РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2017 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Солодковой У.С.,
при секретаре судебного заседания Загоскиной У.С.,
с участием представителя истца Братского межрайонного природоохранного прокурора Зивко О.В.,
представителя ответчика Закрытого акционерного общества «Ката» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1028/2017 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Ката» об обязании выполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства арендаторами лесных участков при ведении хозяйственной деятельности по заготовке древесины на территории Усть-Илимского района Иркутской области, в том числе ЗАО «Ката» установлено следующее. ** ** **** территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству с ЗАО «Ката» заключен договор аренды лесного участка №, согласно которому арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в границах, определенных планом лесного участка, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество, Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача, кварталы №№, частично кварталы №; Зелиндинская дача, кварталы №№
Указанный лесной участок передан по договору аренды для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 124000 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 89 000 куб.м. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****. №-апр.
** ** **** территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству с ЗАО «КАТА» заключен договор аренды лесного участка №. Согласно договору №, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью <данные изъяты> Га, расположенный в границах, определенных планом лесного участка, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество, Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача, кварталы № Зелиндинская дача, кварталы №№
Указанный лесной участок передан по договору аренды до ** ** **** для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 128000 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 104000 куб.м. Заготовка древесины на участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****. №
** ** **** территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству с ЗАО «КАТА» заключен договор аренды лесного участка №. Согласно договору №, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью <данные изъяты> Га, расположенный в границах, определенных планом лесного участка, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество, Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача, кварталы №№ Зелиндинская дача, кварталы №№
Указанный лесной участок передан по договору аренды до ** ** **** для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 199000 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 178000 куб.м. Заготовка древесины на вышеуказанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****№
** ** **** территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству с ЗАО «КАТА» заключен договор аренды лесного участка №. Согласно договору, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью <данные изъяты> Га, расположенный в границах, определенных планом лесного участка, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество, Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача, кварталы №№ части кварталов №№ Зелиндинская дача, кварталы №№
Лесной участок передан по договору аренды до ** ** **** для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 150000 м, в том числе по хвойному хозяйству 140000 м. Заготовка древесины на вышеуказанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****. №
** ** **** территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству с ЗАО «КАТА» заключен договор аренды лесного участка №. Согласно договору №, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью <данные изъяты> Га, расположенный в границах, определенных планом лесного участка, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Илимский район, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество, Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача, кварталы № Зелиндинская дача, кварталы №
Данный лесной участок передан по договору аренды до ** ** **** года для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме 1233 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 1233 куб.м. Заготовка древесины на вышеуказанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным приказом руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****. №
В ходе проведения осмотра лесных участков, арендованных ЗАО «КАТА» по договору аренды от ** ** ****№, установлено, что в точке с координатами <данные изъяты> Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества) хранится куча заготовленной неликвидной древесины породы береза, осина на площади 180 кв.метров.
В № квартале выделы <данные изъяты> Катинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества в точке с координатами № складируются 3 кучи неликвидной древесины породы береза, осина и порубочных остатков высотой от 1,5 до 2 метров.
В нарушение требований нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере порядка заготовки древесины, срубленная на указанных участках, арендуемых ЗАО «КАТА» в соответствии с договором аренды от ** ** ****№, в ходе заготовки неликвидная древесина, до настоящего времени не вывезена из леса - с территории находящегося в пользовании лесного участка.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что в средней точке с координатами - №" в <данные изъяты> выделе <данные изъяты> квартале Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества находится территория буферного нижнего склада, в границах которого находятся 14 временных сооружений для бытовых нужд, в том числе жилые дома и вагончики (в которых проживают рабочие ЗАО «КАТА», осуществляющие работы по заготовке, вывозке древесины), баня, столовая и административный корпус. На территории буферного нижнего склада в штабелях хранится заготовленная древесина, которая складируется на всем протяжении дороги, проходящей по территории буферного нижнего склада. В административном корпусе пребывает контролер лесозаготовительного производства ЗАО «КАТА», которым осуществляется контроль ввозимой и вывозимой с территории буферного склада древесины. Объем и место заготовки ввозимой и вывозимой древесины фиксируются контролером в журналах учета. Согласно учетной документации и визуальному осмотру на территории нижнего склада хранится <данные изъяты> куб.метров хлыстов древесины и <данные изъяты> куб.метров пиловочника.
Раздел «Создание лесной инфраструктуры» и приложение № 8 «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке» проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ЗАО «КАТА» для заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ** ** ****. № содержит сведения исключительно о таких объектах лесной инфраструктуры, как лесные дороги и лесные склады, тогда как в соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ, приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69, которым утверждены состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, проект освоения лесов должен содержать раздел «Создание лесной инфраструктуры», в котором отражаются следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры.
