ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1027/18 от 03.06.2019 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-7/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Апшеронск 03 июня 2019 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Якименко Н.В.,

при секретаре Карамышевой Е.П.,

с участием представителя истца ООО «Санаторий Изумрудный» Рудченко Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Санаторий Изумрудный» к субъекту Российской Федерации – Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки; признании кадастровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки; об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ГКН сведений, в части наложения на смежные участки,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «Санаторий Изумрудный» обратилось в суд с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации – Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки; признании кадастровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки; об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ГКН сведений, в части наложения на смежные участки, мотивируя свои требования тем, что ООО Санаторий «Изумрудный» учреждено 06.11.2003 года единственным участником ОАО «НК - «Роснефть-Краснодарнефтегаз». Зарегистрировано 19.11.2003 года в ИФНС России по г. Горячий Ключ в Краснодарском крае за ОГРН , ИНН . Решениями и единственного участника ООО Санаторий «Изумрудный» в лице ОАО «НК- «Роснефть-Краснодарнефтегаз» от 30.03.2005 и 16.05.2005 г. были приняты и утверждены решения об увеличении уставного капитала Общества путем внесения дополнительного имущественного вклада,

включающего в себя здания, сооружения, машины, транспорт, земельные участки. В результате вышеописанных действий были переданы в уставной капитал и принадлежат на праве собственности Обществу, в том числе, земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 689 кв. м с кадастровым номером , с разрешенным использованием - ИЖС, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2007г. серия и 4/10 доли земельного участка на праве общей долевой собственности, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1013 кв. м. (ранее 936 кв.), с кадастровым номером , с разрешенным использованием - ИЖС, что также подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2007 года, серия , а также здания и сооружения. Здания и сооружения расположены на земельном участке, с кадастровым номером находящемся по <адрес>, ранее предоставленном на основании государственного Акта и Постановления Главы города Горячий Ключ от 17.02.1997 года, «О предоставлении ОАО «НК - «Роснефть-Краснодарнефтегаз» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, площадью 0,72 га для эксплуатации зданий и сооружений ОАО «НК - «Роснефть-Краснодарнефтегаз», в последствии ставшим учредителем ООО Санаторий «Изумрудный». Общество в 2005 году фактически владея спорным земельным участком, расположенным под зданиями санатория, обратилось в администрацию города Горячий Ключ с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в аренду. 23.07.2008 года Главой МО города Горячий Ключ было вынесено Постановление о передаче Обществу по договору аренды сроком на 49 лет земельного участка, площадью 10947 кв.м, поставленного на кадастровый учет за № , расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ООО Санаторий «Изумрудный». Осуществляя мероприятия по регистрации договора аренды земельного участка, предоставленного обществу в аренду, была выявлена ошибка, допущенная кадастровым инженером производившего кадастровые работы по межеванию земельного участка. Было установлено, что при (формировании) определении границ и площади земельного участка расположенного по адресу: <адрес> в его площадь был полностью включен смежный земельный участок, с кадастровым номером , площадью 689 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности и 4/10 доли смежного земельного участка, с кадастровым номером , также принадлежащего Обществу на праве общей долевой собственности и гражданам ВСВ (1/2 доли), СВА (1/16 доли), ШТА (7/16 доли) расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 936 кв.м. (по сведениям ГКН - 1013 кв.м). В результате выявленной ошибки, 11.05.2010 года постановлением главы города Горячий Ключ от 13.05.2010 года отменено постановление главы города Горячий Ключ от 26.12.2003 года «Об утверждении границ и площади земельного участка», но ошибка не исправлена. В 2012 году, истец и МО г. Горячий Ключ по результатам проведения кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером обратились в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с межевым планом и заявлением о внесении изменений в сведения о местоположении границ и площади указанного земельного участка на основании Постановления Главы МО города Горячий Ключ от 14.06.2012 года «Об утверждении границ земельного участка», составляющего после уточнения площадь 9 427 кв. м. Однако, в удовлетворении заявления о внесении изменений местоположения границ и площади земельного участка, площадью 9427 кв.м (с учетом изменений) расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю было отказано по причине смены собственника земельного участка и необходимости изменения местоположения границ и площади земельного участка только в судебном порядке, так как 23.12.2010 года право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 10 947 кв.м. (без учета изменений) было зарегистрировано 23.12.2010г. за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем, номер государственной регистрации права . Впоследствии, истец обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером в связи с допущенными нарушениями, однако получил отказ. Письмом за от 26.11.2012 года кадастровый инженер, выполнявший межевой план земельного участка с кадастровым номером обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о согласовании межевого плана, с учетом уточнения местоположения границ и площади спорного участка. В ответ, письмом за от 04.12.2012 года Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в согласовании межевого плана с учетом уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером и устранения ошибки во внесудебном порядке. Постановлением от 07.09.2015 по делу , Государственным инспектором города Горячий Ключ по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр), Горячеключевского отдела ООО «Санаторий «Изумрудный» было привлечено к административной ответственности, за административное правонарушение предусмотренное ст. 7.1. КоАП РФ. Обществу выдано Предписание от 04.09.2015г. по делу об устранении допущенного нарушения. На протяжении двух лет истец неоднократно обращалось в ДИО Краснодарского края об исправлении ошибки и уточнении местоположения границ земельного участка с целью последующей передачей его в аренду Обществу, на что неоднократно получал отказ. Допущенная ошибка не позволяет уточнить местоположение границ и площади земельного участка, расположенного под зданиями санатория для последующего оформления прав аренды на него истцу и устранения нарушения, а также определить местоположение границ и площади земельного участка, расположенного по <адрес> площадью 689 кв. м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием - ИЖС и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1013 кв.м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием - ИЖС находящихся у истца и третьих лиц на праве собственности и общей долевой собственности, без устранения ошибочных сведений содержащихся в ГКН в отношении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером . Кроме того, спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 10947 кв.м. также имеет пересечение границ (наложение) со смежным земельным участком с кадастровым номером площадью 5652 кв.м, расположенным по адресу: <адрес> принадлежащим Управлению Судебного департамента в Краснодарском крае, с разрешенным видом использования - для эксплуатации здания Горячеключевского городского суда. Частью 12 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что отсутствие кадастровых сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка, одна из границ которого пересекает одну из границ земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем является препятствием для выдачи кадастрового паспорта ранее учтенного земельного участка и основанием принятия органом кадастрового учета решения об отказе в выдаче такого паспорта. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных данным ФЗ сведения о недвижимом имуществе. Государственный кадастровый учет, в силу части 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении. Аннулирование сведений и их исключение из государственного кадастра недвижимости возможно в случае, если по истечении пяти лет со дня постановки не учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (часть 4 статьи 24 Закона № 221-ФЗ). Частью 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае его преобразования. Таким образом, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения. В данном случае владение Обществом частью спорного земельного участка, на площади наложений не прекращалось и продолжает осуществляться истцом. Владеющий собственник вправе требовать признания права собственности другого лица отсутствующим. Поскольку для защиты и восстановления нарушенного права истца, необходимо признать отсутствующим право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером , просит суд признать отсутствующим право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером , зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.12.2010 года, запись регистрации в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 689 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером , площадью наложения 400 кв.м в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; признать кадастровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , площадью 10947 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером . площадью 689 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером площадью 689 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в межевом плане. Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому исправить кадастровую ошибку в отношении земельного участка с кадастровым номером путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений в части наложения границ земельного участка с кадастровым номером в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером площадью 689 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м, в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане; в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером , площадью наложения 400 кв.м., в характерных точках границ и координатах указанных в прилагаемом межевом плане.

