ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1027/23 от 05.05.2023 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-1027/23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Геленджик 05 мая 2023 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края

в составе

председательствующего Дрепа М.В.

при секретаре Козмовой С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурор города Геленджика в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город-курорт Геленджик о понуждении возвести объект гражданской обороны – укрытие для коллективной защиты населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Геленджика в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - МУП "ПАТО") о понуждении возвести объект гражданской обороны – укрытие для коллективной защиты населения.

В обосновании исковых требований указал, что Прокуратурой города Геленджика проведена проверка исполнения законодательства в сфере создания, содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны. Проверкой выявлено, что МУП "ПАТО", отнесенное ко II категории в соответствии с "Перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне", утвержденным главой администрации (губернатором) Краснодарского края от 23.07.2017г. в нарушение требований федерального законодательства не принимает должные меры к созданию, содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем Прокурором города Геленджика 28.10.2022г. исполняющему обязанности директора МУП "ПАТО" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере создания, содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, которое 29.11.2022г. рассмотрено и удовлетворено.

Однако меры к устранению выявленных нарушений не приняты, возведение укрытия до настоящего времени не осуществлено, у предприятия отсутствуют документы, подтверждающие разработку в организации плана осуществления комплексной маскировки организации, являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения,

Прокурор полагает, что неисполнение ответчиком требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. N 804, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008г. N 687, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. N 583, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения.

В связи с чем, просит суд обязать ответчика на расстоянии не более 1000 метров от места наибольшего сосредоточения постоянно работающей смены предприятия, предусмотреть наличие в подвалах или цокольных этажах укрытий, предназначенных для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности путем организации (строительства, возведения) укрытия, соответствующего требованиям федерального законодательства, положениям "СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", утвержденных приказом Минстроя России от 18.02.2014г. ; а также принять меры к разработке и приведению в соответствие документации, подтверждающей разработку в организации плана осуществления комплексной маскировки организации, являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения.

В судебном заседании пом.прокурора г.Геленджика Елисеева Е.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шатрова В.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым создание объекта гражданской обороны за счет существующих зданий на территории МУП "ПАТО" невозможно, отсутствуют подвальные и цокольные помещения; на сегодняшний день численность работников предприятия составляет 81 человек, что не соответствует отнесению предприятия ко II категории по гражданской обороне. Согласно письму Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 30.12.2022г, строительство объектов гражданской обороны на территории предприятия на 2020-2025 годы не предусмотрено.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Благоразумов П.Л. полагал заявленные требования необоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К основным задачам в области гражданской обороны в том числе относится и предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. N 804, определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а именно: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и ведении гражданской бороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008г. N 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите заселения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (организации).

Пунктом 16.5 Положения предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия, в том числе разработку планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения.

Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. N 1309 утвержден "Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309).

Пунктом 2 Порядка N 1309 к объектам гражданской обороны отнесены укрытия - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

В силу пункта 3 названного Порядка укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).

В силу абз.8 ст.1 Закона N 28-ФЗ к организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2016г. N 804 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения", приказа МЧС России от 28.11.2016г. N 652-дсп "Об утверждении показателей для отнесения организации к категориям по гражданской обороне" и "Перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне", утвержденным главой администрации (губернатором) Краснодарского края от 23.07.2017г. МУП "ПАТО" отнесено ко II категории по гражданской обороне.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой города Геленджика проведена проверка исполнения МУП "ПАТО" законодательства в сфере создания, содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проверки было установлено, что в нарушение вышеприведенного федерального законодательства на предприятии отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны, не обеспечено укрытие работников наибольшей работающей смены предприятия в защитном сооружении гражданской обороны (ЗС ГО) - укрытии, договоры на использование защитных сооружений гражданской обороны в целях укрытия работников предприятия МУП "ПАТО" с иными предприятиями (организациями) не заключало. Кроме того, на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие разработку плана осуществления комплексной маскировки организации, являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения.

28.10.2022г. Прокурором города Геленджика в адрес МУП "ПАТО" внесено представление о выявлении нарушений федерального законодательства в данной сфере, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Фактическое отсутствие на предприятии защитных сооружений гражданской обороны, существенно нарушает интересы граждан (неопределенного круга лиц) на охрану жизни и здоровья в случае чрезвычайной ситуации, у которых может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения, в том числе и работников самого предприятия.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При установленных по делу обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Частью 1 статьи 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

Поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, подлежащей взысканию с ответчика в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, составляет 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Геленджика в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город-курорт Геленджик на расстоянии не более 1000 метров от места наибольшего сосредоточения постоянно работающей смены предприятия, расположенного по адресу: г.Геленджик, ул.Туристическая, д.6 предусмотреть наличие в подвалах или цокольных этажах зданий укрытий, предназначенных для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности путем организации (строительства, возведения) укрытия, соответствующего требованиям федерального законодательства, положениям "СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", утвержденных приказом Минстроя России от 18.02.2014г. № 59/пр;

принять меры к разработке и приведению в соответствие документации, подтверждающей разработку в МУП "ПАТО" плана осуществления комплексной маскировки организации, являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения.

Решение подлежит исполнению МУП "ПАТО" в течении 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город-курорт Геленджик (ОГРН , ИНН ) в доход бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья