Дело (УИД) 42RS0018-01-2021-001505-62
Производство №2-1028/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 07 сентября 2021 года
Орджоникидзевский районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области в составе председательствующего судьи Дементьева В.Г.
при секретаре Клюевой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» о признании незаконным и об отмене решения финансового уполномоченного,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель АО «НПФ «Благосостояние» обратился в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене решения финансового уполномоченного, просят признать незаконным и отменить решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО3№... от .. .. ....г..
Свои требования мотивируют тем, что Девяткина Н.А. .. .. ....г. обратилась в Службу финансового уполномоченного с требованием о взыскании с АО «НПФ «Благосостояние» денежных средств, удерживаемых Фондом в связи с отказом назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Решением финансового уполномоченного ФИО3 от .. .. ....г.№... постановлено: требование Девяткиной Н.А. к АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» о взыскании удержанных АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения, удовлетворить частично. Взыскать с АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в пользу Девяткиной Н.А. денежные средства в размере 2736,92 рублей по договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№.... Взыскать с АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ в пользу Девяткиной Н.А. денежные средства в размере 4957 рублей 42 копейки по договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№.... Последующая выплата негосударственной пенсии (.. .. ....г.) подлежит осуществлению в порядке, установленном договором негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№... и договором негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№.... С приняты решением Финансового уполномоченного Фонд не согласен, считает его незаконным.
Фонд осуществляет свою деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионными договорами) на основании Федерального закона от .. .. ....г. N2 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а также нормативных актов Банка России, Устава и
пенсионных Правил Фонда. .. .. ....г. Девяткина Н.А., являясь работником Вагонного депо Новокузнецк- пассажирский присоединилась к договору о негосударственном пенсионном обеспечении от .. .. ....г.№..., заключенному между Фондом и ......., в качестве Участника-Вкладчика. Между ОАО «РЖД» и Фондом был заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№..., согласно которому все права и обязанности сторон по ранее заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе и по договору НПО от .. .. ....г........, были переданы сторонам по Договору ......., по которому Дeвяткина Н.А. продолжила уплачивать личные пенсионные взносы по ........ После трудоустройства в ....... Девяткина Н.А. .. .. ....г. присоединилась к договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№..., заключенному между Фондом и ....... (с ....... АО «ФПК») в качестве Участника-вкладчика и уплачивает пенсионные взносы до настоящего времени. Согласно п. 8.1. Договора НПО ФПК Участник-Вкладчик приобретает право на государственную пенсию при наступлении у него пенсионных оснований, установленных законодательством Российской Федерации и Пенсионными правилами, соблюдении иных дополнительных условий (оснований), предусмотренных положением НПО. П. 15 Положения НПО ФПК предусмотрено право на корпоративную пенсию по старости Участника-Вкладчика при увольнении из АО «ФПК» при соблюдении одновременно следующих условий: а) достижение пенсионного возраста, в том числе необходимого для досрочного значения страховой пенсии по старости; б) наличие страхового стажа не менее пяти лет (60 месяцев). Страховой стаж Девяткиной Н.А. составляет ....... месяц. С .. .. ....г., согласно приложенной к обращениям Девяткиной НА справки, выданной УПФР в ул.....г..... ей установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ. Положениями статьи 10 Федерального закона от .. .. ....г. № 75-ФЗ установлено, что пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные требования для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии. Разделом Х Пенсионных правил предусмотрено, что пенсионным договором могут устанавливаться дополнительные основания и условия для приобретения участником на получение негосударственной пенсии, предусмотренные соглашением вкладчика с участниками (коллективный договор, Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников вкладчика и т.п.) и не противоречащие действующему законодательству. В настоящее время Девяткина Н.А. продолжает работать в организации вкладчика, следовательно, у нее не соблюдено одно из обязательных условий назначения корпоративной пенсии - увольнение из до «ФПК». Право на негосударственную пенсию у Девяткиной Н.А. должно возникнуть при увольнении из предприятия АО «ФПК».
