Дело № 2 –1028/14 02 апреля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Савельевой Т.Ю.,
при секретаре Миханько А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ЖСК-515 об обязании произвести перерасчет, обязании отражать в платежном документе информацию, признании незаконным решения общего собрания членов ЖСК в части, обязании внести изменения в Устав ЖСК -515,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском ЖСК-515, после уточнения исковых требований в окончательной форме (т.1.л.д. 148-155) просила обязать ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет начислений за услугу «отопление», предоставленную в жилом помещении в соответствии с показаниями индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии на нужды отопления за период с января по апрель 2013 года в сумме 6 330 рублей 06 коп., перерасчет начислений за услуги водоснабжение холодной водой на общедомовые нужды и водоснабжение горячей водой на общедомовые нужды в соответствии с требованиями Правил № Х, обязать ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет за период с сентября 2010 г. по настоящее время, исключив из общей суммы начислений за жилое помещение и коммунальные услуги начисления за услуги вычислительного центра в сумме 469 руб., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет за период с сентября 2010 г. по настоящее время, исключив из общей суммы начислений за жилое помещение и коммунальные услуги начисления за услуги банка в сумме 1 428 руб. 81 коп., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика произвести перерасчет начислений за жилое помещение, произведенных в 2012, 2013 и 2014 годах на общую сумму 2100 руб. 96 коп., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика произвести перерасчет начислений за капитальный ремонт на общую сумму 638 руб. 88 коп. с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т.1, л.д. 148-155)
Кроме того, истец просила обязать ответчика отражать в платежном документе, предусмотренную подпунктом «е» пункта 69 Правил № Х информацию об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленном в МКД за расчетный период, о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, о суммарном объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых помещениях в МКД.
ФИО2 просила также признать незаконным решение общего собрания членов ЖСК от 21.04.2013 г. в части исключения ее из членов ЖСК-515, обязании ответчика внести изменения в Устав ЖСК-515, исключив из Устава положения, закрепленные в пункте 2.1.8.
В обоснование уточненного иска истец указала, что является собственником квартиры Х. Управление указанным домом осуществляет ЖСК – 515.
Ответчик обязан осуществлять обоснованные начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, а также включать в счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг информацию в соответствии с требованиями Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № Х (далее - Правила № Х). Указанные требования ЖСК-51 не выполняет и осуществляет деятельность с нарушениями, приводящими к ущемлению законных прав и интересов истца.
Далее истец указывает, что в ноябре 2009 года в ее квартире были установлены индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии на нужды отопления (далее ИПУ).
25.11.2009 г. ИПУ были опломбированы и приняты в эксплуатацию, что подтверждается актами от 25.11.2009 г., составленными организацией, осуществившей установку ИПУ, и ЖСК-515. До января 2013 года начисления за отопление по лицевому счету истца производились исходя из показаний ИПУ. Однако с января 2013 года ЖСК-515 стал осуществлять начисления за отопление без учета показаний ИПУ, в связи с чем истец самостоятельно осуществляет расчет и вносит плату в соответствии с расчетом, основанном на показаниях ИПУ.
На обращении истца о начислении платы за отопление исходя из показаний ИПУ от 12.03.2013 г. председатель ЖСК-515 написал отказ в начислении платы за отопление исходя из показаний ИПУ, указав на необоснованность таких начислений, в связи с тем, что в домах 606-й серии установка ИПУ не предусмотрена. Одновременно с отказом в начислении платы за отопление исходя из показаний ИПУ истец получила протокол заседания правления от 19.12.2012 г., отражающий мнение правления ЖСК о невозможности указанных начислений.
Данный довод истец полагает является необоснованным, так как невключение в проекты домов индивидуальных приборов учета объемов потребленных услуг (ХВС, ГВС, отопление), и общедомовых приборов учета поставленного коммунального ресурса (холодная вода, тепловая энергия для нужд отопления и ГВС), не является препятствием для оснащения жилых и не жилых помещений индивидуальными приборами учета, а МКД - общедомовыми приборами учета объема потребленных ресурсов.
В доме Х (проект которого не предусматривал установку приборов учета) большинство квартир оборудовано индивидуальными приборами учета объемов потребленных услуг (ХВС, ГВС), а сам дом оснащен общедомовыми приборами учета объема потребленных ресурсов (ХВС, тепловая энергия).
В ответ на обращение истца от 16.07.2013 г. председатель ЖСК-515 письмом от 30.07.2013 г. указал, что ЖСК не может осуществлять начисления за отопление по показаниям ИПУ в связи с тем, что установленные в ее квартире ИПУ ведут учет тепловой энергии в киловаттах, а Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для тепловой энергии установлен тариф в рублях за Гкал. Данный довод истец считает необоснованным, так как нормативные акты, регулирующие порядок и условия предоставления коммунальных услуг, не содержат положений, запрещающих организациям, осуществляющим управление МКД, принимать от потребителей сведения о показаниях ИПУ в киловаттах, тем более, что до января 2013 года ЖСК-515 принимал показания приборов учета в киловаттах и осуществлял их перевод в Гкал.
В 2009 году ЖСК-51 составил акт ввода в эксплуатацию ИПУ, установленных в квартире истца, то есть обязался осуществлять начисления за отопление в соответствии с показаниями ИПУ, производя при этом конвертацию единиц измерения.
В результате незаконных действий ЖСК-515 размер необоснованно начисленной платы за отопление составил 14 003 рублей 69 копеек.
Кроме того, истец указывает, что в октябре 2013 г. ею была осуществлена замена приборов учета ввиду истечения сроков эксплуатации без проведения поверки. Для оформления замены ею было подано ответчику заявление о распломбировке приборов учета с фиксацией их показаний на дату распломбировки; работником специализированной организации, осуществляющей работы по монтажу приборов учета, был составлен акт распломбировки приборов учета с фиксацией их показаний на дату распломбировки, демонтаж приборов учета нуждающихся в проведении поверки; монтаж новых приборов учета, установленные приборы учета были опломбированы, о чем составлен соответствующий акт, содержащий сведения о начальных показаниях приборов учета.
С июня 2013 г. ЖСК-515 осуществляет начисления за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с нормативами потребления данных услуг. В обоснование своих действий ЖСК ссылается на распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.05.2013 № 97-р.
Однако ни распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.05.2013 № 97-р, ни измененное им распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р не содержат положений, устанавливающих условия применения (не выбора из числа установленных в зависимости от степени благоустройства) нормативов потребления. Указанные положения закреплены в Правилах № Х, в связи с чем истец полагает действия ЖСК-515 по начислению с июля 2013 года платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды исходя из нормативов потребления, а не в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, незаконными.
В данном случае истец оспаривает не конкретную сумму, а методику начисления платы, используемую ЖСК–515, с учетом данного обстоятельства считает, что суд может дать оценку позиций сторон без рассмотрения вопроса о конкретной величине перерасчета, с возложением на ответчика обязанности осуществить перерасчет произведенных начислений в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 120, пунктом 5 статьи 155 пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ, а также пунктами 8.8.2.10 и 9.7.3 устава ЖСК - 515 установление размера обязательных платежей и взносов относится к компетенции общего собрания ЖСК.
В нарушение указанных положений ЖСК-515 включает в счета начисления за услуги вычислительного центра и банка без утверждения соответствующих тарифов общим собранием членов ЖСК. Прокуратура Калининского района Санкт-Петербурга, проверив деятельность ЖСК направила председателю правления представление № Х от 20.03.2013 г. об устранении указанного нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. После получения указанного предписания правлением ЖСК было инициировано проведение общего собрания членов ЖСК, на котором, по утверждению ЖСК, было принято решение о включении в состав обязательных платежей начислений за услуги вычислительного центра и банка. Однако данное утверждение, по мнению истца, не основано на законе.
Пунктом 2 статьи 145 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в частности: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).
Раздел 5 ЖК РФ (жилищные и жилищно-строительные кооперативы) не содержит положений, аналогичных закрепленным в статье 145 ЖК РФ, в связи с чем, по мнению истца, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ при рассмотрении возможности отождествления понятий «установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества» и «утверждение сметы доходов и расходов жилищного и жилищно-строительного кооператива» необходимо руководствоваться положениями статьи 145 ЖК РФ, определившей, что «установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества» и «утверждение сметы доходов и расходов жилищного и жилищно-строительного кооператива» является самостоятельным вопросом, отнесенным к компетенции жилищного и жилищно-строительного кооператива.
На прошедшем собрании была утверждена смета доходов и расходов, при этом решение об установлении тарифов на жилое помещение указанным собранием не принималось.
Размер необоснованных начислений за услуги вычислительного центра составил 469 руб., в том числе: в том числе, с августа 2010 года по декабрь 2011 года - 150 рублей; с января 2012 года по сентябрь 2013 года - 252 рубля, с августа 2013 года по февраль 2014 года - 91 рубль.
