ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1028/2017 от 15.05.2017 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2- 1028/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 15 мая 2017 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Макаровой Е.В.,

при секретаре Рязанцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева А.Ф. к администрации г.Тамбова, Управлению финансов Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Алиев А.Ф.оглы обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, указав, что состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Тамбовский областной клинический противотуберкулезный диспансер» по поводу ***. Согласно справки №35 от 16.06.2016г. на него распространяется Постановление Правительства РФ от 16.06.2006г. №378. На основании постановления администрации г.Тамбова от 03.02.2017г. № 628 он, с составом семьи один человек, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признан малоимущим. В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, как гражданин страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Просил суд обязать администрацию г.Тамбова предоставить ему благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В судебном заседании истец Алиев А.Ф. оглы исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г.Тамбова Каменева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, поэтому финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Поскольку в бюджет администрации г.Тамбова средства на эти цели из федерального бюджета не поступали, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель соответчика Управления социального развития и семейной политики Тамбовской области Авдеева И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав позицию представителя администрации г.Тамбова.

Представитель соответчика Финансового управления Тамбовской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на иск указал, что субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области свои обязательства исполняет надлежащим образом. Действующее законодательство, а также многочисленная судебная практика свидетельствуют о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005г., осуществляется органами местного самоуправления из муниципального жилого фонда, в связи с чем в иске к Финансовому управлению Тамбовской области просил отказать.

Представитель третьего лица Администрации Тамбовской области Кулакова И.В. в судебном заседании поддержала отзыв на иск, приобщенный к материалам дела, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний осуществляется органами местного самоуправления из муниципального жилого фонда согласно действующему законодательству и сложившейся судебной практике.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Тамбовской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск, имеющемся в материалах дела, указал, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 329, не предусмотрены полномочия Минфина России по предоставлению жилых помещений гражданам.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 г. №20-П, Определение от 15.02. 2005 г. № 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12. 2004 г. № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится ***.

Федеральным законом от 18.06.2001 г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами *** (т.е. ***), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой *** (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение *** среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 ст.40 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 02.05.2015 г. №124-ФЗ п.5 ст.14 Федерального закона от 18.06.2001 г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).

В судебном заседании установлено, что согласно справке № 35 от 16.06.2016г. истец Алиев А.Ф. оглы состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Тамбовский областной клинический противотуберкулезный диспансер» по поводу ***. Заболевание Алиева А.Ф. оглы отнесено в перечень Постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» код по *** ( л.д. 5).

Истец Алиев А.Ф. оглы с ***. зарегистрирован по адресу: ***. Домовладение на праве общей долевой собственности принадлежит Берилло В.Н., Лоскутовой А.Н. и Юсифову М.М.о. Сведения о регистрации за истцом права собственности на недвижимое имущество в Тамбовской области отсутствуют.

Постановлением администрации г.Тамбова от 03.02.2017г. № 628 истец Алиев А.Ф. оглы, с составом семьи один человек, в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признан малоимущим ( л.д. 4).

Установленные обстоятельства в соответствии с вышеизложенным законодательством дают истцу право на предоставление отдельного жилого помещения вне очереди.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013г. № 30-П п.5 ст.14 Федерального закона от 18.06.2001г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.

При этом Конституционный Суд указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.6 ст.12 и п.5 ст.13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном постановлении предписал федеральному законодателю, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда, выраженных в том числе в данном постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.

В Определении от 15.01.2015 г. №2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013г. N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 ст.12 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.

Таким образом, доводы представителя ответчика администрации г.Тамбова о том, что внеочередное обеспечение жильем больных туберкулезом не является обязанностью администрации г.Тамбова являются несостоятельными.

Постановлением администрации г.Тамбова от 03.02.2017г. № 628 истец Алиев А.Ф. оглы, с составом семьи один человек, в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признан малоимущим.

Рассматривая вопрос об обязанности органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением, суд считает, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выявленным у него заболеванием после 01 января 2005 года. С момента вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует. В связи с указанным, в силу положений ч.3 ст.49 и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и возложении на администрацию г. Тамбова обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи из одного человека не ниже установленных норм предоставления жилых помещений применительно к условиям г.Тамбова на администрацию г.Тамбова.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Алиева А.Ф. удовлетворить.

Обязать администрацию города Тамбова предоставить Алиеву А.Ф. вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма, общей площадью не менее 16 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В.Макарова

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2017г.

Судья Е.В.Макарова