли, поэтапно осуществить мероприятия по оснащению действующих площадок для платного паркования системами автоматизации (т.1 л.д.39-40).
Согласно информации МКУ Департамент финансов от 25.10.2021 года исх. № 37/03-02-08/175/, по состоянию на 25.10.2021 года расходы на оснащение платных парковок автоматизированной системой оплаты в бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов не предусмотрены; на текущую дату бюджетные проектировки главных распорядителей бюджетных средств с финансово-экономическим обоснованием расходов, связанных с оснащением платных парковок автоматизированной системой оплаты, в департамент финансов не поступали. По вопросу возможности включения расходов в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, связанных с оснащением платных парковок автоматизированной системы оплаты, оператором которых является МУП «ГорТрансСервис», уполномоченному главному распорядителю бюджетных средств необходимо обратиться в адрес главы Администрации г. Симферополя с приложением финансово-экономических обоснований. Кроме того, учитывая сокращение поступлений в бюджет городского округа Симферополь по доходам от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест) и от перечисления части прибыли МУП (50%), остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уполномоченным структурным подразделениям администрации города Симферополя необходимо рассмотреть вопрос о проведении конкурса на осуществление парковочной деятельности с обустройством парковок системой автоматизированной оплаты (т.1 л.д.183-184).
До настоящего времени финансирование на оснащение платных парковок автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме не выделено, закупка систем автоматизации парковок для дальнейшей передачи установок в адрес МУП «ГорТрансСервис» не произведена.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализуя предоставленные полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета от 28 января 2016 года № 589, Администрация города Симферополя Республики Крым является одним из участников бюджетного процесса в городском округе Симферополь.
Согласно ч. 3 ст. 11 Положения, Администрация города Симферополя Республики Крым обеспечивает составление проекта бюджета городского округа Симферополь и его исполнение, программы социально-экономического развития городского округа Симферополь, перспективного финансового плана, внесение их с необходимыми документами и материалами на утверждение Симферопольского городского совета Республики Крым, обеспечивает составление бюджетной отчетности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация г. Симферополя не исполнила свои обязательства по надлежащей организации автоматизации платных парковок, вследствие чего у МУП «ГорТрансСервис» отсутствует возможность организовать (в том числе оборудовать) взимание платы за пользование платными парковками с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
Выявленные нарушения действующего законодательства в области автоматизации платных парковок приводят к неэффективности поступления денежных средств в бюджет местного самоуправления, а также к риску хищения денежных средств, полученных от предоставления услуг парковки.
Указанные обстоятельства также влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, создание благополучной для жизни среды, что противоречит требованиям Федерального закона от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму».
При этом сложности финансового характера, вопросы экономической целесообразности не могут служить основанием для освобождения Администрации г. Симферополя от возложенной на нее законом обязанности.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Центрального района г. Симферополя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требования истца в части установления срока исполнения решения, суд учитывает положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, учитывает характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Центрального района г. Симферополя – удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Симферополя в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на оснащение платных парковок:
№ п/п | Площадки для платного паркования МУП «ГорТрансСервис» | Количество парковочных/стояночных мест | Площадь, кв.м | ||
платных | для инвалидов | общее | |||
Парковка № 1 – пл. Спортивная (в примыкании к стадиону «Таврия») | |||||
Парковка № 2 – ул. А. Невского (от ул. Серова до пер. Совнаркомовский) | |||||
Парковка № 4 – пер. Пионерский (от пл. Амет-Хана Султана до ул. Пушкина) | |||||
Парковка № 5 – ул. Куйбышева (от ул. Киевской – до пер. Мельничный по левой стороне) | |||||
Парковка № 6 – ул. Серова (от ул. А. Невского до ул. К. Маркса) | |||||
Парковка № 7 – ул. Горького (от пр. Кирова до ул. Пушкина) | |||||
Парковка № 8 – ул. Севастопольская (со стороны Государственного академического музыкального театра Республики Крым) | |||||
Парковка № 10 – ул. Гагарина – бул. Ленина (привокзальная площадь железнодорожного вокзала) | |||||
Парковка № 12 – ул. Козлова (от пр. Кирова до ул. Пушкина) | |||||
Парковка № 13 – ул. Козлова (от ул. Севастопольская до пр. Кирова) | |||||
Парковка № 14 – ул. Гагарина (район железнодорожного вокзала) | |||||
Парковка № 15 – бул. Ленина (от ул. Гагарина до ул. Проездная) | |||||
Парковка № 16 – бульвар Ленина (привокзальная площадь железнодорожного вокзала) | |||||
Парковка № 17 – проспект Кирова, 29/1 | |||||
Парковка № 18 – ул. Киевская (в район ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества») | |||||
Парковка № 20 – ул. Жуковского (возле дома № 9, кафе «Амиго») | |||||
Всего: |
автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме, в том числе провести закупку системы автоматизации парковок для дальнейшей передачи в адрес МУП «ГорТрансСервис».
Обязать МУП «ГорТрансСервис» в течение двух месяцев со дня передачи установок системы автоматизации парковок, организовать (в том числе оборудовать) взимание платы за пользование платными парковками с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 07.02.2022 года.