ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10277/2015 от 24.08.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1768/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2016 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ивановой М.А.,

при секретаре Ветчинове Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ООО «УК «Вест-Снаб» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л :

ФИО3, ФИО2 обратились в суд с иском о защите прав потребителей. С учетом уточнения исковых требований просили:

1. Признать незаконными действия ООО «УК «Вест-Снаб» в отношении потребителей ФИО1, ФИО2 в части нераспределения отрицательных показаний (неначисления снижения платы) на коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, в период с марта 2013 по ноябрь 2015.

2. Обязать ООО «УК «Вест-Снаб» произвести перерасчет (снижение) размера платы за коммунальные услуги (ГВС и ХВС), предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>

3. Взыскать с ООО «УК «Вест-Снаб» в пользу ФИО1, ФИО2 компенсацию морального вреда в размере по 5000 руб. в пользу каждой.

4. Взыскать с ООО «УК «Вест-Снаб» в пользу ФИО1, ФИО2 штраф, предусмотренный ФЗ «О защите прав потребителей».

5. Взыскать с ООО «УК «Вест-Снаб» в пользу ФИО1, ФИО2 расходы по оплате юридических услуг по подготовке и составлению исковых заявлений в размере по 2000 руб. в пользу каждой.

Исковые требования обосновывают следующим:

Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, не производит снижение размера платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, в том случае, когда при расчете образуется отрицательная разница по объемам указанных коммунальных услуг, то есть не распределяет отрицательные показания на ОДН между всеми квартирами в МКД, не выполняя обязательные требования пункта №47 Правил № 354, в соответствии с п. «а» которого объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:

а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) – в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды.

Согласно представленным документам отрицательная разница на ОДН возникла в спорный период:

- в мае, июле 2013 г.; апреле, мае 2014 г.; январе, феврале,, марте, июне 2015 г. – по холодному водоснабжению,

- с июня по октябрь и в декабре 2013 г.: в январе, марте, июне, июле, августе, сентябре 2014 г.; с января по октябрь 2015 г. – по горячему водоснабжению.

Ответчик, как организация, получающая от собственников и нанимателей плату за ЖКУ, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего порядок предоставления коммунальных услуг.

В судебном заседании истцы ФИО4, ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, просят их удовлетворить, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «УК «Вест-Снаб» ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что поскольку в квартирах истцов установлены индивидуальные приборы учета отрицательная разница не подлежит распределению на указанных потребителей, поскольку данная разница образовалась при нормативном начислении коммунальной услуги, соответственно, на квартиры, не оборудованные ИПУ, данная разница и должна распределяться.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ФИО1 является собственником квартиры № <адрес>

22.03.2013 составлен Акт допуска в эксплуатацию индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды у абонента ФИО4

ФИО2 является собственником квартиры № <адрес>

<дата> составлен Акт допуска в эксплуатацию индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды у абонента ФИО2

ООО «УК «Вест-Снаб», действуя на основании договора управления № <данные изъяты>, являлось управляющей организацией многоквартирного жилого дома №<адрес> по <адрес>.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Пунктом 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (абзац первый).

В соответствии с пунктом 46 Правил плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Согласно подпункту "а" пункта 47 Правил в случае, указанном в пункте 46 Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды.

В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.

В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартином доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Данный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.

Утверждения истцов о том, что при возникновении так называемой "отрицательной разницы" между объемом соответствующей коммунальной услуги на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и суммарных объемов услуги соответствующего вида, предоставленных потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, а также объема, определенного в соответствии с пунктом 54 Правил, подлежат распределению между всеми потребителями в квартирах, как оборудованных индивидуальными приборами учета, так и не оборудованных, основаны на неверном толковании положений закона.

Суд доводы истцов находит несостоятельными, поскольку в соответствии с формулой 12 приложения N 2 к Правилам объем соответствующей коммунальной услуги определяется как разница всего объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного прибора учета, и объемов ресурса, потребленного жителями, как по приборам учета, так и по нормативам. Если бы в указанной формуле в качестве вычитаемого были учтены только потребленные объемы коммунальных услуг, определенные в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета, то показания общедомового прибора учета были бы равны сумме показаний индивидуальных приборов учета и никакой разницы в объемах коммунальных ресурсов не было бы. Поэтому возникновение разницы в объеме коммунального ресурса обусловлено использованием расчетного метода, основанного на нормативном потреблении коммунальной услуги для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

Таким образом, если "отрицательная разница" возникает исключительно в силу объемов услуги, потребленных в соответствии с нормативом, рассчитываемым исходя из количества проживающих, то и распределение такой разницы подлежит расчету пропорционально количеству проживающих.

Следовательно, положения подпункта "а" пункта 47 Правил не возлагают на ответчика обязанности распределять отрицательную разницу на ОДН между всеми потребителями в квартирах, как оборудованных индивидуальными приборами учета, так и не оборудованных ими. Поскольку квартиры истцов оборудованы индивидуальными приборами учета, что подтверждается Актами допуска, не оспаривалось сторонами, действия ответчика по не распределению разницы, образовавшей в объемах коммунального ресурса, на истцов – как потребителей, являются законными.

Вышеуказанное подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении №<данные изъяты>

На основании изложенного, исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к ООО «УК «Вест-Снаб» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2016.

Председательствующий: Иванова М.А.