В судебном заседании представитель истца ООО «Санаторий Изумрудный» Рудченко Т.А. уточнила заявленные требования, просила суд признать отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно данных экспертного заключения .1 от 19.04.2019 года, выполненного ФБУ Краснодарской ЛСЭ Минюста России и фактически составляющего 8 427, 7 кв.м; признать реестровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно данных экспертного заключения .1 от 19.04.2019 года, выполненного ФБУ Краснодарской ЛСЭ Минюста России и фактически составляющего 8 427, 7 кв.м; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» исправить реестровые ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ЕГРН сведений в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно данных экспертного заключения от 19.04.2019 года, выполненного ФБУ Краснодарской ЛСЭ Минюста России и фактически составляющего 8 427, 7 кв.м.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомил. Из имеющегося в материалах дела возражения следует, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку в общем виде недопустимость злоупотребления правом установлена в ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данное положение закреплено в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Однако эти права и свободы распространяются и на юридических лиц в той степени, в какой они по своей природе могут быть к ним применимы (см., например, абз.1 п.4 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, абз.4 п.2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П). Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Запрет злоупотребления правами также содержится в Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод». Согласно ст.17 этой Конвенции ничто в ней не может толковаться как означающее, что какое- либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции. В связи с этим, принципиально неверно рассматривать принцип недопустимости злоупотребления правом только как принцип гражданского права (т.е. как отраслевой принцип). Хотя, безусловно, он может находить закрепление и в нормах отдельных отраслей права. В гражданском праве недопустимость злоупотребления правом закреплена в ч.1 п.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Принцип недопустимости злоупотребления правом выражается в положениях п. п. 2 и 3 ст.209 Гражданского кодекса РФ, запрещающих при реализации прав собственности нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН 23.12.2010, о чем внесена запись регистрации . Указанный земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, сведения об описании местоположения границы участка, его площади, определенной по результатам межевания, внесены в государственный кадастр недвижимости. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о незаконных действиях департамента имущественных отношений Краснодарского края при оформлении прав на указанный земельный участок. Иск о признании права отсутствующим возможен только при фактическом владении истцом спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты. Поскольку ООО «Санаторий Изумрудный» основания возникновения права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером не оспаривает и спорными квадратными метрами фактически не владеет, то выбранный способ защиты является ненадлежащим. Постановление Пленума ВС и Высшего арбитражного суда от 29 апреля 2010 года по вопросам защиты права собственности и других вещных прав регламентирует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты. Его можно применять только тогда, когда право истца не может быть защищено иными исками. Заявляя требования об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка государственной собственности Краснодарского края с кадастровым номером , истец не представил обоснования со ссылкой на нормы действующего законодательства. Вместе с тем, частью 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь. В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Вместе с тем Закон № 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площади. На основании изложенного, просит полностью отказать в заявленных требованиях.

Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомил. Из имеющегося в материалах дела отзыва на исковое заявление (т.2 л.д. 4-6) следует, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и поставлен на государственный кадастровый учет 12.01.2004. При этом земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5652 кв.м, внесен в государственный кадастр недвижимости 11.06.2003, является собственностью Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Судебным департаментом Краснодарского края, о чем в сведения ЕГРН внесены соответствующие записи от 29.06.2009 и от 07.05.2001. На указанном земельном участке размещается здание Горячеключевского городского суда Краснодарского края. Постановлением главы г. Горячий Ключ от 04.03.2002 «Об изъятии из землепользования управления Судебного департамента в Краснодарском земельного участка» без согласования с Межрегиональным территориальным управлением и управлением Судебного департамента в Краснодарском крае из землепользования был изъят земельный участок площадью 1280 кв.м и передан в земли города для дальнейшего предоставления собственность, пользование и аренду. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2005 по делу указанное постановление признано недействительным. В период до отмены Арбитражным судом Краснодарского края незаконно принятого постановления главы г. Горячий Ключ от 04.03.2002, ООО «Санаторий Изумрудный» произвело регистрационные действия, в результате которых часть земельного участка федеральной собственности, закрепленной за управлением Судебного департамента в Краснодарском крае, на кадастровой карте вошла в границы иного земельного участка, т.е. кадастровым инженером 12.01.2004 допущено наложение участка краевой собственности с кадастровым номером на изначально существовавший, оформленный и поставленный 11.06.2003 на государственный кадастровый учет земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером . Поскольку постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером была ранее постановки земельного участка с кадастровым номером , Межрегиональное территориальное управление просит суд требования ООО «Санаторий изумрудный» о признании отсутствующим право собственности Краснодарского края, признании реестровой ошибкой постановку на государственный кадастровый учет и исправлении кадастровой ошибки земельного участка с кадастровым номером , в части наложения на 400 кв.м, на смежный земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером удовлетворить.

Представитель Управления Судебного департамента в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил. В отзыве на исковое заявление указал, что Управление согласно с выводами эксперта в полном объеме. Однако в заключении эксперта допущена неточность при указании адреса Горячеключевского городского суда. Так, в заключении эксперта указано, что суд расположен по адресу: <адрес>, тогда как фактический адрес Горячеключевского городского суда - <адрес>. Просит суд восстановить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в федеральной собственности, закрепленного за управлением Судебного департамента в Краснодарском крае в постоянное (бессрочное) пользование, эксплуатируемого Горячеключевским городским судом, в соответствии с заключением ФБУ «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы министерства юстиции Российской Федерации»; внести изменения в данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, указав границы и площадь восстановленного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с экспертным заключением от 19.04.2019г. , которое является неотъемлемой частью решения суда.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомил, возражений не представил.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Полагается на усмотрение суда.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ВСВ, СВА, ШТА в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется реестр почтовых отправлений и почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомили, возражений не представили.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя истца, суд находит исковые требования ООО «Санаторий Изумрудный» к субъекту Российской Федерации– Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , ; признании реестровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , и понуждении ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» исправить реестровые ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ЕГРН сведений в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу требований ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения.

