№ 2-11696/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.,
при секретаре Газизовой Л.З.
с участием представителя истца – ФИО5 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика – Администрации Кировского района ГО г. Уфа ФИО6 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
представителя ответчика Госстроя РБ – ФИО7 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя третьего лица – УФМС России по РБ - ФИО8 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кировского района Городского округа город Уфа, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о восстановлении даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вынужденного переселенца, включении в сводный список на получение жилищных сертификатов в 2015 году,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Кировского района ГО город Уфа, Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре (далее Госстрой) о восстановлении даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вынужденного переселенца и включении в сводный список на получение жилищного сертификата.
В обоснование иска указано на то, что с октября 1996 года истец была принята на учет на улучшение жилищных условий в Миграционную службу РБ как вынужденный переселенец, номер личного дела вынужденного переселенца № №/№-№.
С этого времени она не получала жилья для постоянного проживания, ссуды или субсидии на строительство (приобретение) жилья, компенсации за утраченное жилье. Она является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных ФИО2 законодательством», входящей в состав ФИО2 целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».
Однако на учет в администрации Кировского района городского округа город Уфа она была поставлена с 19.11. 2001 года, в результате чего, она включается в список на получение жилищного сертификата не как поставленная на учет в качестве вынужденного переселенца в 1996 году, а как вставшая на жилищный учет в администрации района в 2001 году, что значительно отодвинуло ее по очереди.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО5 исковые требования поддержала полностью. Суду пояснила, что по данным УФМС России по РБ ФИО1 была поставлена на учет в миграционной службе ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, утвержденным указанным постановлением, и ФИО2 Минфедерации России № от ДД.ММ.ГГГГ списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной ФИО2 миграционной службы, считаются действительными с сохранением ранней даты принятия на жилищный учет. Этими же положениями она обязана была встать на обязательный жилищный учет в органах местного самоуправления. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по РБ информировало администрации муниципальных образований республики о необходимости сохранения ранней даты постановки на жилищный учет у данной категории вынужденных переселенцев. Однако жилищными отделами администраций были представлены списки в исполнительный орган по реализации подпрограммы в республике для составления сводного списка без учета этих рекомендаций. Своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения РБ также обращало внимание на допускаемые при учете нуждающихся в администрациях районов нарушения. После обращения в адрес ответчика был получен ответ, что истец в соответствии со ст. 52 ЖК РФ и ст. 31 ЖК РСФСР принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании личного заявления постановлением главы администрации с ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, очередность истца изменилась, возможность получить жилье отодвинулась на 5 лет. Ежегодно администрацией в адрес второго ответчика – Госстроя РБ первым ответчиком подается выписка из общего списка очередников для включения в список граждан, претендующих на получение жилищного сертификата в качестве участника подпрограммы (в качестве вынужденного переселенца), при этом сводный список составляется по дате постановки гражданина на учет в администрации как нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть для истицы это 2001 год. В настоящее время жилищными сертификатами уже обеспечены граждане, поставленные на учет после 1996 года. То есть, в случае восстановления даты постановки истицы на учет как вынужденного переселенца в 1996 году, она могла бы реально претендовать на получение жилищного сертификата в самое ближайшее время.
Представитель ответчика - Администрации Кировского района ГО город Уфа ФИО6 иск не признал. Суду указал на то, что в администрации Кировского района ГО город Уфа ведется только один список. Это список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, по администрации Кировского района ГО город Уфа РБ. В данном списке ФИО1 состоит на учете как вставшая на учет в ноябре 2001 г. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личных заявлений граждан. Порядок осуществления учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировано Законом РФ «О вынужденных переселенцах», где подп. 2 п. 1 ст. 7 установлено, что ФИО2 органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности. Орган местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ. В Республике Башкортостан эти полномочия делегированы Госстрою РБ. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Орган исполнительной власти на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список в
отношении граждан, признанных вынужденными переселенцами, подлежит согласованию с территориальными органами ФИО2 миграционной службы. Таким образом, ведение какого-либо отдельного учета участников подпрограммы действующим законодательством не предусмотрено.