Размер необоснованных начислений за услуги банка составил 1 428 рублей 81 коп. за период с августа 2010 г. по февраль 2014 г.
Незаконность повышения тарифов без соответствующего решения общего собрания членов ЖСК подтверждается письмом Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 12.11.2010 г. № Х. Копия указанного письма истцом была представлена в ЖСК-515, и в 2011 году ЖСК-515 не повышал тарифы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
Однако в нарушение закона в ноябре 2012 года ЖСК-515 без проведения общего собрания членов ЖСК повысило указанные тарифы на 2,59 рубля, в том числе за обслуживание МКД на 1,91 рубль (с 7,56 руб./м2 до 9,47 руб./м2), за мусоропровод - вывоз твердых бытовых отходов на 0,13 рублей (с 0,96 руб./м2 до 1,09 руб./м), за обслуживание ПЗУ на 0,04 рубля (с 0,49 рубУм2 до 0,53 руб./м2), за текущий ремонт на 0,51 рубль (с 4,57 рубУм2 до 5,08 рубУм2). Таким образом, с ноября 2012 года ЖСК-515 ежемесячно завышало размер платы за жилое помещение по лицевому счету истца на 131 рубль 31 коп. (2,59 х S - площадь жилого помещения). Сумма необоснованных начислений за указанные услуги, за период с ноября 2012 года по февраль 2014 года составила 2 100 рублей 96 копеек (131 рубль 31 копейка * 16 месяцев).
Дом Х вошел в адресную программу по проведению капитального ремонта (замена лифтов) с софинансированием данных работ за счет средств фонда капитального ремонта в размере 95 % (доля собственников жилых помещений в оплате капитального ремонта составляет 5%).
Письмом от 11.10.2012 № Х в ответ на обращение истца в Жилищный комитет Санкт-Петербурга, ГУ ЖА Калининского района направило истцу разъяснения, в соответствии с которыми размер платы за капитальный ремонт должен рассчитываться по тарифу 2,89 руб./м2. Однако с декабря 2011 года по март 2012 года ЖСК-515 осуществляло начисления по тарифу 5,05 руб./м2. С апреля 2012 года, после обращения истца в Жилищный комитет Санкт-Петербурга, ЖСК-515 стало осуществлять начисления за капитальный ремонт по тарифу 3,94 руб./ м2 и произвело перерасчет за период декабря 2011 года по март 2012 года. Однако фактически использованный ЖСК тариф 3,94 руб./м2 не соответствует законному тарифу, указанному в письме ГУ «Х» - 2,89 руб./м2, то есть в период с декабря 2011 года по декабрь 2012 года ЖСК-515 завышал тариф за капитальный ремонт на 1,05 руб./ м2. Общая сумма необоснованных начислений за 12 месяцев (с декабря 2011 года по декабрь 2012 года) составила 1 638 рублей 88 коп.
В нарушение подпункта «е» пункта 69 Правил № Х в платежном документе ЖСК-515 указывает в Счетах только показания общедомового прибора учета потребления холодной воды, в связи с чем истец просит обязать ответчика отражать в платежном документе информацию, предусмотренную п.п. «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Кроме того, истец оспаривает решение общего собрания членов ЖСК-515 от 21.04.2013 г., которым она была исключена из членов ЖСК-515, за то, что, по мнению инициатора вынесения данного вопроса на голосование, в течение нескольких лет ФИО1 вносит деструктивный фактор в работу ЖСК-515, нарушает спокойствие жильцов дома, систематически подает исковые заявления в суд, не оплачивает услуги по потреблению тепловой энергии, подстрекает других жильцов не оплачивать коммунальные услуги, подает жалобы в прокуратуру и Жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, чем наносит ущерб интересам ЖСК.
Данное решение истец считает незаконным, так как в соответствии частью 3 статьи 130 ЖК РФ член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.
При этом частичная неоплата истцом начислений за коммунальные услуги не может расцениваться как грубое неисполнение членом ЖСК без уважительных причин своих обязанностей, остальные основания, указанные в решении общего собрания членов ЖСК-515, являются надуманными, так как описанные в нем действия свидетельствуют не о деструктивности позиции истца, а о желании исключить возможность нарушения ЖСК требований законодательства, регулирующего отношения в жилищно-коммунальной сфере.