Согласно ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Согласно ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно п. 7 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 70 Земельного Кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Согласно данного закона, проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр (государственный регистратор) и его территориальные органы. Эти полномочия в силу нового закона не передаются подведомственным учреждениям.

Требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 (с изм. от 23.11.2016 ) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

В соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Требования, предъявляемые к межевому плану указаны в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости". Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Таким образом, факт разногласия между собственниками (владельцами) смежных участков сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) выявляется в процессе межевания кадастровым инженером в ходе проведения им полевых работ на земельном участке по уточнению местоположение границ земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых ранее были внесены в ЕГРН и не соответствующие в настоящее время действительности (установление кадастровой ошибки). При этом в ходе указанных работ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между сторонами (смежными пользователями), обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ст. 43 Закона № 218-ФЗ).

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке ст. 61 Закона № 218-ФЗ.

Согласно ч.3. ст. 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В судебном заседании с достоверностью было установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серия от 25.05.2007г. ООО Санаторий «Изумрудный» является собственником земельного участка, площадью 689 кв. м с кадастровым номером , с разрешенным использованием – ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, собственником 4/10 доли земельного участка, общей площадью 1013 кв. м, с кадастровым номером , с разрешенным использованием – ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о гос. регистрации права от 25.05.2007 года, серия , а также собственником зданий и сооружений, расположенных на земельном участке, с кадастровым номером по <адрес> ранее предоставленном на основании государственного Акта и Постановления главы города Горячий Ключ от 17.02.1997 года «О предоставлении ОАО «НК -«Роснефть-Краснодарнефтегаз» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, площадью 0,72 га, для эксплуатации зданий и сооружений ОАО «НК -«Роснефть-Краснодарнефтегаз», в последствии ставшем учредителем ООО Санаторий «Изумрудный».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.01.2016г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 10947 кв.м, для эксплуатации построенных объектов недвижимости санатория «Изумрудный» является Субъект Российской Федерации – Краснодарский край.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 01.04.2016г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 689 кв.м, для индивидуального жилищного строительства является ООО «Санаторий Изумрудный».

Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка от 25.03.2016 года следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 5652 кв.м, для эксплуатации здания Горячеключесвского городского суда является Управление Судебного департамента <адрес>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.10.2010 года, правообладателями земельного участка с кадастровым номером , площадью 1013 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> являются: ООО «Санаторий Изумрудный» - 4/10 доли; СВА – 1/16 доли; ШТА – 7/16 доли; ВСВ – ? доля.

При регистрации договора аренды земельного участка предоставленного ООО Санаторий «Изумрудный» в аренду сроком на 49 лет была выявлена ошибка, допущенная кадастровым инженером производившего кадастровые работы по межеванию земельного участка. Было установлено, что при (формировании) определении границ и площади земельного участка расположенного по адресу <адрес> в его площадь был полностью включен смежный земельный участок, с кадастровым номером , площадью 689 кв.м., расположенный по адресу <адрес> уже принадлежащий обществу на праве собственности и 4/10 доли смежного земельного участка, с кадастровым номером , также принадлежащего Обществу на праве общей долевой собственности и гражданам ВСВ (1/2 доли), СВА (1/16 доли), ШТА (7/16 доли), расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 936 кв.м. В результате выявленной ошибки, 11.05.2010 года Постановлением главы города Горячий Ключ за от 13.05.2010 года было отменено Постановление Главы за от 26.12.2003 года «Об утверждении границ и площади земельного участка», однако ошибка не исправлена. В 2012 году, истец и МО г. Горячий Ключ по результатам проведения кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с межевым планом и заявлением о внесении изменений в сведения о местоположении границ и площади указанного земельного участка, на основании Постановления Главы МО города Горячий Ключ за от 14.06.2012 года «Об утверждении границ земельного участка», составляющего после уточнения площадь 9 427 кв. м. Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в удовлетворении заявления о внесении изменений местоположения границ и площади земельного участка, площадью 9427 кв.м, (с учетом изменений), расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером отказано, поскольку изменился собственник земельного участка и необходимо изменение местоположения границ и площади земельного участка только в судебном порядке, так как 23.12.2010 года право собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером , площадью 10 947 кв.м. (без учета изменений) было зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем, номер государственной регистрации права - В последствии, истец обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером в связи с допущенными нарушениями, но получил отказ. Письмом за от 26.11.2012 года кадастровый инженер, выполнявший работы по формированию межевого плана земельного участка с кадастровым номером , обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о согласовании межевого плана с учетом уточнения местоположения границ и площади спорного участка. Однако, письмом за от 04.12.2012 года Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в согласовании межевого плана, с учетом уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером и устранения ошибки во внесудебном порядке. Постановлением от 07.09.2015 по делу , Государственным инспектором города Горячий Ключ по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр), Горячеключевского отдела ООО «Санаторий «Изумрудный» было привлечено к административной ответственности, за административное правонарушение предусмотренное ст. 7.1. КоАП РФ. Обществу выдано Предписание от 04.09.2015г. об устранении допущенного нарушения. На протяжении двух последних лет истец неоднократно обращалось в ДИО Краснодарского края об исправлении ошибки и уточнении местоположения земельного участка, с целью последующей передачей его в аренду Обществу, на что неоднократно получало отказ. Допущенная ошибка не позволяет уточнить местоположение границ и площади земельного участка, расположенного под зданиями санатория для последующего оформления прав аренды и устранения нарушения, а также определить местоположение границ и площади земельного участка расположенного по <адрес> площадью 689 кв. м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием- ИЖС и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1013кв. м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием -ИЖС находящихся у истца и третьих лиц на праве собственности и общей долевой собственности, без устранения ошибочных сведений содержащихся в ГКН в отношении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером .

Кроме того, спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 10947кв.м. также имеет пересечение границ (наложение) со смежным земельным участком с кадастровым номером , площадью 5652 кв.м, расположенным по адресу Краснодарский <адрес> принадлежащим Управлению Судебного департамента в Краснодарском крае, с разрешенным видом использования - для эксплуатации здания Горячеключевского городского суда.

Определением Апшеронского районного суда от 01.11.2018 года по делу по иску ООО «Санаторий Изумрудный» к субъекту Российской Федерации – Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки; признании кадастровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки; об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ГКН сведений, в части наложения на смежные участки назначена землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы: соответствуют ли конфигурация, фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> сведениям первичных правоустанавливающих документов на земельный участок - Постановлению главы города Горячий Ключ Краснодарского края от 17.021997 года, Государственному Акту КК-1 на право собственности, владения, пользования землей и сведениям ЕГРН? Возможно ли восстановить конфигурацию, границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок - Постановлению главы города Горячий Ключ Краснодарского края от 17.021997 года, Государственному Акту КК-1 на право собственности, владения, пользования землей? Если возможно, то указать графически. Имеется ли реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о конфигурации, границах, площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>? В каком объеме (указать координаты и площадь)? Возможно ли восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (<адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок, а также сведениями БТИ? Если возможно, то указать графически. Установить наличие или отсутствие пересечения (наложения) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о которых содержатся в ЕГРН. Указав координаты и площадь наложения. Возможно ли восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок, а также сведениями БТИ? Если возможно, то указать графически. Установить наличие или отсутствие пересечения (наложения) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о которых содержатся в ЕГРН. Указав координаты и площадь наложения. Возможно ли восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>) в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок, а также сведениями БТИ? Если возможно, то указать графически. Установить наличие или отсутствие пересечения (наложения) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о которых содержатся в ЕГРН. Указав координаты и площадь наложения. Производство экспертизы поручено ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, расположенной по адресу: <адрес>.

Из имеющегося в материалах дела заключения эксперта ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ .1 от 19.04.2019 года следует, что

По первому вопросу: Конфигурация, фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> не соответствует сведениям первичных правоустанавливающих документов на земельный участок- Постановлению главы города Горячий ключ Краснодарского края oт 17.02.1997 года. Государственному Акту КК- 1 на право собственности, владения, пользования землей (см. приложение к заключению .1).

Конфигурация, фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> не соответствует сведениям ЕГРП (см. приложение к заключению .1).

По второму вопросу: Восстановить конфигурацию, границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного но адресу: <адрес> соответствии со

сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок- Постановлению главы города Горячий ключ Краснодарского края от 17.02.1997 года. Государственному Акту КК- 1 на право собственности, владения, пользования землей возможно.

Для восстановления конфигурации, границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок - Постановлению главы города Горячий ключ Краснодарского края от 17.02.1997 года. Государственному Акту КК- 1 на право собственности, владения, пользования землей, земельный участок необходимо расположить в следующих границах и координатах ( см. Приложение 1).