Заявитель не согласен с выводами финансового уполномоченного о том, что основание назначения негосударственной пенсии в виде увольнения работника является ухудшающим условием и поэтому недопустимо. В своем решении Финансовый уполномоченный указывает, что договор негосударственного пенсионного обеспечения между заявителем и Фондом заключен в период действия ФЗ №... в редакции Федерального закона от .. .. ....г. № 182-ФЗ. По мнению Финансового уполномоченного, дополнительные основания для приобретения права на получение негосударственной пенсии, не могут ухудшать основания приобретения права на пенсию, установленные статьей 10 ФЗ от .. .. ....г. №75-ФЗ. Фонд считает, что такое толкование Финансовым уполномоченным норм статьи ФЗ от .. .. ....г. № 75-ФЗ не соответствует положениям законодательства о негосударственных пенсионных фондах, противоречит концепции негосударственного пенсионного обеспечения, который представляет собой. корпоративную социальную программу. Применение подхода, сформулированного Финансовым уполномоченным, существенно сузило бы возможности работодателей по использованию корпоративных пенсионных программ в целях эффективной реализации своей кадровой политики, поддержки определенных категорий работников и иных мер стимулирования. Негосударственное пенсионное обеспечение не является обязательным пенсионным обеспечением и не может быть приравнено к страховой пенсии. Негосударственные пенсии, выплачиваемые НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, являются гражданско-правовыми отношениями. Платежи, негосударственного пенсионного фонда, осуществляемые в соответствии с пенсионным договором, предполагавшим осуществление пенсионных взносов в том числе непосредственно будущим пенсионером (участником - вкладчиком в свою, пользу), являются исполнением гражданско-правового обязательства. В соответствии с коллективным договором .......» на ....... годы осуществление негосударственного пенсионного обеспечения работников через негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в порядке, установленном в Компании (п.п. 7.28 Коллективного договора) относится к софинансируемому социальному пакету. В соответствии с Коллективным договором Финансируемый социальный пакет - это льготы и компенсации, предоставляемые работникам по коллективному договору, оплата которых осуществляется работодателем и работником на принципах софинансирования. Пенсионные выплаты негосударственного пенсионного фонда формируются, в числе, за счет собственных средств работника (участника-вкладчика) и негосударственное пенсионное обеспечение является разновидностью коллективных инвестиций в целях дополнительного пенсионного обеспечения бывших работников вкладчика (АО «ФПК», ОАО «РЖД), осуществляемого по правилам установленным законодательством об НПО в том числе, указанных в Пенсионных правилах, Положениях об НПО.
Считают, что вывод финансового уполномоченного об отсутствии оснований для возникновения права на получение негосударственной пенсии, предусмотренных Положением НПО, в Договорах НПО и Пенсионных правилах, является незаконным. Договор негосударственного пенсионного обеспечения по своей вой природе является договором в пользу третьих лиц со множественностью лиц стороне выгодоприобретателей (участников). По смыслу п. 2 ст. 430 ГК РФ вступление третьего лица в обязательство происходит непосредственно в силу заключения договора в его пользу с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по такому договору. Девяткина Н.А. выразила согласие о вступлении в правоотношения по НПО путем подписания подписного листа. Юридическая техника изложения условий договора негосударственного пенсионного обеспечения, а именно, отсылочные условия, в частности, к Положению негосударственного пенсионного обеспечения, Пенсионным правилам не противоречит действующему законодательству. В связи с чем можно сделать вывод о том, что Пенсионные правила Фонда, договор негосударственного пенсионного обеспечения, Положение негосударственного пенсионного обеспечения в своей совокупности являются документами, регулирующими правоотношения сторон по негосударственному пенсионному обеспечению.
Финансовый уполномоченный, установив, что Положения НПО регламентируют отношения внутри организации, обладая сведениями об отсутствии в Фонде информации об ознакомлении с внутренними локальными актами организаций ......., АО «ФПК») работника, не запросил документы, подтверждающие ознакомление с Положением об НПО у сторон договора НПО, в связи с чем Финансовым уполномоченным оценки и не были исследованы дополнительные документы. Обязывая Фонд осуществлять последующую выплату негосударственной пенсии, Финансовый уполномоченный вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных ФЗ №123-ФЗ от .. .. ....г., так как не имеет право разрешать вопросы о признании права, либо обязании совершать определенные действия. Финансовым уполномоченным в основу решения о взыскании сумм по договорам негосударственного пенсионного обеспечения положен расчет, не соответствующий размерам пожизненной негосударственной пенсии, так как представленные Фондом расчеты и взятые финансовым уполномоченным в расчет, являлись предварительными и носили ознакомительный характер. Окончательный расчет размера негосударственной пенсии может быть произведен только при поступлении необходимых документов для назначения Девяткиной Н.А. негосударственной пенсии и может отличаться от предварительного расчета.