Представитель ответчика - Госстроя РБ ФИО7 исковые требования не признала. Суду пояснила, что в сводный список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных ФИО2 законодательством», входящей в состав ФИО2 целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, составляется на основании соответствующих выписок из списков, представляемых администрациями муниципальных образований республики, где указывается дата постановки гражданина на учет. В сводном списке граждане распределены именно по дате постановки на учет, указанной в списке органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица - УФМС России по РБ ФИО8 пояснила, что истица ФИО1 состоит на учете в УФМС России по РБ как вынужденная переселенка. До создания Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Миграционной службы, начавшей свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года, проблемами вынужденных переселенцев, в том числе жилищными, занималась Миграционная служба при Министерстве труда и занятости РБ, неоднократно реорганизуемая. ФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Миграционную службу РБ ДД.ММ.ГГГГ на основании Временного положения о комиссии Миграционной службы при Министерстве труда и занятости Республики Башкортостан по распределению жилья из специального жилищного фонда вынужденным переселенцам и беженцам». Обязательная постановка на жилищный учет в органы местного самоуправления этим Положением не предусматривалась. В соответствии с п.2 п.п.3 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и п. 3.3 и п. 3.4 Приказа Минфедерации России № от ДД.ММ.ГГГГ списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные ранее территориальными органами упраздненной Федеральной
миграционной службы, являются действительными. «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», утвержденное указанным постановлением, предусматривало обязательную постановку вынужденных переселенцев на жилищный учет в органах местного самоуправления. Будучи уведомленной об этом миграционной службой, ФИО1 в ноябре 2001 года встала одновременно на учет по месту регистрации в администрации Кировского района г. Уфы. Вынужденные переселенцы, включенные в эти списки, подлежат включению и в Сводные списки, утвержденные указанным приказом. Граждане, состоящие на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включаются в Сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. Правительство РФ Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установило, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. является предоставление вынужденным переселенцам за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом. Положения эти сохранились и сейчас. Для реализации указанной подпрограммы УФМС России по РБ в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № направило в администрации муниципальных образований республики выписки из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, сформированного в 2005 г. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ они проинформированы о необходимости сохранения ранней даты постановки на жилищный учет вынужденных переселенцев, состоящих одновременно на учете в УФМС и органах местного самоуправления. УФМС России по РБ. Считает, что ФИО1 должна учитываться в Сводном списке на выделение субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что по состоянию на 1995 год действовали Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденные руководителем Миграционной службы при Министерстве труда и занятости населения Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которых учет вынужденных переселенцев и беженцев велся Комиссией Миграционной службы при Министерстве труда и занятости населения РБ по распределению жилья.
Указанные правила были составлены с учетом требований Приказа Руководителя Федеральной миграционной службы России № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации Комиссии ФМС России по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам».
В соответствии с данными правилами ФИО1 встала на учет как вынужденный переселенец, нуждающийся в предоставлении жилых помещений, ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», котором было прямо оговорено, что следует «считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим постановлением (имеется ввиду Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации), и продолжить работу по обеспечению состоящих на учете вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии с указанным Положением».
Во исполнение вышеуказанного постановления № Правительства РФ Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», в соответствии с положениями пунктов 3.3 и 3.4 которого было постановлено включить в сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет, а также – вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.
Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ № предусматривало осуществление учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
В связи с этим вынужденным переселенцам, ранее состоявшим на учете только в Миграционной службе, было рекомендовано встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
ФИО1 в соответствии с этими рекомендациями обратилась в администрацию Кировского района Уфы и была поставлена на учет на основании личного заявления с ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», было установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств» является предоставление участникам подпрограммы за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. При этом учитываются сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированные территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Как следует из материалов дела, администрация Кировского района городского округа город Уфа направило сведения в УГСЗН с учетом даты постановки вынужденных переселенцев на учет в администрации, то есть в случае с ФИО1 это ноябрь 2001 года, а не по дате постановки на учет в Миграционной службе, то есть в случае с истцом это октябрь 1996 года, то в сводном списке участников упомянутой выше подпрограммы, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов по РБ, ФИО1 учитывается как состоящая на учете с 2001 года.
При этом ФИО1 не претендует на получение социального жилья за счет республиканского бюджета, а намеревается получить государственный жилищный сертификат как вынужденный переселенец за счет федерального бюджета.