Истец указывает, что в Устав ЖСК -515 (новая редакция) включен пункт 2.1.8. следующего содержания: «Лица, действующие против волеизъявления членов ЖСК, утвержденного Общим собранием, и в корыстных целях, причиняющие вред жизни и здоровью отдельных граждан, нарушающие их спокойствие, свободы, законные права, интересы, наносящие ущерб ЖСК, должны отвечать по закону за свои противоправные действия: таким лицам не место быть в Правлении ЖСК-515, они не вправе быть членами ЖСК, а в особых случаях, они не вправе жить в одном общем многоквартирном доме с гражданами ЖСК - 515»
Члены ЖСК-515, преследовавшие цель реорганизации ЖСК в ТСЖ, были выведены из Правления ЖСК-515 и 02 апреля 2011г. Общее собрание членов ЖСК-515 не допустило их в состав нового Правления ЖСК-515, 21 апреля 2013 г. Общее собрание ЖСК-515 не допустило их в состав Правления ЖСК-515 2013-2015 годов.»
Истец считает, что текст и смысл данного пункта не соответствуют действующему законодательству, поскольку перечни оснований, по которым собственник жилого помещения может быть исключен из членов ЖСК и/или выселен из МКД, установлен Жилищным кодексом РФ. Указанные перечни не содержат в себе оснований, перечисленных в пункте 2.1.8. Устава, Жилищный кодекс не наделил государственные органы и тем более общее собрание членов ЖСК-515 правом дополнять указанные перечни.
В связи с изложенным, истец настаивает на обязании ответчика внести изменения в Устав ЖСК-515, исключив из Устава положения, закрепленные в пункте 2.1.8.
Истец, ее представитель адвокат Стулов А.Н., действующий на основании ордера, в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержали.
Представители ответчика К., действующий на основании Устава ЖСК-515, и Р., действующая на основании доверенности от 09.01.2014 г. (сроком три года), в судебное заседание явились, иск не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (т.1, л.д. 168-169).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры Х, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.09.2013 г. (т.1, л.д.10).
Управление указанным домом осуществляет ЖСК – 515 (ответчик), на входе в дом установлен один общедомовой прибор учета тепловой энергии.
В ноябре 2009 года в квартире истца были установлены индивидуальные приборы учета расхода тепловой энергии, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 25.11.2009 г., подписанным истцом и ООО «Х» (т.1, л.д.14).
25.11.2009 г. приборы учета расхода тепловой энергии были приняты ЖСК № 515 на коммерческий учет, что подтверждается актом приемки от 25.11.2009 г., составленным истцом и ЖСК-515. (т.1, л.д.15).
Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что до января 2013 года начисление за отопление производилось исходя из показаний ИПУ.
Как усматривается из счетов на оплату за период с января по октябрь 2013 года (т.1, л.д. 40-58), ответчик осуществлял начисление истцу платы за отопление без учета показаний ИПУ, в связи с чем ФИО1 самостоятельно осуществляла расчет с учетом показаний ИПУ и вносила плату за отопление в соответствии с собственным расчетом.
Сторонами не оспаривается, что председатель ЖСК-515 неоднократно отказывал истцу в начислении платы за отопление исходя из показаний индивидуальных приборов учета, указывая на необоснованность таких начислений, в связи с тем, что в домах установка ИПУ не предусмотрена..
Данный довод истец полагает является необоснованным, так как невключение в проекты домов индивидуальных приборов учета объемов потребленных услуг (ХВС, ГВС, отопление), и общедомовых приборов учета поставленного коммунального ресурса (холодная вода, тепловая энергия для нужд отопления и ГВС), не является препятствием для оснащения жилых и не жилых помещений индивидуальными приборами учета, а МКД - общедомовыми приборами учета объема потребленных ресурсов.
В ответ на обращение истца от 16.07.2013 г. председатель ЖСК-515 письмом от 30.07.2013 г. сообщил, что ЖСК не может осуществлять начисления за отопление по показаниям ИПУ в связи с тем, что установленные в ее квартире ИПУ ведут учет тепловой энергии в киловаттах, а Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для тепловой энергии установлен тариф в рублях за Гкал.
Истец указывает, что в результате незаконных действий ЖСК-515 размер необоснованно начисленной платы за отопление составил 14 003 рублей 69 копеек, в связи с чем просит обязать ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет начислений за услугу «отопление», предоставленную в жилом помещении в соответствии с показаниями индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии на нужды отопления за период с января по апрель 2013 года в сумме 6 330 рублей 06 коп.