Вместе с тем, согласно пункту 2 перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, помимо лесных дорог и лесных складов к объектам лесной инфраструктуры также относятся: площадка производственная; склад горюче-смазочных материалов; лесопогрузочный пункт; временное сооружение для бытовых нужд; гараж для лесохозяйственных и лесозаготовительных машин; мастерская ремонтно-механическая.
Учитывая, что входящие в вахтовые поселки ЗАО «КАТА» временные сооружения для бытовых нужд в соответствии с вышеназванным перечнем являются объектами лесной инфраструктуры, они подлежат отражению в проекте освоения лесов.
Однако проверкой установлено, что в нарушение требований статьи 88 Лесного кодекса РФ, приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, пункта 2 Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, объекты вахтовых поселков - 14 временных сооружений для бытовых нужд, в том числе жилые дома и вагончики (в которых проживают рабочие ЗАО «КАТА», осуществляющие работы по заготовке, вывозке древесины), баня, столовая и административный корпус, расположенные в 63 выделе 63 квартале Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества в проект освоения лесов (раздел «Создание лесной инфраструктуры»), разработанный в отношении лесов, арендуемых ЗАО «КАТА» по договору аренды лесного участка от ** ** ****№, не включены.
Также проведенная проверка показала, что в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса, отсутствуют сведения о наличии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ЗАО «КАТА» лесных участков водных объектов, а именно рек Ката, Юктала, Сухая - Юктала, Фитили, Сикили, Огневка, Омун, Односторонняя, Железная, Делакиткон, Антакакит, Немнига, Макисимилячиха, Хорги, Каменная ФИО2, ФИО3, ручьи Тайменчик, Лобазной, Прямой, Куркачичикан, Куркачич, ФИО4, ФИО5, Горностай, Глубокий, Печи и иные ручьи без названия, что свидетельствует о нарушении статей 5, 65 Водного кодекса РФ, пункта 6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. В связи с этим, местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено.
Кроме того, проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом в соответствии с указанными договорами аренды, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. В нарушение норм действующего законодательства, проекты освоения лесов, разработанные в отношении лесных участков, предоставленных ЗАО «КАТА» в пользование в соответствии с вышеуказанными договорами аренды лесных участков, не содержат перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Проекты освоения лесов не имеют ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов. Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. В проектах освоения лесов ЗАО «КАТА» указанные тематические лесные карты отсутствуют.
Кроме того, анализ указанных проектов освоения лесов показал, что приложение № 14 проектов освоения лесов (сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках) арендатора, в нарушение требований закона, не соответствует действующим нормативам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 N 161.
На участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № от ** ** **** общей площадью <данные изъяты> Га с преобладанием хвойных пород, в проекте освоения лесов указано на наличие 1 лесопожарной машины, при действующих нормативах 2 мобильных средства пожаротушения, 2 пожарных мотопомп (в соответствии с действующими нормативами - 3), 1 воздуходувки при действующих нормативах - 5, а также не отражены сведения о необходимости наличия 1 речного катера грузоподъемностью не менее 2 тонн.
На участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № от ** ** **** общей площадью <данные изъяты> Га с преобладанием хвойных пород, в проекте освоения лесов указано на наличие 1 лесопожарной машины, при действующих нормативах 2 мобильных средств пожаротушения, 2 пожарных мотопомп (в соответствии с действующими нормативами - 3), 1 воздуходувки при действующих нормативах - 5, а также не отражены сведения о необходимости наличия 1 речного катера грузоподъемностью не менее 2 тонн.
На участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № от ** ** **** общей площадью <данные изъяты> Га с преобладанием хвойных пород, в проекте освоения лесов указано на наличие 1 лесопожарной машины, при действующих нормативах 2 мобильных средств пожаротушения, 2 тракторов с плугом или иным почвообрабатывающим орудием при требуемом количестве - 3, 3 воздуходувок, при действующих нормативах 5, не отражены сведения о необходимости наличия 1 речного катера грузоподъемностью не менее 2 тонн.
Аналогичные нарушения, связанные с несоответствием сведений о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и пр. на лесных участках действующим нормативами выявлены и при анализе проектов освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствие с договорами аренды № от ** ** **** и № от ** ** ****.
Проведенная проверка показала, что в противоречие данным требованиям закона, в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных ЗАО «КАТА» в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) отсутствует.
