РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2018 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шейко Т.М.,
при секретаре судебного заседания Краевой Т.К.,
в присутствии представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Шаньгиной В.П., действующей на основании доверенности № СМ-09/02 от 09.01.2018 с полным объемом процессуальных прав сроком по 31.12.2018, в отсутствие истца Эшмурадова Х.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1028/2018 по исковому заявлению Эшмурадова Хуррам Алламурадовича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Эшмурадов Х.А. указал, что является неработающим пенсионером по инвалидности с ***** года. В феврале 2018 он ездил на отдых в г. Ташкент, стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 33628 рублей. По приезду он обратился в ГУ-УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе с заявлением об оплате стоимости проезда. Решением ГУ-УПФР № 74 от 21.03.2018 в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по указанному маршруту ему было отказано по причине отдыха за пределами Российской Федерации, в билете по маршруту «Иркутск-Ташкент»- сведения о пассажире, указано на другого человека, отсутствуют обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Просит признать незаконным решение ГУ-УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ***** от *****; взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 28300 рублей.
Истец Эшмурадов Х.А. в судебное заседание не явился, о дне времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению от 27.04.2018, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Шаньгина В.П. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях от 07.05.2018, суду пояснила, что решение УПФР ***** от 21.03.2018 года вынесено обоснованно, поскольку отдых Эшмурадова Х.А. состоялся в г. Ташкент Узбекистан, а пенсионеры имеют право на компенсацию только в том случае, если отдыхают на территории Российской Федерации. Кроме того, по маршруту «Иркутск-Ташкент» в билете сведения указаны другого пассажира, отсутствуют обязательные реквизиты (утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»). Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам. Гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 4 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1).
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила).
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).
Согласно пунктам 2, 3 Правил, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно пункту 10 Правил, компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983 года, г.Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Эшмурадов Х.А. является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по инвалидности, постоянно проживающим в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, что подтверждается представленными копией пенсионного удостоверения, копией трудовой книжки, копией паспорта на имя истца, и, ответчиком не оспаривается.
Из заявления от 13.03.2018 следует, что Эшмурадов Х.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, представил проездные документы, справки о стоимости проезда.
Решением ГУ УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ***** от 21.03.2018, Эшмурадову Х.А. отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, по причине отдыха за пределами Российской Федерации, в билете в билете по маршруту «Иркутск-Ташкент» сведения о пассажире указаны на другого человека, отсутствуют обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Как следует из доводов представителя ответчика, основанием к отказу в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда послужило нарушение п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя отчество, наименование, серия и номер документы, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения предусмотренные международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дата отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговая стоимость перевозки; форма оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дата оформления; наименование агентства /перевозчика, оформившего билет, норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Представленный билет истца по маршруту «Иркутск-Ташкент» выписан на другое лицо –Эшмурадова Тимура, и из билета не возможно определить фактически понесенные затраты истца к месту отдыха и обратно.
Суд не может согласиться с выводами ответчика об отказе в выплате компенсации по представленным проездным документам.
Ответчик не оспаривает право Эшмурадова Х.А. на получение указанной компенсации, как и не оспаривает факт отдыха Эшмурадова Х.А.
Доводы истца о том, что она имеет право на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации, суд находит обоснованными. Однако, возмещению подлежат расходы по оплате стоимости проезда согласно отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, независимо от того, что отдых его проходил в г.Ташкент ( Узбекистан).
Отсутствие в вышеуказанных Правилах прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых за пределами Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям страховых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 Закона № 4520-1 и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей страховых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха, в том числе и за пределами Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
Факт пребывания истца в месте отдыха в г.Ташкент (Узбекистан) подтвержден автобусными билетами, посадочными талонами, маршрутными квитанциями электронного билета и стороной ответчика не оспаривается.
Суд также не может согласиться с доводами ответчика об отказе в выплате компенсации, в связи с отсутствием в авиабилетах «Иркутск-Ташкент - обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134.
В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.
Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 года «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 года № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).
Реализация права Эшмурадова Х.А. на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиками правил оформления проездных документов.
Отсутствие в авиабилете обязательных реквизитов не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению, поскольку истец является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по инвалидности, имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года, фактически понес расходы на проезд к месту отдыха и обратно, решение ГУ УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 74 от 21.03.2018, об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, является незаконным.
Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.
Расходы истца на проезд по маршруту Усть-Илимск – Иркутск на сумму 1830 рублей, Иркутск-Усть-Илимск на сумму 1830 рублей, Иркутск-Ташкент на сумму 13929 рублей, Ташкент – Новосибирск 10985,00 рублей подтверждены представленным автобусными билетами, маршрутными квитанциями.
В приказе Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176", указано, что возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении.
Как следует из справки ООО «Компания Сибирь» от 27.04.2018 стоимость авиаперелета по маршруту Иркутск – Ташкент на дату вылета 03.02.2018 по территории Российской Федерации согласно отношению ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет на пассажира 6911,56 рублей.
Как следует из справки ООО «Компания Сибирь» от 27.04.2018 стоимость авиаперелета по маршруту Ташкент – Новосибирск-Иркутск на дату вылета 25.02.2018 по территории Российской Федерации согласно отношению ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет на пассажира 9162,54 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в пользу истца возмещению подлежат расходы по оплате стоимости проезда, согласно представленным проездным документам, и отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии в размере 19704 рублей 10 копеек (1830+1800+6911,56+9162,54), которые не превышают фактически произведенные истцом расходы на оплату стоимости проезда, следовательно, подлежат взысканию в пользу истца, в указанном размере.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 333.36 НК РФ, государственная пошлина, в связи с рассмотрением данного иска в размере 1088,16 рублей (300,0 рублей - по требованию неимущественного характера об оспаривании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно и 788,16 рублей - по требованию о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно от суммы удовлетворенных требований в размере 19704,10 рублей (пункт 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Эшмурадова Хуррама Алламурадовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ***** от 21.03.2018 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Эшмурадова Хуррама Алламурадовича компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 19704 рублей 10 копеек.
В удовлетворении исковых требований Эшмурадова Хуррама Алламурадовича о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 8595 рублей 90 копеек, отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1088 рублей 16 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.М. Шейко