Кроме того, истец указывает, что в октябре 2013 г. ею была осуществлена замена приборов учета ввиду истечения сроков эксплуатации без проведения поверки. Для оформления замены ею было подано ответчику заявление о распломбировке приборов учета с фиксацией их показаний на дату распломбировки, работником специализированной организации, осуществляющей работы по монтажу приборов учета, был составлен акт распломбировки приборов учета с фиксацией их показаний на дату распломбировки; осуществлен демонтаж приборов учета нуждающихся в проведении поверки; монтаж новых приборов учета; установленные приборы учета были опломбированы, о чем составлен соответствующий акт, содержащий сведения о начальных показаниях приборов учета (т.1, л.д. 157-168).
Суд полагает требования истца необоснованными исходя из следующего.
01.06.2010 г. между ЖСК-515 и ОАО «Х» заключен Договор теплоснабжения, согласно которому, ОАО Х обеспечивает подачу тепловой энергии, а ЖСК-515, обязан принять и оплатить подачу данного ресурса, согласно, предоставленному отчету потребления тепловой энергии (т.1, л.д. 182-199).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.09.2012 г. порядок оплаты коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии на вводе в дом граждане должны оплатить фактический объем тепловой энергии, зафиксированный прибором учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 г. № 344 в указанные Правила внесены изменения, согласно которым потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, в связи с чем плата за коммунальную услугу по отоплению выставляется одной суммой без разделения на плату за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, и на общедомовые нужды (пункт 40).
Таким образом, согласно Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из фактического объема тепловой энергии, зафиксированного общедомовым прибором учета тепловой энергии, распределенного пропорционально доле каждой квартиры в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. При этом в расчетах не участвует объем тепловой энергии, определенный по показаниям индивидуального прибора учета.
Указанная позиция изложена в ответе СПб ГУ «Х» на запрос ответчика относительно правомерности установки ФИО1 индивидуальных приборов учета тепловой энергии от 22.01.2014 г., представляется суду обоснованной (т.1, л.д. 170-171, т.2, л.д.50)
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» устанавливает порядок проверки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета, а также обязанность составления акта обследования и порядок его проведения, после которого можно сделать вывод о возможности установки ИПУ и ввода его в эксплуатацию.
Установленный вышеуказанным Приказом акт обследования в материалах дела отсутствует, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для начисления истцу платы за отопление исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в квартире истца.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что в спорный период истец производила плату за отопление лишь исходя из собственного расчета, при этом фактически не несла расходы по оплате отопления в размере, указанном в счетах на оплату, выставляемых истцом, оснований для обязания ответчика произвести перерасчет начислений за услугу «отопление», предоставленную в жилом помещении, в соответствии с показаниями индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии на нужды отопления за период с января по апрель 2013 года в сумме 6 330 рублей 06 коп., не имеется.
То обстоятельство, что до января 2013 г. истец производил истцу начисление платы за отопление с учетом показаний ИПУ, не свидетельствует о правомерности действий ЖСК-515, основанием для удовлетворения иска в указанной части не является.
Суд полагает также не подлежащим удовлетворению требование истца об обязании ответчика произвести по ее лицевому счету перерасчет начислений за услуги водоснабжение холодной водой на общедомовые нужды и водоснабжение горячей водой на общедомовые нужды в соответствии с требованиями Правил № Х исходя из следующего.
В обоснование указанного требования истец указывает, что с июня 2013 ЖСК осуществляет начисления за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с нормативами потребления данных услуг, ссылаясь на распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.05.2013 № 97-р.
Поскольку ни распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.05.2013 № 97-р, ни измененное им распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р не содержат положений, устанавливающих условия применения нормативов потребления, истец считает, что при начислении платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды следует исходить из положений Правил № Х.
В соответствии с пунктом 44 Правил № Х размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам. В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил № Х приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной и горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной и горячей воды, определяется по формулам 11 и 12.
В связи с изложенным, истец считает, что действия ЖСК-515 по начислению с июля 2013 года платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды исходя из нормативов потребления, а не в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, являются незаконными.
Суд не находит возможным согласиться с доводами истца, поскольку действующее законодательство не запрещает ответчику начислять плату на общедомовые нужды исходя из нормативов потребления данных услуг в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.05.2013 № 97-р.
При этом истец указывает в уточненном иске, что он оспаривает не конкретную сумму, а методику начисления платы, используемую ЖСК–515, и считает, что суд может дать оценку позиций сторон без рассмотрения вопроса о конкретной величине перерасчета, с возложением на ответчика обязанности осуществить перерасчет произведенных начислений в соответствии с действующим законодательством (т.1, л.д. 150)
Указанный довод истца не основан на законе, поскольку истцом не представлены доказательства нарушения его прав применением ответчиком методики расчета указанной платы либо возложения на истца дополнительных расходов, возможность оспаривания методики расчета действующим законодательством не предусмотрена.