По третьему вопросу: В сведениях ЕГРН о конфигурации, границах, площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> имеются признаки реестровой ошибки. Образуются три участка имеющие признаки реестровой ошибки (см. Приложение ).

Участок площадью 409, 21 кв. Координаты участка отражены в таблице 4.

Участок площадью 89,27 кв. Координаты участка отражены в таблице 5.

Участок площадью 3251,61 кв. Координаты участка отражены в таблице 6.

По четвертому вопросу: Восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок возможно.

Восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. 20 в соответствии со сведениями БТИ на земельный участок возможно.

Для восстановления границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок и сведениями БТИ, фактические границы необходимо расположить в следующих координатах (см. Приложение ).

По пятому вопросу: Имеется пересечение (наложение) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о которых содержатся в ЕГРН, площадь наложения составляет 399.97 кв.м.

Участок пересечения (наложения) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о котором содержатся в ЕГРН отражен в приложении к заключению эксперта .1. а координаты данного участка пересечения (наложения) отражены в таблице 13.

По шестому вопросу: Восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок возможно.

Для восстановления конфигурации, границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок, фактические границы необходимо расположить в следующих координатах ( см. Приложение ).

В связи с тем, что сведения БТИ о границах земельного участка с кадастровым номером отсутствуют, восстановить границы н площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями БТИ не представляется возможным.

По седьмому вопросу: Имеется пересечение (наложение) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о которых содержатся в ЕГРН, площадь наложения составляет 672,86 кв.

Участок пересечения (наложения) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о котором содержатся в ЕГРН отражен в приложении к заключению - эксперта , а координаты данного участка пересечения (наложения) отражены в таблице 14.

По восьмому вопросу: Восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок возможно.

Для восстановления границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок, фактические границы необходимо расположить в следующих координатах (см. Приложение ).

В связи с тем, что данных БТИ о границах земельного участка с кадастровым недостаточно, восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в соответствии со сведениями БТИ не представляется возможным.

По девятому вопросу: Имеется пересечение (наложение) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о которых содержатся в ЕГРН. площадь наложения составляет 1268.25 кв.

Участок пересечения (наложения) восстановленного в границах земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером сведения о котором содержатся в ЕГРН отражен в приложении к заключению эксперта , а координаты данного участка пересечения (наложения) отражены в таблице 15.

Заключение судебной землеустроительной экспертизы ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года имеет для суда приоритетное значение, поскольку именно судебная экспертиза относится ст. 55 ГПК РФ к числу доказательств, назначается в судебном заседании с соблюдением прав сторон при назначении экспертизы, с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение судебной землеустроительной экспертизы ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года выполнено квалифицированным экспертом, а его объективность и достоверность не вызывает сомнений у суда. Неясности или неполноты заключение эксперта не содержит. Заключение эксперта по поставленным судом вопросам мотивировано, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы эксперта сомнения у суда не вызывают. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

С учетом изложенного, суд принимает заключение судебной землеустроительной экспертизы ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года в качестве допустимого доказательства.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поскольку постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером была ранее постановки земельного участка с кадастровым номером и восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером в соответствии со сведениями первичных правоустанавливающих документов на земельный участок возможно, то суд считает необходимым признать отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно данных экспертного заключения от 19.04.2019 года, выполненного ФБУ Краснодарской ЛСЭ Минюста России и фактически составляющего 8 427, 7 кв.м; признать реестровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно данных экспертного заключения от 19.04.2019 года, выполненного ФБУ Краснодарской ЛСЭ Минюста России и фактически составляющего 8 427, 7 кв.м и обязать ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» исправить реестровые ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ЕГРН сведений в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно данных экспертного заключения от 19.04.2019 года, выполненного ФБУ Краснодарской ЛСЭ Минюста России и фактически составляющего 8 427, 7 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ООО «Санаторий Изумрудный» к субъекту Российской Федерации– Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , ; признании реестровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , и понуждении ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» исправить реестровые ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ЕГРН сведений в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , – удовлетворить.

Признать отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно заключению эксперта ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года.

Признать реестровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно заключению ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» исправить реестровые ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем исключения из ЕГРН сведений в части наложения на смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , площадью в размере 2 341,08 кв.м в границах, конфигурации и координатах согласно заключению ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года.

Заключение судебной землеустроительной экспертизы ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ от 19.04.2019 года является неотъемлемой частью решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2019 года

Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.