Представители заявителя АО «НПФ «Благосостояние» ФИО4, действующая на основании ордера №... от .. .. ....г., ФИО5, действующая на основании доверенности №... от .. .. ....г., ФИО6, действующая на основании доверенности №... от .. .. ....г., в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований, просили отменить решение финансового уполномоченного №... от .. .. ....г., как незаконное. Дали пояснения аналогичные заявлению, письменным пояснениям (т.2 л.д.60-62,116-119).
Представитель ФИО6 дополнительно пояснила, что АО «Благосостояние» отказал Девяткиной Н.А. в назначении пенсии, так как не выполнены все условия договора, она трудоустроена в АО «ФПК». Девяткина Н.А. обратилась в службу Финансового уполномоченного с требованиями о взыскании денежных средств с АО «Благосостояние», в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии, решением которого АО «Благосостояние» обязано выплачивать ей ежемесячно пенсию. Решение принято с нарушением компетенции, поскольку Финансовый уполномоченный может рассматривать только два вида требований: если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500000 руб.; если требования финансовых услуг потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения. Требование Девяткиной является о признании права на пенсию, а не требованием о взыскании денежных средств и не вытекает из договора страхования. Не смотря на это Финансовый уполномоченный рассмотрел требования о признании за Девяткиной Н.А. права получения пенсии, вопреки доводам уполномоченного это требование нельзя квалифицировать как требование о присуждении денежных сумм, потому что правовым последствием удовлетворения требования Девяткиной Н.А. является именно признание права на получение негосударственной пенсии, а не взыскание конкретной суммы денежных средств с фонда. Требование незаконно расценено как денежное, поскольку оно не поддается исчислению, размер пенсии, который в конечном итоге будет выплачен фондом, не возможно сейчас исчислить, так как он зависит от срока, от изменений, которые возможно будут внесены в договор и т.д. Кроме того финансовый уполномоченный, не имея на то компетенции рассмотрел вопрос о действительности отдельных положений договора негосударственного пенсионного обеспечения и положения негосударственного пенсионного обеспечения, у него не было на это права, это исключительно компетенция суда и суды уже неоднократно рассматривали положения договора на предмет законности, в том числе и Верховный Суд РФ и признавали его законным, опираясь на положения негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе которой оспаривается в данном случае. Кроме того, что касается самого договора и положения, они не противоречит закону, закон, во всех редакциях начиная с момента его введения, содержал право для фонда и вкладчика устанавливать дополнительные пенсионные основания, в том числе относительно увольнения из организации работодателя, поскольку негосударственная пенсия является дополнительной, она выплачивается наряду со страховой, Девяткина не лишена права на получение страховой пенсии, это гражданско-правовой договор это дополнительная гарантия, которая дается ей работодателем в абсолютно определенном порядке. Кроме того Девяткина по прежнему не лишена права в получении негосударственной пенсии, если она выполнит все условия, которые предусмотрены договором, а именно прекратит осуществлять трудовую деятельность в АО «ФПК». В материалах дела содержится информация об ознакомлении Девяткиной Н.А. с договором и пенсионными правилами, что подтверждается подписными листами. Кроме того в ....... г. ее еще раз дополнительно ознакомили и с положением АО «ФПК», с ....... г. Девяткина знала о наличии такого документа, что подтверждается ее подписью. В ....... г. она была ознакомлена с договором, в ....... г. была ознакомлена с договором и положением и ранее данное положение никаким образом не оспаривала.
Представитель ФИО4 дополнительно пояснила, что считают, что у Финансового уполномоченного отсутствовало право выносить решение о признании права и разрешать спор о признании права, а так же выносить решение которое создают правовую неопределенность относительно суммы взыскания. Финансовый уполномоченный пытается смешать государственное пенсионное обеспечение, страховые пенсии и негосударственное пенсионное обеспечение, которое является дополнительной гарантией. Девяткину никто не лишает права после соблюдения всех условий договора, когда она уволится из АО «ФПК» обратиться в фонд для назначена пенсии. В связи реорганизацией ОАО «РЖД» правоотношения между работниками и организацией единые, Девяткина имеет право получить негосударственную пенсию в соответствии с присоединением, поэтому отдельных двух договоров нет.