В связи с отсутствием нарушения прав истца действиями ответчика суд полагает отказать истцу в удовлетворении указанного требования.
Кроме того, суд не находит оснований для обязания ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет за период с сентября 2010 г. по настоящее время, исключив из общей суммы начислений за жилое помещение и коммунальные услуги начисления за услуги вычислительного центра в сумме 469 руб., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также обязать ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет за период с сентября 2010 г. по настоящее время, исключив из общей суммы начислений за жилое помещение и коммунальные услуги начисления за услуги банка в сумме 1 428 руб. 81 коп., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество указанного собственника.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
К указанным расходам могут быть отнесены и расходы, которые несет ЖСК-515 по договорам об оплате услуг банка, вычислительного центра, обусловленные необходимостью содержать общее имущество многоквартирного дома.
Как усматривается из расчета истца и представленных в материалы дела счетов на оплату ЖКУ за спорный период, размер начислений за услуги вычислительного центра составил 469 руб.
Согласно материалам дела, с 2007 г. по 2013 г. между ЖСК № 515 и ООО «Х» заключены договоры на оказание ответчику ООО «Х» услуг по начислению платы за жилое (нежилое) помещение, коммунальные и прочие услуги, передаче ответчику документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, иных бухгалтерских документов (т.1, л.д. 178-181).
Факт оказания ООО «Х» указанных услуг, а также начисления ответчиком платы за услугу ВЦ в соответствиями с условиями заключенных с ООО «Х» договоров сторонами не оспаривается, вместе с тем истец считает незаконным включение ответчиком в счета на оплату ЖКУ за спорный период указанных начислений по мотиву отсутствия утверждения решениями общего собрания членов ЖСК их размера.
В обоснование своих доводов истец ссылается на положения ст. 145 ЖК РФ, определяющей круг вопросов, решение которых относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, между тем ответчик товариществом собственников жилья не является, а раздел 5 ЖК РФ «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы», регламентирующий организацию и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов аналогичную норму не содержит, в связи с чем оснований для обязания ответчика произвести по лицевому счету истца перерасчет за период с сентября 2010 г. по настоящее время, исключив из общей суммы начислений за жилое помещение и коммунальные услуги начисления за услуги вычислительного центра в сумме 469 руб., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не имеется.
Разрешая спор в части незаконного, по мнению истца, начисления ответчиком с сентября 2010 г. по настоящее время платы за услуги банка, суд приходит к следующему.
Как усматривается из представленных в материалы дела квитанций за спорный период, расчета истца, размер начислений за услуги банка за период с августа 2010 г. по февраль 2014 г. составил 1 428 руб. 81 коп.
Решениями общих собраний членов ЖСК-515 от 13.03.2001 г., от 31.03.2007 г., утверждены ставки за обслуживание банка – с квартиры – 5 руб. (т.2, л.д.51-58).
Размеры ставок за услуги банка на спорный период решениями общих собраний ЖСК-515 не утверждались.
Суд полагает согласиться с доводом ответчика о том, что в случае несогласия с включением в счет платы за услуги ОАО «Х» истец могла избрать иной способ внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги, то есть без использования услуг ОАО «Х», и, соответственно, без оплаты его услуг.
При таких обстоятельствах, учитывая оплату истцом за спорный период фактически оказанных банком услуг, оснований для обязания ответчика произвести истцу перерасчет начислений за услуги банка с сентября 2010 г. по настоящее время, не имеется.
Требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет начислений за жилое помещение, произведенных в 2012, 2013 и 2014 годах, на общую сумму 2 100 руб. 96 коп. подлежит отклонению судом на том основании, что в силу ст. 39, ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество указанного собственника.
Положения ст. 145 ЖК РФ, определяющей круг вопросов, решение которых относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, на ЖСК не распространяется, в связи с чем оснований для обязания ответчика произвести перерасчет начислений за жилое помещение, произведенных в 2012, 2013 и 2014 годах, на общую сумму 2 100 руб. 96 коп., с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не имеется.