Таким образом, действиями администрации Кировского района городского округа город Уфа нарушаются права истца на получение жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку последняя не учтена при подаче сведений для составления сводного списка участников указанной подпрограммы с даты постановки ФИО1 на учет в Миграционной службе - ДД.ММ.ГГГГ года.
Действия ответчика – администрации Кировского района городского округа город Уфа - противоречат действовавшему постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», а также самому упомянутому Положению, а также постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», статьям 5, 7 п. 4 Закона Российской положениям статей 17, 18, 40, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации.
Соответственно, в результате допущенных администрацией Кировского района ГО город Уфа нарушений, Госстроем РБ в сводный список граждан - вынужденных переселенцев, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, внесены сведения о постановке ФИО1 на учет как вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не с ДД.ММ.ГГГГ (с момента ее постановки на учет в Миграционной службе в соответствии с действовавшим тогда законодательством), а - с ДД.ММ.ГГГГ года.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагает на нее обязанности по обеспечению государственной поддержки незащищенных слоев населения, развитию системы социальных служб, а также установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты( ст. 7), органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Одну из категорий граждан, которая в силу жизненных обстоятельств вынуждена была терпеть трудности, связанные с вынужденным изменением места жительства, государство своим законом отнесло к категории граждан,
нуждающихся в дополнительной социальной поддержке государства и взяло на себя обязанность решать жилищные вопросы этой категории граждан путем предоставления различных мер социальной поддержки. Таковыми являются различные компенсационные выплаты, предоставление беспроцентных займов и ссуд на приобретение и строительство жилья, а также выделение жилищных сертификатов.
Изначально все меры социальной поддержки предоставлялись указанной категории граждан, исходя из хронологического принципа регистрации в качестве вынужденных переселенцев, принятия и постановки их на учет в качестве нуждающихся в получении жилья или улучшения жилищных условий.
Внесение изменения в порядок проведения учета, изменение органов, его ведущих, определение механизмов и органов, ответственных за реализацию программ предоставления социальных гарантий и поддержки, должно происходить при недопустимости создания ситуации, при которой будут умаляться либо ущемляться права граждан, и производиться, в частности, с обеспечением социальной поддержки нуждающимся в этом граждан на началах справедливости, с использованием необходимой индивидуализации и дифференциации мер социальной защиты в целях наиболее полного восполнения потерь от объективно сложившихся трудных жизненных обстоятельств.
По мнению суда, государство в лице органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при реализации социальных программ не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица объем социальных гарантий.
Изменение ранее установленного порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом передачи указанных функций от органов миграционной службы в органы местного самоуправления должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему, иначе новое правовое регулирование будет означать по существу отмену прав, ранее приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим порядком и законодательством.
На момент постановки ФИО1 на учет в миграционной службе закон не обязывал истицу вставать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма в органе местного самоуправления.
ФИО1, обладая специальным статусом вынужденного переселенца, вправе была рассчитывать на предоставление ей социальных гарантий и поддержки от государства согласно особого статуса в уполномоченном органе, согласно хронологической последовательности.
Впоследствии государство приняло решение о необходимости учета вынужденных переселенцев в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, что не должно повлиять на изменение хронологической последовательности возникновения прав на получение социальной поддержки как вынужденного переселенца с момента изначальной его регистрации в этом качестве в уполномоченном на то органе.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав ФИО1, в связи с чем находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 Администрации Кировского района Городского округа город Уфа, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о восстановлении даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вынужденного переселенца, включении в сводный список на получение жилищных сертификатов в 2015 году удовлетворить.
Восстановить дату постановки ФИО1 на учет в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Кировского района городского округа город Уфа с момента принятия ее на учет в миграционной службе с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре внести изменение в сводный список участников указанной выше подпрограммы, претендующих на получение жилищных сертификатов на 2015 год в части указания ФИО1 в указанном списке по очереди на получение жилищного сертификата, учитывая дату постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ и оформить ей жилищный сертификат в установленном порядке по дате постановки на учет в миграционной службе с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента постановления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья: З. М. Рамазанова