ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1028/18 от 25.06.2018 Сегежского городского суда (Республика Карелия)

Дело №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2018 г. ...

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.

при секретаре Медведевой О.Г.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Карелия (межрайонное) о возложении обязаности включить периоды в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении пенсии,

установил:

Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что 18.06.2017 истец обратилась в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по достижении 50 лет. В назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. В стаж работы истца не были включены периоды общественных работ с 01.08.2005 по 30.09.2005 и с 20.10.2005 по 30.11.2005. Отказ ответчика истец считает незаконным, в связи с чем она просит обязать ответчика зачесть в стаж ее работы в районах Крайнего Севера указанные периоды, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с момента обращения, т.е. с. 18.06.2017. Впоследствии исковые требования были уточнены в части даты назначения пенсии – с 19.06.2017 – даты наступления возраста 50 лет.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца исковые требования с учетом уточнений поддержал, пояснив, что истец в спорные периоды работала в СПК «Салма», с ней были заключены срочные трудовые договоры, внесены соответствующие записи в трудовую книжку. Работы проходили в ..., оплачивалась с учетом начислений северной надбавки и районного коэффициента.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым периоды участия в оплачиваемых общественных работах включаются в страховой стаж, что и было сделано ответчиком. Однако не могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку правовых оснований для этого не имеется. Стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 14 лет 10 месяцев 26 дней, что меньше требуемого стажа 15 лет, в связи с чем истцу обоснованно было отказано в назначении пенсии. Право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает по достижении возраста 50 лет 04 месяца.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы выплатного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец ФИО3, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 19.10.2017 №... ФИО3 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком учтен стаж работы в районах Крайнего Севера 13 лет 04 месяца 28 дней, при требуемом стаже 15 лет.

В стаж работы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не учтены общественные работы с 01.08.2005 по 30.09.2005, с 20.10.2005 по 30.11.2005.

Впоследствии ответчиком в связи с предоставлением истцом дополнительных документов, установлен стаж работы в районах Крайнего Севера 14 лет 10 месяцев 26 дней.

Вместе с тем, с позицией ответчика о невключении в стаж работы истца в районах Крайнего Севера спорных периодов суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины – 55 лет.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьями 30 и 32 Закона № 400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, предусмотренными ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж засчитываются иные периоды, к числу которых отнесены, в том числе, периоды участия в оплачиваемых общественных работах.

В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 875, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, указанных в пункте 15 настоящего Положения).

В указанный период безработным гражданам может оказываться материальная поддержка.

Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.

Судом установлено, что истец ФИО3 с ХХ.ХХ.ХХ. была зарегистрирована и проживает по адресу ....

Согласно сведениям, представленным ГКУ РК «Центра занятости населения ...» ФИО3 состояла на регистрационном учете в качестве безработного с 04.07.2005 по 19.01.2006, с 04.08.2006 по 03.10.2007, с 22.04.2008 по 05.08.2008. Периоды участия в оплачиваемых общественных работах, засчитываемых в страховой стаж с 01.08.2005 по 30.09.2005, с 20.10.2005 по 30.11.2005.

Из трудовой книжки истца следует, что с 01.08.2005 она была принята на работу в Сельхозкооператив «Салма» сторожем по трудовому договору временно на основании приказа №... от 01.08.2005, была уволена по истечению срока трудового договора 30.09.2005. Также в трудовой книжке истца имеется запись о принятии на работу истца по временному трудовому договору сторожем в СПК «Салма» с 20.10.2005 на основании приказа №... от 20.10.2005 и об увольнении по истечению срока трудового договора 30.11.2005.

Стороной истца представлены копии трудовых договоров №... от 01.08.2005 и №... от 20.10.2005, заключенных между СПК «Салма» в лице директора ФИО1 и ФИО3, по условиям которых истец принята на работу временно с 01.08.2005 по 30.09.2005 и с 20.10.2005 по 30.11.2005 сторожем, установлена продолжительность еженедельной работы 40 часов, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, закреплено право работника на льготы и компенсации, связанные с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, установлено, что работнику выплачивается должностной оклад с процентной надбавкой за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент к заработной плате. Место работы указано ....

На основании Указа Президента РФ от 20.12.1993 № 2226 «Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» территория ... Республики Карелия отнесена к районам Крайнего Севера.

Таким образом, суд полагает, что спорные периоды работы истца должны быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера. Законодательство не содержит запрета на включение указанного вида работ в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Поскольку с учетом включения данных периодов стаж работы истца в районах Крайнего Севера составит более 15 лет, истцу следует назначить пенсию на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с даты наступления возраста 50 лет, то есть с 19.06.2017.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Карелия (межрайонное) включить ФИО3 в стаж работы в районах Крайнего Севера, периоды работы в СПК «Салма» с 01.08.2005 по 30.09.2005, с 20.10.2005 по 30.11.2005.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Карелия (межрайонное) назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с 19 июня 2017 г.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Карелия (межрайонное) в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья М.А. Ронгонен

Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.