В судебном заседании представители финансового уполномоченного ФИО3, АНО «СОДФУ» – ФИО7, действующий на основании доверенности от .. .. ....г., ФИО8, действующий на основании доверенности №... от .. .. ....г. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, дали пояснения аналогичные доводам представленным письменным объяснениям (т.2 л.д.86-99, 101-105), ФИО7 дополнительно пояснил, что решение о взыскании с АО «НПФ «Благосостояние» по договору пенсионного обеспечения законно и обоснованно. Считают, что в момент присоединения потребителя к договорам, условия об увольнении доведено до потребителя не было, как в принципе и положение АО «ФПК», положение «РЖД», доказательств ознакомления с положением ....... не представлено. Финансовый уполномоченный не признавали данные положения недействительным, речь идет лишь о квалификации правоотношений и о ничтожности. В данной ситуации ничтожность и последствия ничтожности не требует признание судом непосредственно. ФЗ №75-ФЗ, который регулирует отношения о негосударственном пенсионном обеспечении указывает в ст. 9, 10 на то обстоятельство, что дополнительные пенсионные основания, должны быть указаны в пенсионном договоре и правилах. Правила должны быть зарегистрированы, а договор должен соответствовать этим правилам. Соответственно, когда потребителя знакомили с документами, правилами и договором, Девяткина Н.А. должна была исходить из того, что там все указано и она могла остановиться на тех условиях, которые в документах указаны, вместе с тем такие условия указаны в стороннем документе, каким является положение АО «ФПК» либо положение ........ Доводы истца, что такте положения являются неотъемлемой частью договора, необоснованные, так как это не указано ни в договоре, ни в самом положении. Установление требования об увольнении работника в качестве пенсионного основания противоречит существу законодательного регулирования института негосударственного пенсионного обеспечения и ухудшает положение потребителя. В данном случае усматривается злоупотребление фонда и работодателя, которые тем самым ввели в заблуждение потребителя и сейчас уже пытаются ссылаться на те условия, о которых они с потребителем не договаривались. Кроме того, подобную позицию озвучил ЦБ РФ на вопрос о том, насколько правомерно указание в положении работодателя дополнительных пенсионных оснований, ответил однозначно, что такого быть не должно, договор не должен противоречить пенсионным правилам. В договоре должны быть соответственно находится все дополнительные пенсионные основания, этого пенсионного основания там не содержится. Позиция ЦБ РФ, в том числе как и у Финансового уполномоченного, аналогичная. Такое условие как увольнение считают ничтожным еще и потому, что оно противоречит существу законодательного регулирования, так как фактически сейчас работник для того, чтобы он получил причитающиеся ему денежные средства по договору, он стоит перед выбором, он должен прекратить трудовые отношения и только в этом случае он получит пенсионное обеспечение, при этом в силу 75 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" он достиг соответствующего возраста для того чтобы приобрести негосударственную пенсию. Если представить, что такое дополнительное пенсионное основание как увольнение и в силу того, что оно не там указано, если представить что оно указано в договоре и потребитель видел такое пенсионное основание, это не противоречит закону. Но тогда по договору №... страховой случай наступил и выплата по договору страхования с РЖД в любом случае должна быть произведена, поскольку потребитель оттуда уволился и все условия соблюдены. Финансовый уполномоченный в рассматриваемом споре не признавал право за потребителем в назначении пенсии, а лишь квалифицировал то обстоятельство, что обязательство по выплате пенсии настало и взыскал соответствующие денежные средства. Фактически не рассматривался спор о назначении пенсии. Финансовый уполномоченный рассмотрел обращение в пределах компетенции, более того иное бы лишало всякий смысл наличие у Финансового уполномоченного рассматривать обращение о взыскании денежных средств в отношении НПФ. Финансовый уполномоченный в своем решении основывался на расчете, представленном АО НПФ «Благосостоянием» по запросу финансового уполномоченного. Сейчас истец пытается злоупотребить и говорит о том, что он не правильный. Здесь заявитель должен доказать иной размер, если он считает расчет неправильным, в отсутствии доказательства иного размера полагают, что требования подлежат удовлетворению в размере в том, который представил непосредственно истец, иного расчета в материалах дела нет. Коэффициенты и цифры известны только фонду, финансовому уполномоченному эти цифры не раскрыл, в этой связи он исходил из расчета, представленного фондом. Обязанность по произведению расчета возложена на «Благосостояние». Считают, что нормы закона ст. 15 ФЗ № 123 не нарушены. .. .. ....г. Девяткина обратилась в фонд с требованием назначении пенсии по первому и второму договору. С даты подачи заявления потребовала назначить пенсию. В АО «ФПК» Девяткина устроилась в ....... г. Решением финансового уполномоченного не назначена негосударственная пенсия, а была взыскана задолженность по уплате пенсии. Считают, что такое право у финансового уполномоченного было, так как в силу ст. 15 ФЗ № 123 Финансовый уполномоченный в праве рассматривать требование в отношении НПФ.
Ответчик Девяткина Н.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, полагала решение финансового уполномоченного законным, поддержала позицию представителя ответчика Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО7, суду пояснила, что .. .. ....г. уволена из ......., работала в должности инженера по охране труда, принята в АО «ФПК» инженером по охране труда. Была реорганизация организации, в порядке перевода принята в АО «ФПК», рабочее место не поменялось, изменилось название организации. .. .. ....г. присоединилась к договору НПО 2, получила подписной лист, с условиями положения детально ознакомлена не была в частности с требованиями об увольнении для назначения пенсии, как и договору НПО 3 с АО «ФПК» в ....... г. не была ознакомлена с положением о негосударственном пенсионом обеспечении.
Представитель заинтересованного лица АО «ФПК» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, представили отзыв (т.2 л.д.50-52).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из положений ст.ст. 2, 3 Федерального закона от .. .. ....г. N75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственным пенсионным фондом признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Под понятием вкладчик понимается физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд; под участником - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.
Статья 3 Федерального закона от .. .. ....г. N75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» содержит основные понятия, используемые в законе, в числе которых четко определены такие понятия как договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор), вкладчик, участник, пенсионные основания, правила фонда, заявление застрахованного лица. В ст. ст. 9, 11, 12 Закона приведены требования к пенсионным правилам фонда, пенсионным схемам, применяемым фондом, пенсионным договорам.
Согласно ст.13 Федерального закона от .. .. ....г. N75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» права и обязанности вкладчиков и участников определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, пенсионным договором (п.1).
Участники имеют право требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора, получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания, требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора, требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами фонда и условиями пенсионного договора (ч. 3 ст.13).
Вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором (ч. 4 ст.13).
В соответствии с п.1 ст. 14 этого же Федерального закона фонд обязан выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора.
Согласно ст. 1 Федерального закона от .. .. ....г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ от .. .. ....г. № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в статье 29 настоящего Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в статье 30 настоящего Федерального закона, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона) либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от .. .. ....г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
В вопросе №... «Разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона от .. .. ....г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ .. .. ....г.), предусмотрено, что в том случае, когда суд придет к выводу о необоснованности удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя финансовых услуг, суд указывает на это в мотивировочной части решения и отменяет решение финансового уполномоченного. Если суд придет к выводу о том, что финансовым уполномоченным требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме, суд изменяет решение финансового уполномоченного в соответствующей части.
В соответствии с ч.21 ст. 22 ФЗ от .. .. ....г. № 123-ФЗ решение финансового уполномоченного должно быть обоснованным и соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, принципам российского права, в том числе добросовестности, разумности и справедливости.
На основании ч.1 ст. 28 ФЗ от .. .. ....г. № 123-ФЗ в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае обращения финансовой организации в суд копия заявления подлежит направлению финансовому уполномоченному, рассматривавшему дело, и потребителю финансовых услуг, в отношении обращения которого принято решение финансового уполномоченного, в течение одного дня со дня подачи указанного заявления.
Судом установлено, что .. .. ....г. Девяткина Н.А. обратилась в службу финансового уполномоченного с заявлением о взыскании с АО «НПФ «Благосостояние» денежных средств, удерживаемых Фондом в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения (т.2 л.д.15-17).
Решением уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО3 от .. .. ....г.№... постановлено: Требование Девяткиной Н.А. к АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» о взыскании удержанных АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения, удовлетворить частично. Взыскать с АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в пользу Девяткиной Н.А. денежные средства в размере 2736 рублей 92 копейки по договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№.... Взыскать с АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в пользу Девяткиной Н.А. денежные средства в размере 4957 рублей 42 копейки по договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№...№.... Последующая выплата негосударственной пенсии (с мая 2021 года) подлежит осуществлению в порядке, установленном договором негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№... и договором негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№... (т.1 л.д.15-38).
С вынесенным решением АО НПБ «Благосостояние» не согласно, считает его незаконным, в связи с чем, просит его отменить.
Судом установлено и следует из материалов дела, что .. .. ....г. Девяткина (ранее Платунова) Н.А., являясь работником ......., присоединилась к договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№..., заключенному между НО «НПФ «Благосостояние» и ....... в качестве участника-вкладчика, и уплачивала личные пенсионные взносы (т.1 л.д.39-46,159, т.2 л.д.2, 3 об.,52 об.).
.. .. ....г. между НО «НПФ «Благосостояние» и ....... заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения №..., согласно которому все права и обязанности сторон по ранее заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе и по договору НПО от .. .. ....г.№..., были переданы сторонам по Договору НПО от .. .. ....г. (т.1 л.д.47-62, 63-89).
Негосударственное пенсионное обеспечение работников АО «Федеральная пассажирская компания» осуществляется НО «НПФ «Благосостояние» по договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№... (т.1 л.д.139).
После трудоустройства в Вагонный участок Новокузнецк ОАО «ФПК» Девяткина Н.А. .. .. ....г. присоединилась к договору негосударственного пенсионного обеспечения от .. .. ....г.№..., заключенному между Фондом и АО «ФПК» (ранее ОАО «ФПК») в качестве Участника-вкладчика (т.1 л.д.160, 90-137).
Негосударственное пенсионное обеспечение работников АО «ФПК» осуществляется на основании договора НПО ФПК, Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК» утвержденного решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол от .. .. ....г.) с вменениями и дополнениями, в соответствии с Пенсионными правилам и Фонда (т.1 л.д.138-158).
Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) осуществляет свою деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионными договорами) и на основании с требованиями Федерального закона от .. .. ....г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а также нормативных актов Банка России, Устава и пенсионных правил фонда, зарегистрированных Банком России.
С .. .. ....г. Девяткина Н.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что подтверждается справкой от .. .. ....г.№..., выданной УПФР в г. ....... (межрайонное) (т.1 л.д. 241,т.2 л.д.11).
Девяткина Н.А. обращалась в НО «НПФ «Благосостояние» с заявлением о назначении корпоративной пенсии (т.1 л.д. 239, т.2 л.д.1). В назначении негосударственной пенсии Девяткиной Н.А. Фондом отказано с указанием: на отсутствие правового основания – не увольнением с предприятия АО «ФПК» (т.1 л.д.248-249, т.2 л.д. 5-6,7). Сведений о том, что Девяткина Н.А. ранее обращалась в АО «НПФ «Благосостояние», в том числе до трудоустройства в АО ФПК», не представлено. Также с обращением за выходом из негосударственного пенсионного фонда и получением выплатной суммы при продолжении работы в данных организациях, Девяткина Н.А. не обращалась.
Согласно статье 10 Федерального закона от .. .. ....г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.
Как следует из статьи 12 Федерального закона № 75-ФЗ, конкретные пенсионные основания, а также положения о порядке выплаты негосударственных пенсий устанавливаются пенсионным договором.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ пенсионные основания бывают общие, то есть стандартные пенсионные основания, которые необходимы для назначения пенсии и дополнительные – специальные основания, соблюдение которых необходимо при назначении негосударственной пенсии.
Согласно п. 8.1. Договора НПО ФПК Участник-Вкладчик приобретает право на государственную пенсию при наступлении у него пенсионных оснований и соблюдении иных дополнительных условий, предусмотренных положением о негосударственном пенсионном обеспечении.
В соответствии с п. 15 Положения НПО ФПК право на корпоративную пенсию по старости Участник-Вкладчик приобретает при увольнении из АО «ФПК» и соблюдении одновременно следующих условий: а) достижение пенсионного возраста, в том числе необходимого для досрочного значения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; б) наличие страхового стажа не менее пяти лет (60 месяцев) (т.1 л.д.138-158).