Тем самым нарушены интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан, неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом заявления об уточнении исковых требований от 29.05.2017, истец просит суд:
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» освободить выделы <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Катинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества, выделы <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области от срубленной и оставленной на лесном участке неликвидной древесины, расположенной в точках с координатами: № в срок до 30.11.2017.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» в установленном законом порядке отразить объекты лесной инфраструктуры: временные сооружения для бытовых нужд, расположенные в <данные изъяты> выделе <данные изъяты> квартале Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества (точка с координатами № в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование ЗАО «Ката» в соответствии с договором аренды лесного участка от ** ** ****№ в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, сведения о площади лесов, расположенных в водоохраной зоне, и отобразить размещение указанной категории лесов в границах лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, на тематических лесных картах в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, отразив их в проектах освоения лесов в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов в границах лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» привести в соответствие с действующими нормативами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 № 161, сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках, отраженные в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» отразить в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, а также изготовить тематические лесные карты, отображающие их пространственное размещение в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства представитель истца помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Зивко О.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 возражений по заявленным требованиям не высказал, полагал, что требования прокурора законны, обоснованны. В настоящее время Обществом ведется работа по устранению выявленных нарушений.
Представители третьих лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, надлежаще извещенные о времени, дне и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В письменных отзывах исковые требования прокурора поддержали.
Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени, дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно договору аренды лесного участка от ** ** ****№ Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) передал ЗАО «Ката» (арендатор) во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской федерации, площадью 95386 га, расположенный: Иркутская область, на территории Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача кварталы №№, Зелиндинская дача кварталы № Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 119,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 178,0 тыс. куб.м. Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора. Использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Срок действия договора установлен по ** ** **** года (л.д. 19-26).
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****№-агр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ЗАО «Ката») (л.д. 27).
Согласно договору аренды лесного участка от ** ** ****№ Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) передал ЗАО «Ката» (арендатор) во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской федерации, площадью <данные изъяты> га, расположенный: Иркутская область, на территории Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача кварталы №№, Зелиндинская дача кварталы № Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 128,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 104,0 тыс. куб.м. Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора. Использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Срок действия договора установлен по ** ** **** (л.д. 95-102).
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****№-агр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ЗАО «Ката») (л.д. 103).
Согласно договору аренды лесного участка от ** ** ****№ Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) передал ЗАО «Ката» (арендатор) во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской федерации, площадью <данные изъяты> га, расположенный: Иркутская область, на территории Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача кварталы №№ № частично кварталы № Зелиндинская дача кварталы №. Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 124,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 89,0 тыс. куб.м. Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора. Использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Срок действия договора установлен по ** ** **** (л.д. 130-137).
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****№-агр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ЗАО «Ката») (л.д. 138).
Согласно договору аренды лесного участка от ** ** ****№ Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) передал ЗАО «Ката» (арендатор) во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской федерации, площадью 58 547 га, расположенный: Иркутская область, на территории Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача кварталы №№, части кварталов № Зелиндинская дача кварталы №. Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 150,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 140,0 тыс. куб.м. Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора. Использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Срок действия договора установлен по ** ** **** (л.д. 166-173).
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****№-агр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ЗАО «Ката») (л.д. 174).
Согласно договору аренды лесного участка от ** ** ****№ Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (арендодатель) передал ЗАО «Ката» (арендатор) во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской федерации, площадью <данные изъяты> га, расположенный: Иркутская область, на территории Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, Северное лесничество: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Катинская дача кварталы № Зелиндинская дача кварталы №
Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 1233 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 1233 куб.м. Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора. Использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Срок действия договора установлен по ** ** **** (л.д. 209-215).
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ** ** ****№-ра утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ЗАО «Ката») (л.д. 216).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.04.2017 ЗАО «Ката» является действующим юридическим лицом. Одним из видов деятельности общества являются лесозаготовки (л.д. 55-69).
Согласно статьям 4, 15 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, защиту прав и свобод человека и гражданин.
В силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, что также закреплено в пункте 2 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанные Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах, лесопарках установлены в настоящее время Приказом Минприроды от 13.09.2016 № 474.
В силу пункта 12 Правил при заготовке древесины, в том числе запрещается оставление завалов, включая срубленные и оставленные на лесосеки деревья, и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины, оставленной на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Как следует из материалов проверки, в нарушение требований нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере порядка заготовки древесины, срубленная на участках, арендуемых ЗАО «КАТА» в соответствии с договором аренды от ** ** ****№, в ходе заготовки неликвидная древесина, до настоящего времени не вывезена из леса - с территории находящегося в пользовании лесного участка (л.д. 72-94).
Указанное обстоятельство в ходе судебного заседания представителем ответчика не оспаривалось.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, которым утверждены состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, проект освоения лесов должен содержать раздел «Создание лесной инфраструктуры», в котором отражаются следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры.
Согласно пункту 2 перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, помимо лесных дорог и лесных складов к объектам лесной инфраструктуры также относятся: площадка производственная; склад горюче-смазочных материалов; лесопогрузочный пункт; временное сооружение для бытовых нужд; гараж для лесохозяйственных и лесозаготовительных машин; мастерская ремонтно-механическая.
Материалами дела подтверждается, что раздел «Создание лесной инфраструктуры» и приложение № 8 «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке» проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ЗАО «КАТА» для заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ** ** ****. № содержит сведения исключительно о таких объектах лесной инфраструктуры, как лесные дороги и лесные склады (л.д. 178-208).
Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Между тем, во исполнение вышеуказанных норм закона входящие в вахтовые поселки ЗАО «КАТА» временные сооружения для бытовых нужд являются объектами лесной инфраструктуры, в связи с чем подлежат отражению в проекте освоения лесов.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водотоки - реки, ручьи, каналы.
Водоохранными зонами в соответствии с положениями статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Согласно статье 63 Водного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
На основании статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, расположенные в водоохранных зонах.
В силу статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются выборочные рубки лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.
Иные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 № 485.
В соответствии с пунктом 6 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 в разделе «Сведения о лесном участке» проекта освоения лесов приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение N 3). При этом категории лесов должны быть отображены на тематической лесной карте.
Судом установлено, что в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с вышеуказанными договорами аренды лесных участков отсутствуют сведения о наличии на территории лесного участка защитных лесов - лесов, расположенных в водоохранной зоне, несмотря на наличие на территории арендуемых ЗАО «КАТА» лесных участков водных объектов, а именно рек и ручьев, что свидетельствует о нарушении статей 5, 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов. Местонахождение лесов, расположенных в водоохранной зоне, на тематической лесной карте не отображено (л.д. 31-53, 142-165, 107-129, 178-208, 220-240).
Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Согласно пункту 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», статье 8 Водного кодекса Российской Федерации животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
При этом в силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула
отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В силу статьи 3 Водного Кодекса Российской Федерации к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов перед их использованием, при этом использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 55 Водного Кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Судом установлено, что в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с вышеуказанными договорами аренды лесных участков, не содержится перечней конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов. Проекты освоения лесов не имеют ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов. Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. В проектах освоения лесов ЗАО «КАТА» указанные тематические лесные карты отсутствуют (л.д. 31-53, 142-165, 107-129, 178-208, 220-240).
На основании статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров. Предупреждением лесных пожаров является противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (пункт 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров - это приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 марта 2014 N 161.
На основании пункта 9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и составе проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов лесопользователя должен включать раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», который должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
Судом установлено, что проекты освоения лесов, разработанные в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с вышеуказанными договорами аренды лесных участков, не соответствуют действующим нормативам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 марта 2014 года N 161 (л.д. 31-53, 142-165, 107-129, 178-208, 220-240).
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, связанные с несоответствием сведений о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках действующим нормативам (л.д. 89-94).
Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
В соответствии со статьей 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение распространения вредных организмов (статья 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (статья 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 сентября 2016 года № 470 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил, санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов). К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
Согласно части 1 статьи 60.8 Лесного кодекса Российской Федерации ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: проведение обследований очагов вредных организмов; уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов; рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Правила ликвидации очагов вредных организмов утверждены Приказом Минприроды России от 23.06.2016 N 361 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: проведение обследований очагов вредных организмов; уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества); рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Пунктом 9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» предусмотрено, что раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов лесопользователя должен содержать обоснование и характеристику видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технологию работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Судом установлено, что в противоречие данным требованиям закона, в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных ЗАО «КАТА» в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) отсутствует (л.д. 31-53, 142-165, 107-129, 178-208, 220-240).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, водных объектов, а также порядок ведения деятельности по заготовке древесины, в частности, статей 22, 56 Федерального Закона «О животном мире, статьи 58 Федерального Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 3, части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды от 13.09.2016 № 474.
Учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и животного мира, суд приходит к выводу, что исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц, основанные на положениях части 1 статьи 45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым установить для ответчика срок для исполнения возложенных на него обязанностей 1 год с момента вступления решения в законную силу, что достаточно для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» освободить выделы <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Катинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества, выделы <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области от срубленной и оставленной на лесном участке неликвидной древесины, расположенной в точках с координатами: № в срок до 30 ноября 2017 года.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» в установленном законом порядке отразить объекты лесной инфраструктуры: временные сооружения для бытовых нужд, расположенные в <данные изъяты> выделе <данные изъяты> квартале Зелиндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества (точка с координатами №), в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование ЗАО «Ката» в соответствии с договором аренды лесного участка от ** ** ****№ в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, предоставленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, сведения о площади лесов, расположенных в водоохраной зоне, и отобразить размещение указанной категории лесов в границах лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, на тематических лесных картах в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, отразив их в проектах освоения лесов в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов в границах лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» привести в соответствие с действующими нормативами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ** ** ****№, сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках, отраженные в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Ката» отразить в проектах освоения лесов, разработанных в отношении лесных участков, представленных в пользование в соответствии с договорами аренды лесных участков № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, № от ** ** ****, ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, а также изготовить тематические лесные карты, отображающие их пространственное размещение в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционных жалобы, представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья У.С. Солодкова