В обоснование требования об обязании ответчика произвести перерасчет начислений за капитальный ремонт на общую сумму 638 руб. 88 коп. за период с декабря 2011 г. по декабрь 2012 г. с зачислением ранее внесенных денежных средств в оплату жилого помещения и коммунальных услуг истец ссылалась на незаконное ежемесячное завышение ответчиком платы за капитальный ремонт на 1,05 руб. за кв.м, поскольку в указанный период ответчик применял тариф 3,94 руб. за кв.м, вместо 2,89 руб. за кв.м (т.1, л.д. 148-155)
Указанный довод истца не подтвержден какими-либо доказательствами, соответствующие платежные документы, подтверждающие ежемесячную оплату истцом капитального ремонта исходя из тарифа 3,94 руб. за кв.м, а также счета на оплату коммунальных услуг за спорный период, из которых усматривалось бы установление ответчиком платы по указанной статье исходя из тарифа 3,94 руб. за кв.м, не представлены.
Ссылка истца на письмо СПб ГУ «Х» от 11.10.2012 г., которое в материалы дела не представлено, правового значения не имеет, поскольку письма указанного учреждения нормативными актами не являются.
В связи с изложенным, суд полагает отказать истцу в удовлетворении иска и в указанной части.
Между тем суд считает подлежащим удовлетворению требование истца об обязании ответчика отражать в платежном документе информацию, предусмотренную п.п. «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исходя из следующего.
В соответствии с п.п. «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в платежном документе указываются: общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Как усматривается из выставляемых ответчиком счетов на оплату ЖКУ, представленных истцом в материалы дела, в счетах содержатся лишь показания общедомового прибора учета потребления холодной воды.
С учетом положений вышеуказанной нормы права, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика, суд полагает требования истца в указанной части подлежащими удовлетворению.
Кроме того, истец оспаривает решение общего собрания членов ЖСК от 21.04.2013 г., которым она была исключена из членов ЖСК-515.
Как усматривается из протокола № 1 общего отчетно-перевыборного собрания членов ЖСК-515 от 21.04.2013 г., в повестку дня общего собрания был включен вопрос № 7: «Прием в члены ЖСК-515 и исключение из членов ЖСК-515» (т.1, л.д. 104-116).
На голосование членов ЖСК-515 был поставлен вопрос об исключении ФИО1 из членов ЖСК по рекомендации правления.
В обоснование постановки перед общим собранием данного вопроса указано, что «.. в течение нескольких лет член ЖСК-515 ФИО1 вносит деструктивный фактор в работу ЖСК-515, нарушает спокойствие жильцов дома, систематически подает исковые заявления в суд о своем несогласии с решениями Общих собраний по вопросам оплаты услуг банка, зарплаты дворникам, оплаты коммунальных услуг, не оплачивает услуги по потреблению тепловой энергии и подстрекает других жильцов не оплачивать общедомовые услуги, в результате чего растет общая задолженность по коммунальным платежам в бюджет ЖСК-515, и ухудшается общественный морально-психологический климат и жилищные отношения между жильцами дома. В настоящее время подаются жалобы в прокуратуру и Жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, что провоцирует проверки надзорных органов, … которые даже при отсутствии явных нарушений, завершаются выставлением штрафных санкций, а оплачивать штрафы приходится всем членам ЖСК-515, что наносит финансовый ущерб ЖСК-515». Кроме того, в протоколе указано, что по материалам последнего искового заявления ФИО1 лоббирует интересы П., который членом ЖСК-515 не является.
117 членов ЖСК-115 проголосовали за исключение ФИО1 из членов ЖСК-515, 5 - против (т.1, л.д. 116).
Суд полагает решение общего собрания членов ЖСК-515 от 21.04.2013 г. в части исключения ФИО1 из членов ЖСК-515 незаконным исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 130 Жилищного кодекса РФ членство в жилищном кооперативе и ЖСК прекращается, в том числе, в случае исключения члена кооператива (п. 2).
Член кооператива может быть исключен из кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных данным Кодексом или уставом кооператива (ч. 3 ст. 130 ЖК РФ).
Согласно п. 5.2 Устава ЖСК-515, утвержденного решением общего собрания членов ЖСК-515 от 13.03.2001 г. член ЖСК обязан выполнять положения Устава, решения Общего собрания и решения Правления, не совершать действий, нарушающих интересы ЖСК и его членов.
Суд полагает, что подача ФИО1 исков в суд, жалоб в прокуратуру и Жилищную инспекцию Санкт-Петербурга не может быть расценена как грубое неисполнение ею без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК РФ и уставом кооператива, направлена на восстановление прав, которые истец полагает нарушенными, а не с целью причинения вреда ЖСК-515.
Частичная неоплата истцом услуг по потреблению тепловой энергии связана с несогласием истца с размером производимых ответчиком начислений за услугу «отопление», в связи с чем она обратилась с соответствующим иском в суд, также не свидетельствует о грубом неисполнении истцом обязанностей, установленных ЖК РФ и уставом кооператива без уважительных причин.