Таким образом, поскольку негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным видом пенсионного обеспечения и организуется работодателем на добровольной основе, в договорах могут быть установлены дополнительные основания для получения корпоративной пенсии, что не противоречит закону.
В соответствии с п. 1.5 Пенсионных правил АО «НПФ «Благосостояние» отношения, возникающие между вкладчиком - юридическим лицом и участником негосударственному пенсионному обеспечению, регулируются законодательством Российской Федерации, локальными нормативными и иными актами Вкладчика (коллективный договор, Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников вкладчика и т.п.) и (или) пенсионным договором (т.1 л.д.161-228).
Разделом Х Пенсионных правил предусмотрено, что пенсионным договором могут устанавливаться дополнительные основания и условия для приобретения участником на получение негосударственной пенсии, предусмотренные соглашением вкладчика с участниками (коллективный договор, Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников вкладчика и т.п.) и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Исходя из представленных документов Условия пенсионных программ (пенсионных договоров, положений о негосударственном пенсионном обеспечении работников) как ОАО «РЖД», так и ОАО «ФПК» в части дополнительных оснований и условий для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии - требования в том числе по стажу работы на предприятии, в отрасли, увольнение участника, достигшего определенного возраста, из организации вкладчика, являются идентичными.
Вышеуказанные положения также не опровергаются письмом Центрального Банка РФ №06-38-2 от .. .. ....г. (т.2 л.д.123-124) и соответствует ч. 6 ст. 10 ФЗ №75-ФЗ, что пенсионными договорами могут быть предусмотрены иные основания, в том числе, не предусмотренные законодательством, таким образом не состоятельны доводы представителя уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО3 в данной части.
Также дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение является корпоративной гарантией финансовой защищенности при увольнении и не лишает права на социальное пенсионное обеспечение.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований закона, исходя из анализа Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК» следует, что факт увольнения из Общества в связи с выходом на пенсию является обязательным условием для получения права на негосударственное пенсионное обеспечение, а Девяткина Н.А. под действие указанного Положения не попадает.
Вопреки доводам уполномоченного это требование нельзя квалифицировать как требование о присуждении денежных сумм, потому что правовым последствием удовлетворения требования Девяткиной Н.А. является именно признание права на получение негосударственной пенсии, а не взыскание конкретной суммы денежных средств с фонда.
Таким образом, не состоятельны доводы Финансового уполномоченного, что в рассматриваемом споре не признавал право за потребителем в назначении пенсии, а лишь квалифицировал то обстоятельство, что обязательство по выплате пенсии настало и взыскал соответствующие денежные средства.
Требование Девяткиной является о признании права на пенсию, а не требованием о взыскании денежных средств и не вытекает из договора страхования.
Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений Девяткиной Н.А., она на момент обращения с заявление о назначении негосударственного пенсионного обеспечения работала и продолжает работать в АО «ФПК». Таким образом, у Девяткиной Н.А. не возникло право на негосударственное пенсионное обеспечение, ввиду того, что не имелось всей совокупности необходимых условий для возникновения права на негосударственную пенсию, включая увольнение. В связи с чем, у Фонда отсутствовали правовые основания для назначения Девяткиной Н.А. негосударственной пенсии.
Однако, Финансовым уполномоченным в ходе рассмотрения обращения Девяткиной Н.А. не приняты во внимание обстоятельства относительно дополнительных оснований и условий для приобретения Участником-Вкладчиком права на получение негосударственной пенсии, установленных пенсионными договорами.
Поскольку фактически Девяткиной Н.А. Фондом не была назначена негосударственная пенсия в связи с отсутствием пенсионного основания для ее назначения, доводы представителя финансового уполномоченного о том, что своим решением финансовый уполномоченный не рассматривал вопрос о признании права Девяткиной Н.А. на назначение негосударственной пенсии, а была взыскана задолженность по уплате негосударственной пенсии, суд находит несостоятельными.
Также представитель ответчика Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного не раскрыл Коэффициенты и цифры, указав, что они известны только фонду, в этой связи он исходил из расчета, представленного фондом.
Суд приходит к выводу, что доводы службы уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО3 о том, что данные правоотношения являются страховыми, противоречат нормам гражданского законодательства и смыслу Закона №123-Ф3.
Пенсионный договор представляет систему гражданско-правового договора и трудовых отношений между АО «НПФ «Благосостояние», работодателем и работником по предоставлению дополнительных корпоративных гарантий при увольнении для получения дополнительного права на негосударственное пенсионное обеспечение. В результате возникновения данных гражданско-правовых отношений Девяткина Н.А. выступает в качестве участника-вкладчика пенсионного негосударственного обеспечения, а не как потребитель финансовой услуги.
Учитывая тот факт, что данный случай не является страховым, а предметом настоящего спора является начисление негосударственной пенсии работнику, соответственно, совокупность пенсионных оснований, предусмотренных Договором негосударственного пенсионного обеспечения участников-вкладчиков, Пенсионными правилами и действующим Положением АО "ФПК", является юридически значимым обстоятельством, требующим установления для разрешения данного дела, так как фактически решением от .. .. ....г.№... было установлено право Девяткиной Н.А. на получение негосударственной пенсии.
В связи с чем доводы представителя финансового уполномоченного в данной части суд находит несостоятельными и опровергаются самим решением финансового уполномоченного от .. .. ....г. (т.1 л.д.15-38), так как в решении указано о фактическом назначении ежемесячной негосударственной пенсии, в связи с отказом, и взысканы именно денежные средства по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, а также установил последующую выплату негосударственной пенсии (с мая 2021 года).
Толкование Финансовым уполномоченным норм статьи ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ не соответствует положениям законодательства о негосударственных пенсионных фондах, противоречит концепции негосударственного пенсионного обеспечения, который представляет собой. корпоративную социальную программу.
Кроме того финансовый уполномоченный, не имея на то компетенции рассмотрел вопрос о действительности отдельных положений договора негосударственного пенсионного обеспечения и положения негосударственного пенсионного обеспечения, у него не было на это права, это исключительно компетенция суда. Кроме того, что касается самого договора и положения, они не противоречит закону, закон, во всех редакциях начиная с момента его введения, содержал право для фонда и вкладчика устанавливать дополнительные пенсионные основания, в том числе относительно увольнения из организации работодателя, поскольку негосударственная пенсия является дополнительной, она выплачивается наряду со страховой, Девяткина не лишена права на получение страховой пенсии, это гражданско-правовой договор это дополнительная гарантия, которая дается ей работодателем в абсолютно определенном порядке. Кроме того Девяткина по прежнему не лишена права в получении негосударственной пенсии, если она выполнит все условия, которые предусмотрены договором, а именно прекратит осуществлять трудовую деятельность в АО «ФПК».
Исходя из норм гражданского законодательства, требование о назначении негосударственной пенсии по своей правовой природе не является требованием о взыскании. Данное требование является требованием неимущественного характера, не подлежащее оценке (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от .. .. ....г. N 30 (ред. от .. .. ....г.) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (пункт 2). Соответственно, данное требование по своей правовой природе не является требованием имущественного характера, требованием о взыскании денежных средств, и, соответственно, по совокупному толкованию положений Закона №123-Ф3 не может рассматриваться финансовым уполномоченным.
Довод представителя финансового уполномоченного о том, что Девяткина Н.А. не была ознакомлена с локальными нормативными актами, регулирующими вопросы негосударственного пенсионного обеспечения, суд находит необоснованным и опровергаются материалами дела, а также пояснениями Девяткиной Н.А., что с условиями и Положением, возможно не детально, была ознакомлена .. .. ....г..
В материалы дела представлены документы, подтверждающие факт ознакомления Девяткиной Н.А. с документами (в том числе с Положением ОАО «ФПК»), что подтверждается соответствующим листом ознакомления и иными документами (т. 1 л..д. 159,160, т.2 л.д.24). Данное обстоятельство сторонами не опровергнуто. Доказательств того, что работник обращался к работодателю с письменным заявлением о разъяснении условий негосударственного пенсионного обеспечения по достижении права на трудовую пенсию не имеется.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий, необходимых для назначения Девяткиной Н.А. негосударственной пенсии отсутствует, а финансовым уполномоченным были удовлетворены требования заявителя, не входящие в его компетенцию в соответствии со ст. 15 ФЗ от 04.06.2018 №123-ФЗ, решение финансового уполномоченного суд признает незаконным.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО3№... от .. .. ....г..
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Службы финансового уполномоченного ФИО3№... от .. .. ....г. по обращению Девяткиной Натальи Анатольевны признать незаконным и отменить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено .. .. ....г..
Судья В.Г. Дементьев