К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Калининский районный суд в составе председательствующего Ч.Г.Н.., при секретаре БЛВ, с участием старшего помощника прокурора <адрес>ВАБ, представителя ответчика Калининского РКО Таманского отдельского казачьего общества КВКО – ВВВ, представителя заинтересованного лица ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» по доверенности ГОА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>ному казачьему обществу Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества об обязании проведения специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением к <адрес>ному казачьему обществу Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества об обязании проведения специальной оценки условий труда, в котором указано, что прокуратурой района по результатам проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что <адрес> казачьим обществом Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества допускаются нарушения закона в части охраны труда. В соответствии со ст.7, ч.3 ст.37, ч.1 ст.41 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья. В силу ст.21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. С ДД.ММ.ГГГГ вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после ДД.ММ.ГГГГ, использоваться не могут (п.2 Письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№/В-113). По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболевании и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условии охраны труда (ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ). Специальная оценка проводится в отношении условии труда сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Методика проведения специальной оценки условий труда (ч.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спец.оценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п.1 Методики). По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч.4 ст.8 и 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ). В соответствии с п.8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований закона <адрес> казачьим обществом Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества специальная оценка условии труда не проведена, что подтверждается отчетом ГКУ КК «ЦЗН» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Осуществление работ в отсутствие оценки условий труда не обеспечивает гарантированное Конституцией РФ право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что в последующем может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, принятых на работу.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать <адрес>ное казачье общество Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества устранить нарушения трудового законодательства путем проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ВАБ поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика <адрес> казачьего общества Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества – ВВВ не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» по доверенности ГОА в судебном заседании поддержала требования прокурора.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе проведенной проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности <адрес> казачьего общества Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества выявлены нарушения законодательства в части охране труда, а именно установлено, что в нарушение требований закона в указанном обществе не проведена специальная оценка условий труда, что также подтверждается отчетом ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно абз.1,4,7 ст.21 ТК РФ, работник имеет право на: рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Согласно абз.9,10,12 ст.22 ТК РФ, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно абз.1,2,11 ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Судом учитывается, что с ДД.ММ.ГГГГ вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после ДД.ММ.ГГГГ, использоваться не могут (п.2 Письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№/В-113). Согласно ч.12 ст.209 ТК РФ (в старой редакции), аттестация проводилась в порядке, утвержденном вышеуказанным Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№н. Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч.4 ст.58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ, как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст.58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ утратила силу ДД.ММ.ГГГГ (подп.Г п.4 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №421-ФЗ). По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ). Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Также в п.4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах). Методика проведения специальной оценки условий труда (ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н и в ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п.1 Методики). По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч.4 ст.8 и 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ). При этом в соответствии с п.8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.
В судебном заседании установлено, что как на момент проведенной прокуратурой <адрес> вышеуказанной проверки, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом, специальная оценка условий труда <адрес> казачьим обществом Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества не проведена.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложить обязанность на <адрес>ное казачье общество Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Калининское районное казачье общество Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества устранить нарушения трудового законодательства путем проведения специальной оценки условий труда всех рабочих мест.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.