Указание в протоколе общего собрания на то, что ФИО1 лоббирует интересы П., членом ЖСК-515 не являющегося, не основано на каких-либо доказательствах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение общего собрания членов ЖСК-515 от 21.04.2013 г. в части исключения ФИО1 из членов ЖСК-515 вынесено в отсутствие обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 130 ЖК Российской Федерации, в связи с чем подлежит признанию недействительным в указанной части.
В письменном отзыве ответчик ссылался на пропуск истцом установленного ст. 46 ЖК РФ срока обжалования решения общего собрания.
В соответствии с п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Поскольку об исключении из членов ЖСК-515 ФИО1 узнала 21.04.2013 г., срок обращения в суд с иском об оспаривании решения указанного собрания истек 21.10.2013 г.
Между тем, исковое заявление ФИО1 было направлено в суд почтой 18.10.2013 г. (т.1, л.д. 76), то есть в пределах срока, установленного п. 6 ст. 46 ЖК РФ, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска в указанной части не имеется. В судебном заседании 02.04.2013 г. председатель правления ЖСК-515 К. указал, что не возражает относительно восстановления членства ФИО1 в ЖСК.
Кроме того, истцом заявлено требование об обязании ответчика внести в Устав ЖСК-515 изменения, исключив из него положения, закрепленные в пункте 2.1.8.
При рассмотрении данного требования суд приходит к следующему.
Решением общего собрания членов ЖСК-515 от 21.04.2013 г., оформленного протоколом, утвержден Устав ЖСК-515 в новой редакции.
В новую редакцию Устава включен пункт 2.1.8. следующего содержания: «Лица, действующие против волеизъявления членов ЖСК, утвержденного Общим собранием, и в корыстных целях, причиняющие вред жизни и здоровью отдельных граждан, нарушающие их спокойствие, свободы, законные права, интересы, наносящие ущерб ЖСК, должны отвечать по закону за свои противоправные действия: таким лицам не место быть в Правлении ЖСК-515, они не вправе быть членами ЖСК, а в особых случаях, они не вправе жить в одном общем многоквартирном доме с гражданами ЖСК - 515. Члены ЖСК-515, преследовавшие цель реорганизации ЖСК в ТСЖ, были выведены из Правления ЖСК-515 и 02 апреля 2011г. Общее собрание членов ЖСК-515 не допустило их в состав нового Правления ЖСК-515, 21 апреля 2013 г. Общее собрание ЖСК-515 не допустило их в состав Правления ЖСК-515 2013-2015 годов.» (т. 1, л.д. 87)
Суд согласен с доводом истца о том, что текст и смысл данного пункта не соответствуют действующему законодательству, поскольку перечень оснований, по которым собственник жилого помещения может быть исключен из членов ЖСК и/или выселен из МКД, установлен Жилищным кодексом РФ. Причем данный перечень не содержит оснований, перечисленных в пункте 2.1.8. Устава, Жилищный кодекс РФ не предоставил общему собранию членов кооператива право его расширять.
В связи с изложенным, истец настаивает на обязании ответчика внести изменения в Устав ЖСК-515, исключив из Устава положения, закрепленные в пункте 2.1.8.
Между тем, в удовлетворении указанного искового требования суд полагает отказать исходя из следующего.
В соответствии с со ст. 115 ЖК РФ, п.8.2.1. устава высшим органом управления в ЖСК-515 является общее собрание членов ЖСК-515, к исключительной компетенции которого относится решение вопроса о внесении изменений в Устав.
Суд полагает, что истец не лишена возможности самостоятельно инициировать проведение общего собрания ЖСК с целью решения вопроса об исключении из Устава пункта 2.1.8., при этом в настоящее время ее права и законные интересы указанным положением Устава не нарушены, в связи с чем оснований для обязания ответчика внести изменения в Устав ЖСК - 515, исключив из устава положения, закрепленные в пункте 2.1.8., не имеется.
Поскольку в силу в силу закона истец ФИО1 освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в силу ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход государства подлежит государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 56,67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ЖСК-515 - удовлетворить частично.
Обязать ЖСК-515 отражать в платежном документе информацию, предусмотренную подпунктом «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Признать незаконным решение общего собрания членов ЖСК-515 от 21.04.2013 г. в части исключения ФИО1 из членов ЖСК-515.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части иска – отказать.
Взыскать с ЖСК-515 в доход государства государственную пошлину в размере 200 руб. (Двести рублей)
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья